ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА
ТЕРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Понятие и содержание чрезвычайного положения 8
1.2 Структура органов власти, обеспечивающих безопасность во время
режима чрезвычайного положения и их полномочия 13
2. АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ 29
2.1. Анализ статистики чрезвычайных ситуаций за последнее время 29
2.2 Основные проблемы при введении режима чрезвычайного положения и
пути их решения 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ А 56
ПРИЛОЖЕНИЯ Б 57
1.ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА
ТЕРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Понятие и содержание чрезвычайного положения 8
1.2 Структура органов власти, обеспечивающих безопасность во время
режима чрезвычайного положения и их полномочия 13
2. АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ 29
2.1. Анализ статистики чрезвычайных ситуаций за последнее время 29
2.2 Основные проблемы при введении режима чрезвычайного положения и
пути их решения 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ А 56
ПРИЛОЖЕНИЯ Б 57
Чрезвычайные ситуации всегда приходят неожиданно как для общества, так и для правительства любой страны. В таких ситуациях перед «сильными мира сего» стоит очень сложная задача: исходя из специфики сложившихся экстремальных условий скорректировать формы и методы государственного управления через принятие чрезвычайных нормативно-правовых актов и ограничение гражданских свобод. В связи с этим изучение организации и функционирования разнообразных государственных структур и их взаимодействия в условиях ЧС только подогревает научный интерес к данной проблеме. Актуальность исследования заключается в том, что институт чрезвычайного положения является одним из компонентов системы, обеспечивающей национальную безопасность государства, его границ и населения. Также он играет большую роль в государственно¬правовой системе России.
Институт чрезвычайного положения существует как средство устранения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также гарантирует их ликвидацию в кратчайшие сроки. Устранение ЧС происходит чаще всего путем ограничений свобод граждан, что не редко воспринимается последними как инструмент насилия над народом. Вспоминая недавно произошедший пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя Вишня», можно отметить огромное количество негативных комментариев в Интернете и социальных сетях. Так, например, в статье на одном из форумов можно найти историю отца, который рассказал о том, как отвел детей в упомянутый ТРЦ в день трагедии посмотреть мультфильм в кино. При описании работы сотрудников МЧС он упоминает, что «они целых три минуты надевали маски и только потом выдвинулись». После того, как спасательный отряд проник в здание, мужчина решил показать им кратчайший путь к кинотеатру, который нашел сам. На что сотрудники МЧС сказали, что «впереди огонь и дальше они не пойдут». После мужчина попросил дать ему маску, чтобы пойти туда самому. Ему отказали, сказав: «Так не положено». «Мои дочери погибли из- за чертового порядка!» отмечает свидетель. Однако эти законодательные нормы, регулирующие деятельность органов государственной власти во время ЧС, также осуществляют защиту ряда прав и свобод граждан страны.
Институт ЧП представляет собой сложную систему правовых норм, согласованных между собой, используемую для характеристики ЧП и способов его устранения. Он включает в себя:
• характеристики, позволяющие ввести режим чрезвычайного положения;
• государственный орган, уполномоченный вводить режим ЧП;
• порядок введения ЧП;
• границы времени и пространства действия для устранения ЧП;
• особый режим работы для организаций и предприятий, имеющих возможность ограничения прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Более того, следует отметить специфику жизнедеятельности федеративных государств, таких, как Россия. Ввиду многих региональных особенностей нашей страны, разграничение полномочий среди федеральных органов власти и органов субъектов Федерации представляет собой одно из самых важных условий для эффективного устранения чрезвычайных ситуаций.
Содержание чрезвычайного положения носит весьма противоречивый характер, т.к. предугадать ЧС до мельчайших деталей невозможно, а действовать необходимо быстро и решительно. Таким образом, времени на тщательный юридический анализ ситуации не остается. Поэтому в данном случае исполнительная власть зачастую наделяется довольно широкими и неопределенными полномочиями.
Объект исследования выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства при введении режима чрезвычайного положения.
Предметом исследования выступает совокупность теоретических, правовых и организационных проблем, связанных с определением места и роли чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации...
Институт чрезвычайного положения существует как средство устранения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также гарантирует их ликвидацию в кратчайшие сроки. Устранение ЧС происходит чаще всего путем ограничений свобод граждан, что не редко воспринимается последними как инструмент насилия над народом. Вспоминая недавно произошедший пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя Вишня», можно отметить огромное количество негативных комментариев в Интернете и социальных сетях. Так, например, в статье на одном из форумов можно найти историю отца, который рассказал о том, как отвел детей в упомянутый ТРЦ в день трагедии посмотреть мультфильм в кино. При описании работы сотрудников МЧС он упоминает, что «они целых три минуты надевали маски и только потом выдвинулись». После того, как спасательный отряд проник в здание, мужчина решил показать им кратчайший путь к кинотеатру, который нашел сам. На что сотрудники МЧС сказали, что «впереди огонь и дальше они не пойдут». После мужчина попросил дать ему маску, чтобы пойти туда самому. Ему отказали, сказав: «Так не положено». «Мои дочери погибли из- за чертового порядка!» отмечает свидетель. Однако эти законодательные нормы, регулирующие деятельность органов государственной власти во время ЧС, также осуществляют защиту ряда прав и свобод граждан страны.
Институт ЧП представляет собой сложную систему правовых норм, согласованных между собой, используемую для характеристики ЧП и способов его устранения. Он включает в себя:
• характеристики, позволяющие ввести режим чрезвычайного положения;
• государственный орган, уполномоченный вводить режим ЧП;
• порядок введения ЧП;
• границы времени и пространства действия для устранения ЧП;
• особый режим работы для организаций и предприятий, имеющих возможность ограничения прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Более того, следует отметить специфику жизнедеятельности федеративных государств, таких, как Россия. Ввиду многих региональных особенностей нашей страны, разграничение полномочий среди федеральных органов власти и органов субъектов Федерации представляет собой одно из самых важных условий для эффективного устранения чрезвычайных ситуаций.
Содержание чрезвычайного положения носит весьма противоречивый характер, т.к. предугадать ЧС до мельчайших деталей невозможно, а действовать необходимо быстро и решительно. Таким образом, времени на тщательный юридический анализ ситуации не остается. Поэтому в данном случае исполнительная власть зачастую наделяется довольно широкими и неопределенными полномочиями.
Объект исследования выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства при введении режима чрезвычайного положения.
Предметом исследования выступает совокупность теоретических, правовых и организационных проблем, связанных с определением места и роли чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации...
В данной работе мы исследовали режим чрезвычайного положения и предпосылки его введения - возникновение чрезвычайных ситуаций.
В первой главе мы дали подробное описание режима ЧП как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или ее регионов, для обеспечения безопасности населения и конституционного строя страны. При введении этого режима федеральные, региональные, муниципальные и другие органы власти и местного самоуправления наделяются более широкими полномочиями для успешной и быстрой ликвидации последствий ЧС. Режим ЧП создан для того, чтобы устранить ЧС, произошедшую внутри страны, т.е. не связанную с военными действиями других стран.
Мы выяснили, что введение вышеупомянутого режима характеризуется ограничением прав и свобод человека на территории введения ЧП. Однако ограничению не подвергаются основополагающие права и свободы, продиктованные Международной конвенцией по правам человека. Лимитизация других прав и свобод обусловлена сложившейся чрезвычайной ситуацией и направлена на защиту населения.
Также мы подробно описали всевозможные органы власти, задействованные в активизации режима ЧП, а также различные силовые структуры, осуществляющие деятельность по устранению последствий ЧС. Мы определили, что существует такое объединение органов власти как Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - структура, выполняющая мониторинг ЧС на территории Российской Федерации, а также выполняющая функции органа, отчитывающегося перед Правительством РФ о проделанной работе. Ей подчинены различные подсистемы, которые разделяются по территориальному и функциональному принципам. В составе данных подсистем можно выделить отдельные исполнительные органы власти, работающие непосредственно с последствиями ЧС. Мы подробно описали структуру каждого конкретного функционального образования, описали их полномочия и права при введении режима ЧП.
Таким образом, мы выяснили, что режим чрезвычайного положения может негативно сказываться на отношении населения к ограничениям их свобод, однако постоянный мониторинг ЧС и возможностей их возникновения позволяет быстро и эффективно бороться с причинами и последствиями их возникновения, а также продуктивно защищать целостность страны и человеческие жизни.
Во второй главе нашего исследования мы обратились к статистическим данным по чрезвычайным ситуациям за последние годы. Из нашего исследования можно сделать вывод о том, что динамика развития ЧС на территории Российской Федерации заметно идет на спад, а значит, единая система работает четко и слаженно. Однако по некоторым показателям, таким как количество погибших и спасенных людей при крупных террористических актах за 2016 и 2017 года соответственно, подведомственные службы все еще не добились утешительных результатов, что показано на рисунках 3 и 4 (см. приложения).
Касательно статистических данных по Свердловской области, мы можем утверждать, что данная территория мало подвержена каким-либо чрезвычайным ситуациям, т.к. количество последних в 2017 году составило всего 3 случая. Не смотря на это, мы полагаем, что не стоит сразу уверовать в недосягаемость нашего региона для чрезвычайных ситуаций. В связи с различными новостными сводками, мы можем отметить, что ЧС природного и техногенного характера все еще угрожают жителям Свердловской области. Среди природных ЧС выделяются ситуации, связанные с опасными погодными условиями - ураганным ветром, большим количеством осадков. Среди техногенных - дорожно-транспортные происшествия с тяжелым исходом.
Подробно рассмотрев описанные ЧС, произошедшие на территории Свердловской области в 2017-2018 годах, мы выявили некоторые недочеты, связанные с взаимодействием органов власти с аварийно-спасательными службами, службами ЖКХ и населением. Также мы предложили некоторые варианты решения найденных проблем. Так, при решении проблем, связанных с ЧС природного характера мы предлагаем усилить контроль над работой аварийных служб и служб ЖКХ, т.к. их бездействие в некоторых случаях усугубляет последствия природных катаклизмов, тем самым приводя к травмированию населения и даже смертельным исходам. Касательно ЧС техногенного характера мы предлагаем усилить информирование населения о подобных случаях в целях пропаганды техники безопасности и соблюдения правил. Т.к. дорожно-транспортные происшествия также относятся к ЧС техногенного характера, мы предлагаем использовать технологии Запада в борьбе с пьяными водителями и нарушениями компаний грузоперевозок в сфере технического обслуживания автомобилей. Методами предупреждения и ликвидации ЧС биолого-социального характера мы предлагаем работу с гражданами региона: своевременное информирование, активную агитацию в период вакцинации, а в более серьезных случаях - даже метод принуждения. Мы считаем, что описанные нами мероприятия помогут защитить население Свердловской области от возможных чрезвычайных ситуаций в будущем.
В первой главе мы дали подробное описание режима ЧП как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или ее регионов, для обеспечения безопасности населения и конституционного строя страны. При введении этого режима федеральные, региональные, муниципальные и другие органы власти и местного самоуправления наделяются более широкими полномочиями для успешной и быстрой ликвидации последствий ЧС. Режим ЧП создан для того, чтобы устранить ЧС, произошедшую внутри страны, т.е. не связанную с военными действиями других стран.
Мы выяснили, что введение вышеупомянутого режима характеризуется ограничением прав и свобод человека на территории введения ЧП. Однако ограничению не подвергаются основополагающие права и свободы, продиктованные Международной конвенцией по правам человека. Лимитизация других прав и свобод обусловлена сложившейся чрезвычайной ситуацией и направлена на защиту населения.
Также мы подробно описали всевозможные органы власти, задействованные в активизации режима ЧП, а также различные силовые структуры, осуществляющие деятельность по устранению последствий ЧС. Мы определили, что существует такое объединение органов власти как Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - структура, выполняющая мониторинг ЧС на территории Российской Федерации, а также выполняющая функции органа, отчитывающегося перед Правительством РФ о проделанной работе. Ей подчинены различные подсистемы, которые разделяются по территориальному и функциональному принципам. В составе данных подсистем можно выделить отдельные исполнительные органы власти, работающие непосредственно с последствиями ЧС. Мы подробно описали структуру каждого конкретного функционального образования, описали их полномочия и права при введении режима ЧП.
Таким образом, мы выяснили, что режим чрезвычайного положения может негативно сказываться на отношении населения к ограничениям их свобод, однако постоянный мониторинг ЧС и возможностей их возникновения позволяет быстро и эффективно бороться с причинами и последствиями их возникновения, а также продуктивно защищать целостность страны и человеческие жизни.
Во второй главе нашего исследования мы обратились к статистическим данным по чрезвычайным ситуациям за последние годы. Из нашего исследования можно сделать вывод о том, что динамика развития ЧС на территории Российской Федерации заметно идет на спад, а значит, единая система работает четко и слаженно. Однако по некоторым показателям, таким как количество погибших и спасенных людей при крупных террористических актах за 2016 и 2017 года соответственно, подведомственные службы все еще не добились утешительных результатов, что показано на рисунках 3 и 4 (см. приложения).
Касательно статистических данных по Свердловской области, мы можем утверждать, что данная территория мало подвержена каким-либо чрезвычайным ситуациям, т.к. количество последних в 2017 году составило всего 3 случая. Не смотря на это, мы полагаем, что не стоит сразу уверовать в недосягаемость нашего региона для чрезвычайных ситуаций. В связи с различными новостными сводками, мы можем отметить, что ЧС природного и техногенного характера все еще угрожают жителям Свердловской области. Среди природных ЧС выделяются ситуации, связанные с опасными погодными условиями - ураганным ветром, большим количеством осадков. Среди техногенных - дорожно-транспортные происшествия с тяжелым исходом.
Подробно рассмотрев описанные ЧС, произошедшие на территории Свердловской области в 2017-2018 годах, мы выявили некоторые недочеты, связанные с взаимодействием органов власти с аварийно-спасательными службами, службами ЖКХ и населением. Также мы предложили некоторые варианты решения найденных проблем. Так, при решении проблем, связанных с ЧС природного характера мы предлагаем усилить контроль над работой аварийных служб и служб ЖКХ, т.к. их бездействие в некоторых случаях усугубляет последствия природных катаклизмов, тем самым приводя к травмированию населения и даже смертельным исходам. Касательно ЧС техногенного характера мы предлагаем усилить информирование населения о подобных случаях в целях пропаганды техники безопасности и соблюдения правил. Т.к. дорожно-транспортные происшествия также относятся к ЧС техногенного характера, мы предлагаем использовать технологии Запада в борьбе с пьяными водителями и нарушениями компаний грузоперевозок в сфере технического обслуживания автомобилей. Методами предупреждения и ликвидации ЧС биолого-социального характера мы предлагаем работу с гражданами региона: своевременное информирование, активную агитацию в период вакцинации, а в более серьезных случаях - даже метод принуждения. Мы считаем, что описанные нами мероприятия помогут защитить население Свердловской области от возможных чрезвычайных ситуаций в будущем.
Подобные работы
- Чрезвычайный режим как особый административно-правовой режим
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Защита прав граждан в условиях чрезвычайного положения (Правовое регулирование кризисов и ЧС, Алтайский государственный университет)
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Чрезвычайное положение, особый правовой режим
Курсовые работы, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Режим чрезвычайного положения
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 990 р. Год сдачи: 2014 - Административно-правовой режим военного положения (Уральский государственный экономический университет)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (теоретико-правовое исследование)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Конституционно-правовое регулирование режима военного положения в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Трудовые права в условиях чрезвычайных обстоятельств
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Государственное управление в условиях чрезвычайного положения
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1090 р. Год сдачи: 2014



