Введение 3
Глава 1 Теоретико-методические аспекты изучения процесса адаптации пожилого человека в современном мире 6
1.1. Положение и основные проблемы пожилых людей в современном обществе 6
1.2. Сущность, содержание и особенности процесса адаптации пожилого человека в современном обществе 13
Глава 2. Практическое исследование основных аспектов, влияющих на социальную адаптацию граждан пожилого возраста к современным условиям жизни 23
2.1. Пенсионное обеспечение, условия и порядок предоставления пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению 23
2.2 Меры социальной поддержки граждан пожилого возраста 31
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 39
3.1 Эмпирическое исследование в форме опроса граждан пожилого возраста, оформление его результатов 39
3.2 Определение сильных и слабых сторон современной системы социальной защиты пожилых людей 47
Заключение 51
Список использованных источников 56
Актуальность темы. Проблема социальной адаптации пожилых людей к современным условиям жизни является сегодня, пожалуй, одной из важнейших для общества в целом. Любой человек пожилого возраста в наше экономически нестабильное время сталкивается с проблемами, сопровождающимися качественным изменением условий жизни: ему приходится социально адаптироваться к этим процессам. Хотя эти процессы изучаются десятилетиями, механизм адаптации к жизни в пожилом возрасте изучен недостаточно.
Человечество издавна выработало заботливое и ответственное отношение к пожилым людям. Социальная защита пожилых людей означает не только естественную связь поколений, но и достижения всей человеческой цивилизации, а также перспективы развития отдельных стран и народов.
Современный ритм жизни определяет её условия. Значительное увеличение доли пожилых людей в населении остро ставит вопрос о том, как происходит процесс адаптации пожилых людей к современным российским условиям, какие факторы и в какой степени определяют этот процесс.
Исследование социальной адаптации пожилых людей представляет собой одну из актуальных проблем современной социологии, поскольку у пожилых людей возможны различные изменения, которые приводят к разной степени нарушения их взаимодействия с социальной средой, характер нарушения этого взаимодействия и его последствия имеют большое значение для общества в целом. Молодое поколение должно научиться жить в «мире стариков».
Знание обществом особенностей процесса старения, вовлечение пожилых людей в социальные отношения, использование их опыта является одним из условий оптимизации отношений между представителями разных поколений.
Пожилые люди представляют собой социально-демографическую группу населения, численность которой постоянно растёт. По мере старения меняется не только состояние его здоровья, но и определённая переориентация жизненных интересов и потребностей, меняется социальный статус в обществе и семье. Это часто приводит к социальной дезадаптации, изоляции, одиночеству, развитию неуверенности и безысходности, что способствует ухудшению психического и физического здоровья.
Процесс социальной адаптации в нашей стране характеризуется: социальной нестабильностью, усилением социального расслоения, кризисом механизмов социального регулирования. Все это затрудняет адаптацию пожилых людей к своим возрастным изменениям и к социальной ситуации в целом по стране. Адаптация пожилых людей представляет собой сложный процесс и происходит одновременно на трёх уровнях: на уровне общества, на уровне семьи, на личностно-индивидуальном уровне и в этой многоуровневой структуре возникают различные противоречия.
Сущность адаптационного процесса заключается в переоценке ценностей пожилых людей, усвоении ими новых ценностей рыночно-демографического общества и формировании отношения к этим ценностям и формирование стереотипа, воспринимающего процесс старения как норму.
Объект исследования – социальная адаптация граждан пожилого возраста
Предмет исследования – создание условий для успешной социальной адаптации пожилых людей в учреждениях социального и пенсионного обслуживания пожилых людей.
Цель работы. Изучить особенности социальной адаптации граждан пожилого возраста, проанализировать практический опыт работы по адаптации пожилых людей на примере отделения Социального фонда РФ.
Исходя из поставленной цели можно определить задачи исследования:
− определение и раскрытие сущности понятия социальной адаптации пожилых людей в современном обществе;
− анализ основных проблем пожилых людей в современном обществе;
− изучить систему пенсионного обеспечения, условия и порядок предоставления пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению;
− представить краткую характеристику деятельности по адаптации и социальной защите граждан пожилого возраста;
− провести анализ практического опыта работы по адаптации пожилых людей на примере отделения СФР.
Гипотеза исследования: системный подход к проблеме обеспечения условий для здорового старения человека и участия в этом процессе различных организаций социальной защиты населения будет способствовать эффективной социальной адаптации пожилых людей к стремительно меняющимся условиям современной жизни.
Научная новизна. Научная новизна работы состоит в том, что осуществлено социологическое исследование процесса социальной адаптации пожилых людей в современной российской жизни, проведён анализ специфики, возможностей социальной адаптации пожилых людей с помощью органов социальной защиты населения, даны практические рекомендации по улучшению процесса адаптации пожилых лиц.
Степень научной разработанности. Важный вклад в изучение проблемы адаптации пожилых людей внёс ряд исследователей: А.В. Горшков, А.Ю. Гусев, Н.А. Захарова, В.Д. Карлович, Л.И. Микеладзе, С.Н. Пузини другие.
Теоретико-методической базой работы являются труды отечественных исследователей и специалистов, нормативные правовые акты. В работе проанализированы законодательные акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг», Распоряжение Правительства РФ №164-р от 5 февраля 2016 г. «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»
Методы исследования, применяемые в ходе выполнения работы: конкретно-социологический, логический, статистический. На основе познания государственно-правовых явлений, конкретизация информационно-правовой основы по исследуемой теме, обобщения, сравнения и статистического изучения элементов, анализа литературных источников и документов, а также иных методов научного анализа и исследования достигается раскрытие цели исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в представлении нового взгляда на вопрос о социальной адаптация граждан пожилого возраста к современным условиям жизни, что расширит подход к его изучению.
Практическая значимость работы заключается в содержащихся в ней полученных выводах, которые могут быть использованы в процессе дальнейшего исследования проблемы.
Структура курсовой работы содержит – введение, три главы, включающие в себя шесть параграфов, заключение, список литературы. В первой главе раскрыта сущность и основные проблемы пожилых людей в современном обществе, определены особенности процесса адаптации пожилого человека в современном обществе, изучено пенсионное обеспечение.
Во второй главе работы представлено практическое исследование основных аспектов, влияющих на социальную адаптацию граждан пожилого возраста к современным условиям жизни.
В третьей главе описывается эмпирическое исследование по выявлению проблем в процессе адаптации пожилых людей в современном обществе и его результаты, а также отражается наличие актуальных проблем в сфере социальной защиты пожилых людей.
В ходе настоящего исследования были изучены различные нормативные правовые акты, научная литература, актуальная информация, статистические данные, а также проведено эмпирическое исследование по теме работы. В результате проведенного исследования были сделаны некоторые выводы.
В ходе исследования был избран следующий подход – при изучении и исследовании вопросов положения пожилых людей в обществе и особенностей их адаптации к современным условиям жизни общества, не придерживаться при определении круга пожилых людей рамок пенсионного возраста, установленного на настоящий момент в Российской Федерации. В ходе исследования рассматривалась категория людей старше 60 лет (и мужчины, и женщины), соответственно, берется во внимание именно календарный возраст с учетом биологических, психологических и социальных особенностей. Обосновать данную точку зрения и избранный подход можно следующим образом.
Во-первых, согласно классификации Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), пожилой возраст человека приходится на возраст с 60 до 74 лет (далее идет старый возраст с 75 лет). Соответственно, это первый аргумент в пользу избранного подхода.
Во-вторых, здоровье лиц старше 60 лет значительно ухудшается, отмечается в среднем наличие не менее семи заболеваний, особенно часто встречаются болезни сердца, гипертонические болезни, болезни органов дыхания и пищеварения, костно-мышечной системы организма . Следовательно, данный факт также подтверждает, что рассматривать категорию пожилых людей необходимо именно начиная с возраста 60 лет. В этом возрасте снижается активность, проблемы со здоровьем становятся наиболее явными, зачастую люди сталкиваются не только с психологическими проблемами, но и финансовыми – состояние здоровья и организма не позволяют трудиться в полной мере и в привычном режиме, однако стать получателем пенсии у них нет возможности.
В-третьих, зачастую работодатели не стремятся брать на работу сотрудников пожилого возраста, аргументируя это по-разному, и в то же время – не нарушая закон, ведь отказывают в приеме на работу они не пенсионерам, а просто не подходящим по каким-либо иным причинам кандидатам. Таким образом, получается, что пожилые люди не только не могут полномерно трудиться по состоянию здоровья, но и зачастую испытывают трудности в повседневной жизни, что также может негативно отразиться не только на их финансовом состоянии, но и на психологическом.
Действительно, продолжительность жизни в настоящее время в России увеличилась. В то же время, если средняя продолжительность жизни по итогам 2023 года составляет 73,5 лет , не совсем целесообразным и верным видится установление пенсионного возраста, предусмотренное в наше время. Также необходимо отметить, что при определенных факторах, средняя продолжительность жизни еще ниже (например, для проживающих в сельской местности – около 69 лет) .
Соответственно, ввиду различных особенностей возраста 60 лет, в частности – биологических и психологических, именно с 60 лет человека можно относить к категории пожилых людей.
Пожилые люди – многочисленная и разнообразная категория, среди которых могут встречаться активные и позитивные граждане, а также граждане, не отличающиеся крепким здоровьем и уверенной жизненной позицией. Изменения в жизнедеятельности, связанные с оставлением трудовой деятельности, ухудшением здоровья, одиночеством и прочими факторами, а также меняющимися условиями жизни общества, являются обстоятельством, требующим помощи от общества и государства.
Под термином адаптация (лат. adaptatio – приспособление) в широком смысле слова понимают приспособление к изменениям окружающей среды, выработку приспособительных механизмов. Адаптация происходит на трёх уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.
Немалую роль играет в процессе адаптации материальное положение пожилых людей, поскольку от него зависят возможности старшего поколения, уровень жизни, общее эмоциональное состояние.
При достижении определенного возраста у лиц пожилого возраста возникает право на получение пенсии по старости. Действующим законодательством определены порядок, условия и основания предоставления пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий. Получатели пенсий по старости представляют собой самую многочисленную категорию среди всех получателей СФР. Средний размер пенсии по старости нельзя назвать высоким, поскольку в расчете данной величины учитываются и размеры повышенных пенсий, например, со 100-процентной доплатой гражданам старше 80-ти лет. Тем не менее, можно отметить, что система пенсионного обеспечения развивается, ежегодно увеличивается размер пенсий, вносятся изменения в действующее законодательство.
Размер пенсий в настоящее время находится на низком уровне, что говорит о необходимости увеличения пенсионных выплат.
В настоящее время в Российской Федерации для различных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите государства, предусмотрено множество мер социальной поддержки (МСП). Обычно меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан на основании нормативных правовых актов, специально предусмотренных конкретно в отношении той или иной категории (например, для ветеранов, инвалидов и т.д.) или на основании законов, регулирующих правоотношения для нескольких категорий граждан (например, на региональном уровне могут издаваться законы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»). Отдельного нормативного правового акта, регулирующего предоставление гражданам пожилого возраста мер социальной поддержки, не предусмотрено. МСП для пожилых людей содержатся в многочисленных нормативных правовых актах и затрагивают все сферы жизни общества.
Разрозненность мер социальной поддержки пожилых людей по различным нормативным правовым актам, еще раз, говорит о необходимости издания отдельного нормативного правового акта, регулирующего предоставление мер социальной поддержки пожилых граждан, причем не только с момента достижения пенсионного возраста, а именно с 60-ти лет.
В рамках исследования был проведён социологический опрос, в котором приняли участие граждане старше 60-ти лет. Им было предложено ответить на несколько вопросов, составленных автором настоящего исследования.
Задачей опроса было уточнить несколько важных вопросов, касающихся наличия (отсутствия) сложностей в социальной адаптации пожилых людей к современным условиям жизни общества и социальной поддержки пожилых людей.
По результатам опроса были сделаны некоторые выводы. Например, большинство опрашиваемых сообщило, что размеры пенсий и социальных выплат не способны в полной мере удовлетворить их потребности, многие пожилые люди не знают о возможности получения от государства социальной поддержки, многие граждане испытывают дефицит общения. Сравнивая ответы жителей Москвы и жителей других регионов, можно отметить, что в субъектах Российской Федерации имеет место наличие большего количества неразрешенных проблем. Например, уровень финансовой обеспеченности там ниже, условия проживания значительно хуже, транспорт не адаптирован в полной мере под потребности пожилых граждан, учреждения здравоохранения нуждаются в усовершенствовании работы. Анализируя ответы о состоянии здоровья и самочувствии граждан, можно отметить, что действительно, в 60 лет состояние здоровья значительно не отличается от состояния здоровья в 65 лет: в 60 лет некоторые граждане имеют хронические заболевания. Соответственно, выборка для исследования лиц не пенсионного возраста, а именно старше 60 лет, вполне обоснована и верна.
Социальная адаптация лиц пожилого возраста к современным условиям жизни общества является одной из важнейших задач не только государства, но и всех органов и организаций, занимающихся предоставлениям пожилым людям мер социальной поддержки и пенсионного обеспечения, а также всего общества в целом. Соответственно, к числу слабых сторон современной системы социальной защиты пожилых граждан можно отнести отсутствие или наличие минимального количества кружков, секций и обществ для пенсионеров по типу тех, что в настоящее время существуют при комплексных центрах и иных организациях социального обслуживания; недостаточность материального обеспечения пожилых людей, отсутствие четкой схемы информирования граждан о наличии у них права не получение мер социальной поддержки и другие.
Решение обозначенных проблем путём задействования в этот процесс всех органов и организаций социальной защиты и пенсионного обеспечения, медицинских организаций, а также всего общества в целом, способны принести положительные результаты. В обществе же уважительное и понимающее отношение к пожилым людям должно закладываться в воспитание людей с самого раннего возраста – с дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, решение существующих проблем предполагает комплексный подход к их решению.
1. Жилищный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 2005. – 3 января. № 1. – Ст. 14.
2. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2020, с изм. от 05.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №43. – Ст. 4904.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. – 20 декабря. – №247.
4. Федеральный закон от 28.12.2013№ 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013.– № 52. – ст. 7007.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 18.03.2023) // Российская газета. – 2013. – 31 декабря. – № 296.
6. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] : Электронная справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ba70babae5b5a71024b6822fa9a3d01fb739c37d/.
7. Постановление Правительства Москвы от 17 октября 2023 года № 1961-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве на 2024 год».
8. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.09.2023 № 580 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Чувашской Республике на 2024 год» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Официальное опубликование правовых актов– 2023. – №2100202309140008.
9. Постановление Правительства Свердловской области от 07.09.2023 № 642-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в Свердловской области на 2024 год» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Официальное опубликование правовых актов.
10. Бутуева З.А. Социальная геронтология : учебное пособие для вузов / З.А. Бутуева. – Москва : Издательство Юрайт. – 2024.
11. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] : Справочный интернет-источник. – Режим доступа: http://med.niv.ru/.
12. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа : https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ageing-and-health.
13. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В.П. Галаганов – М.: КНОРУС, 2018– С. 28.
14. Пенсионный возраст в России [Электронный ресурс] : Информационное агентство ТАСС – Режим доступа : https://tass.ru/info/5601360.
15. . Государственная статистика ЕМИСС [Электронный ресурс] : Официальный интернет-ресурс. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31293.
16. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 2024 год [Электронный ресурс]. – Официальный сайт. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/47674/
17. Гусев А.Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография / А.Ю. Гусев. – М.: Проспект. 2020. – 112 с.
18. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие / Н.А. Захарова, А.В. Горшков. – М.: Омега-Л, 2018.
19. Карлович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/ В.Д. Карлович. – М.: Юрайт.2019. – 510 с.
20. Микеладзе Л.И. Временная перспектива при нормальном и патологическом старении: теория витаукта / Л.И. Микеладзе // Вестник СПбГУ. – 2016. – № 3. – С. 178-190
21. Пузин С.Н. Гериатрия : учебник и практикум для вузов / С.Н. Пузин [и др.]. – Москва : Издательство Юрайт. – 2024.
22. Социальный Фонд России [Электронный ресурс] : Официальный сайт. – Режим доступа: https://sfr.gov.ru/.
23. Федеральная служба государственной статистики : [Электронный ресурс] : Официальный сайт. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781.