Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры 8
1.1. Психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности
обучающихся среднего звена общеобразовательной школы 8
1.2. Сущность понятия «команда» в социально-педагогических
исследованиях 14
1.3. Подвижные игры как эффективное средство формирования командного
взаимодействия пятиклассников 20
Выводы по первой главе 29
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры 31
2.1. Обоснование комплекса подвижных игр, направленных на
формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры 31
2.2. Оценка физической подготовленности и физического состояния
пятиклассников 37
2.3. Апробация комплекса подвижных игр, направленных на
формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры, и анализ опытно-экспериментальной работы по проверке его эффективности 42
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Практические рекомендации 62
Список использованных источников 63
Актуальность. В настоящее время современное общество диктует каждому человеку определенные требования, которые он должен соблюдать для того, чтобы плодотворно жить и трудиться. Среди этих требований особо нужно отметить быструю ориентацию на изменения во внешней среде, качественную интерпретацию получаемой извне информации, адекватную и быструю оценку в сложившейся конкретной ситуации. Достаточно мобильно и эффективно с данными требованиями справляются только те люди, которые умеют работать в команде, посредством создания наиболее благоприятных условий совместного труда.
Поэтому на сегодняшний день актуальной проблемой является подготовка подрастающего поколения, способного объединить свои усилия в процессе решения поставленной задачи с целью выработки наиболее адекватного ситуации решения и быстрого его достижения. А это значит, что команда - это не только модное слово, а реально функционирующая структура, которая все чаще используется для эффективного выполнения задач в различных сферах деятельности. Перед отечественной системой образования стоит важная задача подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях, способных работать в команде и обладать для этого соответствующими умениями и навыками, которые являются универсальными, т.к. могут использоваться в самых разнообразных областях жизнедеятельности человека (промышленности, экономике, политике, спорте и др.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в портрете выпускника основной школы акцентируется внимание на том, что он уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов [45]. В метапредметных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования в пункте 9 также нашло отражение умение взаимодействовать в команде - «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов» [45].
Необходимым потенциалом в реализации данного направления и для достижения указанного метапредметного результата обладают многие учебные предметы, в том числе и физическая культура, располагающая целым арсеналом командных игр: футбол, баскетбол, волейбол и др., где опять же перед педагогом встает задача научить школьников слаженно играть в команде. Эффективными средствами для её решения могут выступать подвижные игры и игровые упражнения.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной образовательной теории и практике существует противоречия между:
• возросшей потребностью общества в выпускниках образовательных организаций, владеющих навыками командного взаимодействия для решения социальных и будущих профессиональных задач, и сохраняющимися традиционными подходами к организации образовательного процесса в нынешней системе образования, не обеспечивающей развитие командного взаимодействия в образовательном процессе;
• социальным заказом системы образования на воспитание высоконравственной личности, умеющей продуктивно работать в команде, и недостаточным использованием в этом воспитании потенциала уроков физической культуры в общеобразовательной школе;
• многообразием подвижных игр, находящихся в арсенале учителя физической культуры, и их фрагментарным использованием в формировании командного взаимодействия обучающихся на уроках физической культуры.
На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: какова роль подвижных игр в формировании командного
взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры?....
Проблема формирования командного взаимодействия в педагогике очень остро встала не так давно и стала следствием тенденций изменения как ценностных приоритетов общества, так и содержания образования.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры в школе не достаточно изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры, разработали и реализовали комплекс подвижных игр, включая и элементы спортивных игр.
Для его реализации было необходимо влиться в уже существующее образовательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные подвижные игра, способствующие формированию командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс подвижных игр, направленных на формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Оценка физической подготовленности и физического состояния обучающихся 5 классов на выявила низкий уровень исследуемых показателей.
В ходе исследования комплекс подвижных игр для пятиклассников показал высокую эффективность в повышении как уровня физической подготовленности обучающихся, так и в командном взаимодействии между школьниками в процессе проведения подвижных игр и облегчает освоение учебного материала по спортивным играм.
Повышение уровня командного взаимодействия наглядно демонстрирует прирост показателей навыков игры в волейбол и баскетбол. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры подтвердила нашу гипотезу.
1. Аврамова Н.В. Повышение спортивного мастерства квалифицированных волейболисток 15-17 лет на основе программирования и коррекции ведущих технических приемов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.В. Аврамова. - Набережные Челны, 2013. - 23 с.
2. Аджиева Е.М. Личностное развитие учащегося в коллективном взаимодействии // Современные проблемы в образовании: теория и практика: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (24 ноября 2017 г., г. Коломна). - Коломна, 2017. - С. 140-147.
3. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 2017. - с. 440-446.
4. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - С.42-168.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
6. Ашибоков М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов // Вестник АГУ. - 2016. - №1 (20). - С.290-293.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.:
Физкультура и спорт, 2000. - 223 с.
8. Байбородова Л.В. Методика обучения физической культуре. - М.: Владос, 2015. - 248 с.
9. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2019. - 368 с.
10. Барчуков И.С. Физическая культура: методики практического обучения. - М.: КноРус, 2015. - 304 с.
11. Белбин Р.М. Команды менеджеров: секреты успеха и причины неудач. - М.: HIPPO, 2003. - 315 с.
12. Беляев A.B., Булыкина Л.В. Основные упражнения как средство разивтия физических качеств волейболисток // Детский тренер (журнал в журнале). - 2015. - № 4. - С. 14.
13. Беляев A.B. Волейбол на уроке физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 143 с.
14. Бурцев A.B. Педагогические основы использования экстраполяции в процессе спортивной подготовки волейболистов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №7. - С. 71-73.
15. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. - М.: Академия, 2018. - 494 с....54