Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной
компетентности у школьников при обучении английскому языку 6
1.1. Понятие коммуникативной компетентности, её структура 6
1.2. Методы формирования коммуникативной компетентности при
обучении английскому языку старшеклассников 12
1.3. Компетентностный подход в образовании 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса
формирования коммуникативной компетентности при обучении английскому языку 21
2.1. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у школьников на уроках английского
языка 21
2.2. Анализ экспериментальной работы по формированию
коммуникативной компетентности у школьников при обучении английскому языку 26
2.3. Разработка и апробирование программы по формированию
коммуникативной компетентности 33
Выводы по главе 2 43
Заключение 46
Литература 49
Приложение А 55
Приложение Б 56
Актуальность: цели образования закономерно переосмысляются в связи с изменениями в мировом сообществе. Система образования, как транслятор определенного мировоззрения, как один из институтов социализации, как пространство для поиска и обмена информацией, оказывается в положении, когда оно должно гибко реагировать на запросы нового общества.
С развитием культурных и экономических связей между странами и народами возрастает роль изучения иностранных языков. C каждым годом увеличивается спрос на специалистов, владеющих иностранными языками. Причем речь идет о владении языком как символической системой, но скорее о владении языком как средством общения, то есть о сформированности коммуникативной компетентности специалиста.
Исследованием вопросов коммуникации в философском аспекте, в связи коммуникации с учебной и профессиональной деятельностью, разработкой теоретической базы теории компетентности, определением обоснований включения коммуникативной, в частности, компетентности в образовательный процесс занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи: М.М. Бахтин, Л.В. Выготский, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Дж. Равен, Н. Хомский и т.д.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку.
Предмет исследования - формирование коммуникативной
компетентности старшеклассников при обучению английскому языку.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности школьников, разработать и апробировать программу формирования коммуникативной компетентности при обучении английскому языку.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. изучить отечественную и зарубежную литературу по данной теме;
2. проанализировать методы формирования коммуникативной компетентности при обучении английскому языку в школе;
3. определить организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности;
4. разработать и апробировать программу формирования коммуникативной компетентности при обучении английскому языку в школе.
Гипотеза: процесс формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка будет более эффективным, если:
1. выделены особенности отечественных и зарубежных исследований по теории коммуникации и по формированию коммуникативной компетентности;
2. выявлены методы формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка;
3. теоретически обоснованы необходимые условия формирования
коммуникативной компетентности, которые также являются
разработанными, поддающимися анализу и систематизации;
4. обоснована и реализована программа по формированию коммуникативной компетентности с использованием активных методов работы над материалом, подразумевающих вовлечение обучающихся в коммуникацию.
В качестве методов исследования были задействованы: анализ отечественной и зарубежной литературы, беседа, эксперимент.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в рамках данного исследования расширено представление о сущности коммуникативной компетентности, обоснованы особенности организации и осуществления формирования коммуникативной компетентности обучающихся старшего школьного возраста. Практическая значимость работы заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в образовательных организациях различного типа для повышения эффективности при формировании коммуникативной компетентности обучающихся.
В данной выпускной квалификационной работе был проанализирован концепт коммуникации и коммуникативной компетентности в рамках образовательного процесса, разграничены понятия «компетенция» и «компетентность», проанализированы методики на основе аутентичного материала.
В ходе работы были выполнены поставленные задачи:
1. проанализирована литература по формированию коммуникативной компетентности и работе в рамках компетентностного подхода;
2. были проанализированы методы формирования коммуникативной компетентности;
3. были проанализированы и обобщены условия формирования коммуникативной компетентности (в частности среди старшеклассников);
4. была разработана и апробирована программа по формированию коммуникативной компетентности на основе использования аутентичного видеоматериала на уроках английского языка.
Как отмечается в литературе, современное общество является информационным на основании того, что именно информация становится главной ценностью, важным ресурсом. Информационное общество невозможно без грамотной работы с информацией: умение отбирать информацией, знание доступных источников, критическое к ним отношение, умение научить себя и передать другим.
В связи с тем, что на данный момент английский язык является международным языком политики, экономики, науки и т.д., необходимость его изучения становится важным условием жизни в контексте информационного общества. С развитием сети Интернет потребность в развитии коммуникативной компетентности только возросла.
Однако успешная самореализация, в повседневной, учебной или будущей профессиональной сфере, невозможна без возможности практической реализации полученных знаний. Взгляд на школу как на организацию, реализующую трансляцию знаний, больше не является актуальным. В современных стандартах закреплен компетентностный подход, суть которого состоит в том, чтобы создать условия для практического применения знаний, умений и навыков.
Компетентностный подход, особенно при обучении иностранному языку, предполагает обучение через контекст. Доказано, что, подкрепленный личностными смыслами, материал усваивается качественнее и эффективнее.
В данной работе были выделены следующие уровни коммуникативной компетентности:
1) языковая компетенция;
2) речевая компетенция;
3) дискурсивная компетенция;
4) культуроведческая компетенция;
5) риторическая компетенция.
И ряд смежных компетенций:
1) социолингвистическая компетенция;
2) социокультурная компетенция;
3) стратегическая компетенция.
Иностранный язык является источником развития личностных качеств подростков, когнитивных способностей, расширения кругозора и каналом формирования кругозора. Доказано, что язык является вместилищем культуры и истории народа, так что, изучая иностранный язык, мы получаем доступ к богатству накопленного опыта и культуры страны изучаемого языка.
Среди критериев сформированности коммуникативной компетентности выделяют:
• сензитивность по отношению к другим людям (понимание реакций собеседника, считывание эмоционального фона и т.д.);
• умение оценивать ситуацию (место, условия коммуникации, участники коммуникации т.д.);
• умение выстроить коммуникацию в соответствии с поставленными целями;
• навыки рефлексии.
В ходе практической деятельности были выявлены следующие условия работы в учебной аудитории:
• изучение иностранного языка - это многокомпонентный процесс, изучение культуры, социальный условий, структуры языка и т.д. происходит во взаимосвязи;
• материалы задают контекст для изучения иностранного языка, они также являются каналом наглядности;
• материалы, затрагивающие ценностную, эмоциональную сферы жизни подростков, апеллирующие к их жизненному опыту, стимулируют к участию в коммуникации;
• при отборе материала необходимо учитывать уровень и интересы конкретной группы обучающихся и т.д;
• доброжелательная атмосфера снимает напряжение, что создает условия, в которых обучающие с большей готовностью вступают в коммуникацию.
Формирование коммуникативной компетентности - это комплексный процесс, который никогда не заканчивается. С той разницей, что в образовательном учреждении он организуется и ведется целенаправленно. Но он совершенно не должен ограничиваться работой в учебной аудитории, у современного человека есть необходимые условия для самостоятельной практики, для саморазвития. Человек познает и формирует себя в практической деятельности, где изучение иностранного языка -одно из средств.
1. Баландина Л. А., Кураченкова Г. Ф. Риторическая компетенция как основа эффективной деятельности преподавателя вуза // Гуманитарные науки. №4. 2012. С. 102-108.
2. Белявцева И. В., Катанова Е. Н. Совершенствование разговорной речи студентов посредством песен на иностранном языке // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. №1. С. 137-140
3. Булыгина Лариса Николаевна Формирование коммуникативной компетентности подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №3. С. 23-27.
4. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. №11. С. 39-46.
5. Горкальцева Елена Николаевна Развитие когнитивнокоммуникативных умений на основе англоязычной популярной песни в процессе обучения иностранному языку // Вестник ТГПУ. 2011. №6. С. 89-92.
6. Горкальцева Е.Н., Ростовцева В.М. Развитие когнитивнокоммуникативных умений студентов технических вузов через англоязычные песни, 2017. С. 135-152.
7. Горкальцева Е.Н. Применение англоязычной популярной песни для развития когнитивно-коммуникативных умений как составного компонента коммуникативной компетентности // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. 4 (119). С. 115-118.
8. Дубова Марина Вениаминовна Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования // Интеграция образования. 2010. №1. С. 59-63.
9. Ерыкина М. А. Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2017 / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2017. 273 с.
10. Жураковская Вера Михаиловна Коммуникативная компетентность как компонент индивидуального опыта личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. №12. С. 114-126.
11. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
12. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании - М. 17 с.
13. Ибрагимова Л. А., Петрова Г. А., Трофименко М. П.
Компетентностный подход методологическая основа современного образования // Вестник НВГУ. 2010. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-metodologicheskaya- osnova-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.05.2018).
14. Ильязова М. Д. Проблема компетентностного подхода в образовании // Интеграция образования. 2007. №2. С. 32-36.
15. Колмогорова Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учебное пособие / Л. а, Колмогорова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 205 с.....48