ВВЕДЕНИЕ 4
1.ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА
ТЕРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Понятие и содержание чрезвычайного положения 8
1.2 Структура органов власти, обеспечивающих безопасность во время
режима чрезвычайного положения и их полномочия 13
2. АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ 29
2.1. Анализ статистики чрезвычайных ситуаций за последнее время 29
2.2 Основные проблемы при введении режима чрезвычайного положения и
пути их решения 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ А 56
ПРИЛОЖЕНИЯ Б 57
Чрезвычайные ситуации всегда приходят неожиданно как для общества, так и для правительства любой страны. В таких ситуациях перед «сильными мира сего» стоит очень сложная задача: исходя из специфики сложившихся экстремальных условий скорректировать формы и методы государственного управления через принятие чрезвычайных нормативно-правовых актов и ограничение гражданских свобод. В связи с этим изучение организации и функционирования разнообразных государственных структур и их взаимодействия в условиях ЧС только подогревает научный интерес к данной проблеме. Актуальность исследования заключается в том, что институт чрезвычайного положения является одним из компонентов системы, обеспечивающей национальную безопасность государства, его границ и населения. Также он играет большую роль в государственно¬правовой системе России.
Институт чрезвычайного положения существует как средство устранения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также гарантирует их ликвидацию в кратчайшие сроки. Устранение ЧС происходит чаще всего путем ограничений свобод граждан, что не редко воспринимается последними как инструмент насилия над народом. Вспоминая недавно произошедший пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя Вишня», можно отметить огромное количество негативных комментариев в Интернете и социальных сетях. Так, например, в статье на одном из форумов можно найти историю отца, который рассказал о том, как отвел детей в упомянутый ТРЦ в день трагедии посмотреть мультфильм в кино. При описании работы сотрудников МЧС он упоминает, что «они целых три минуты надевали маски и только потом выдвинулись». После того, как спасательный отряд проник в здание, мужчина решил показать им кратчайший путь к кинотеатру, который нашел сам. На что сотрудники МЧС сказали, что «впереди огонь и дальше они не пойдут». После мужчина попросил дать ему маску, чтобы пойти туда самому. Ему отказали, сказав: «Так не положено». «Мои дочери погибли из- за чертового порядка!» отмечает свидетель. Однако эти законодательные нормы, регулирующие деятельность органов государственной власти во время ЧС, также осуществляют защиту ряда прав и свобод граждан страны.
Институт ЧП представляет собой сложную систему правовых норм, согласованных между собой, используемую для характеристики ЧП и способов его устранения. Он включает в себя:
• характеристики, позволяющие ввести режим чрезвычайного положения;
• государственный орган, уполномоченный вводить режим ЧП;
• порядок введения ЧП;
• границы времени и пространства действия для устранения ЧП;
• особый режим работы для организаций и предприятий, имеющих возможность ограничения прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Более того, следует отметить специфику жизнедеятельности федеративных государств, таких, как Россия. Ввиду многих региональных особенностей нашей страны, разграничение полномочий среди федеральных органов власти и органов субъектов Федерации представляет собой одно из самых важных условий для эффективного устранения чрезвычайных ситуаций.
Содержание чрезвычайного положения носит весьма противоречивый характер, т.к. предугадать ЧС до мельчайших деталей невозможно, а действовать необходимо быстро и решительно. Таким образом, времени на тщательный юридический анализ ситуации не остается. Поэтому в данном случае исполнительная власть зачастую наделяется довольно широкими и неопределенными полномочиями.
Объект исследования выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства при введении режима чрезвычайного положения.
Предметом исследования выступает совокупность теоретических, правовых и организационных проблем, связанных с определением места и роли чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации...
В данной работе мы исследовали режим чрезвычайного положения и предпосылки его введения - возникновение чрезвычайных ситуаций.
В первой главе мы дали подробное описание режима ЧП как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или ее регионов, для обеспечения безопасности населения и конституционного строя страны. При введении этого режима федеральные, региональные, муниципальные и другие органы власти и местного самоуправления наделяются более широкими полномочиями для успешной и быстрой ликвидации последствий ЧС. Режим ЧП создан для того, чтобы устранить ЧС, произошедшую внутри страны, т.е. не связанную с военными действиями других стран.
Мы выяснили, что введение вышеупомянутого режима характеризуется ограничением прав и свобод человека на территории введения ЧП. Однако ограничению не подвергаются основополагающие права и свободы, продиктованные Международной конвенцией по правам человека. Лимитизация других прав и свобод обусловлена сложившейся чрезвычайной ситуацией и направлена на защиту населения.
Также мы подробно описали всевозможные органы власти, задействованные в активизации режима ЧП, а также различные силовые структуры, осуществляющие деятельность по устранению последствий ЧС. Мы определили, что существует такое объединение органов власти как Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - структура, выполняющая мониторинг ЧС на территории Российской Федерации, а также выполняющая функции органа, отчитывающегося перед Правительством РФ о проделанной работе. Ей подчинены различные подсистемы, которые разделяются по территориальному и функциональному принципам. В составе данных подсистем можно выделить отдельные исполнительные органы власти, работающие непосредственно с последствиями ЧС. Мы подробно описали структуру каждого конкретного функционального образования, описали их полномочия и права при введении режима ЧП.
Таким образом, мы выяснили, что режим чрезвычайного положения может негативно сказываться на отношении населения к ограничениям их свобод, однако постоянный мониторинг ЧС и возможностей их возникновения позволяет быстро и эффективно бороться с причинами и последствиями их возникновения, а также продуктивно защищать целостность страны и человеческие жизни.
Во второй главе нашего исследования мы обратились к статистическим данным по чрезвычайным ситуациям за последние годы. Из нашего исследования можно сделать вывод о том, что динамика развития ЧС на территории Российской Федерации заметно идет на спад, а значит, единая система работает четко и слаженно. Однако по некоторым показателям, таким как количество погибших и спасенных людей при крупных террористических актах за 2016 и 2017 года соответственно, подведомственные службы все еще не добились утешительных результатов, что показано на рисунках 3 и 4 (см. приложения).
Касательно статистических данных по Свердловской области, мы можем утверждать, что данная территория мало подвержена каким-либо чрезвычайным ситуациям, т.к. количество последних в 2017 году составило всего 3 случая. Не смотря на это, мы полагаем, что не стоит сразу уверовать в недосягаемость нашего региона для чрезвычайных ситуаций. В связи с различными новостными сводками, мы можем отметить, что ЧС природного и техногенного характера все еще угрожают жителям Свердловской области. Среди природных ЧС выделяются ситуации, связанные с опасными погодными условиями - ураганным ветром, большим количеством осадков. Среди техногенных - дорожно-транспортные происшествия с тяжелым исходом.
Подробно рассмотрев описанные ЧС, произошедшие на территории Свердловской области в 2017-2018 годах, мы выявили некоторые недочеты, связанные с взаимодействием органов власти с аварийно-спасательными службами, службами ЖКХ и населением. Также мы предложили некоторые варианты решения найденных проблем. Так, при решении проблем, связанных с ЧС природного характера мы предлагаем усилить контроль над работой аварийных служб и служб ЖКХ, т.к. их бездействие в некоторых случаях усугубляет последствия природных катаклизмов, тем самым приводя к травмированию населения и даже смертельным исходам. Касательно ЧС техногенного характера мы предлагаем усилить информирование населения о подобных случаях в целях пропаганды техники безопасности и соблюдения правил. Т.к. дорожно-транспортные происшествия также относятся к ЧС техногенного характера, мы предлагаем использовать технологии Запада в борьбе с пьяными водителями и нарушениями компаний грузоперевозок в сфере технического обслуживания автомобилей. Методами предупреждения и ликвидации ЧС биолого-социального характера мы предлагаем работу с гражданами региона: своевременное информирование, активную агитацию в период вакцинации, а в более серьезных случаях - даже метод принуждения. Мы считаем, что описанные нами мероприятия помогут защитить население Свердловской области от возможных чрезвычайных ситуаций в будущем.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2001. № 105 (2717).
3. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 17.05.2017).
4. О свердловской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Свердловской области от 28 февраля 2005 года (с изменениями на 02.07.2017) // Областная газета. № 64-65. С. 5.
5. О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Приказ от 10 сентября 2002 г. №870дсп. 2002.
6. О внесении изменений в состав комиссии Правительства Свердловской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности: Постановление Правительства Свердловской области от 24 августа 2017 года N 619-ПП.
7. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (с изменениями от 26.10.2017). № 28. Ст. 2882.
8. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03072016-n-226-fz-o/.
9. О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ. (ред.от 05.12.2017г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 35. Ст. 2178.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001г., №195 (ред. от 03.04.2018г.) // Собрание законодательство РФ. 2002. №1(ч.1). Ст.1
11. Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1998.
12. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 года) // Ведомости Верховного Совета СССР.1976. №17(1831). Ст. 291.
13. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Россия ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998. Россия не ратифицировала 6-й,12-й,13-й протоколы к Конвенции) // Собрание законодательства РФ. 2001. №2.
14. Грязнов А.В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения. Государство и право. 1994. №6. С. 33-34.
15. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник 5-е изд., пересмотр и доп.- М., Норма. ИНФРА-М, 2017. 576 с...23