ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с
общим нарушением речи III уровня 7
1.2. Особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста с общим нарушением речи III уровня: сущность, структура и уровни сфорированности 17
1.3. Комплекс упражнений в формировании коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи III уровня 22 Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Диагностирование первоначального уровня сфорированности
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи III уровня 34
2.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим
нарушением речи III уровня 36
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ... 62
Большинство родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня, сталкиваются с различными проблемами в аспекте образования детей данной категории. В образование произошло много изменений, благодаря которым, педагогам пришлось творчески переосмысливать свою деятельность в дошкольных организациях. Новые взгляды на воспитание детей, способствуют своевременному раскрытию педагога, как самого себя своих творческих возможностей, идей, и в этом помогли принятые стандарты.
На основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) социально-коммуникативное развитие как одна из основных образовательных областей направлена на развитие общения и взаимодействия детей со всеми субъектами образовательных отношений, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации [54].
Формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи (ОНР) является одной из задач в программе дошкольной организации. Значимость исследование обуславливается при помощи этой задачи. Проблема приобретает особую остроту, потому что происходит увеличение количества детей с нарушением речи, и это требует внедрения развивающих занятий и профилактических мероприятий по формированию детской речи и, следовательно, процесса коммуникации. Что может привести к проблемам коммуникации у дошкольников [47].
Многими психологами, методистами и педагогами до сих пор продолжают изучаться и рассматриваться различные проблемы, связанные с формированием коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Вопросы методики формирования коммуникативных умений изложены в работах М.М. Алексеевой, А.М. Богуш, В.В. Гербовой, И. Д. Емельяновой, О.А. Козыревой, Э.П. Коротковой, О. А. Матюхиной, Т.А. Репиной, Л.А. Рукисовой, Л. М. Сидоренко, С.Е. Соколовой, Ф.А. Сохина и, И. Л. Суси, и Е.В. Титовой, О.С. Ушаковой, и О.Л. Фиски, В.И. Яшиной и других [38].
В целевых ориентирах ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования отражена необходимость сформированности у детей активной речи, проявляющейся в умениях обращаться с вопросами и просьбами, понимании речи взрослых, осуществлять монологическое и диалогическое высказывание и мн. др. [54].
Анализ образовательной теории и практики позволил выявить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в личности способной осуществлять общение (коммуникацию, перцепцию и интеракцию) и недостаточной разработанностью педагогических средств, позволяющих осуществить формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [33].
На основе выделенного противоречия сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических средств, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: разработка и обоснование комплекса игровых упражнений, нацеленного на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.....
Целью выполнения выпускной квалификационной работы представлялось разработка и обоснование комплекса игровых упражнений, нацеленных на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи (ОНР) III уровня.
В теоретической части были обозначены ключевые теоретические положения, касающиеся психологических особенностей, сущности и определения коммуникативных умений, особенностей формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что под коммуникативными умениями вслед за Е.О. Смирновой понимаются действия субъекта и его способность правильно строить свое поведение и управлять им
Вслед за М.А. Щетининой и М.А. Никифоровой выделены три группы коммуникативных умений: организационные (умение осуществлять взаимодействие), перцептивные (умение понимать партнера), оперативные (умение использовать средства вербального общения). Выделены и охарактеризованы уровни сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: высокий, средний и низкий уровни.
Разработанный комплекс, представляющий собой тематически и поэтапно структурированные игровые упражнения, выступает педагогическим средством в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
База эксперимента: Данное исследование выполнено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № ХХХ г. Красноярска. В этом исследовании испытуемыми были 20 детей в возрасте от пяти до шести лет, с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из итогов интерпретации первоначального уровня сформированности коммуникативных умений, возможно, сделать вывод, что у большинства детей (70%) выявлен средний уровень сформированности коммуникативных умений. Дети проявляют желание вступать в контакт со взрослым и сверстниками, при этом в основном проявляют инициативу, но только в личностно-значимых ситуациях; проявляют дружелюбность к собеседнику, могут начать спор, в основном склонны к эмпатии (могут подойти пожалеть и даже обнять), владеют устными и образными средствами общения..
Отметим, что численность детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений составляет одну четвертую часть. Дети стараются контактировать со взрослым, а не со сверстниками, редко показывают свою симпатию и хорошее отношение к собеседнику, проявляют скрытность и часто на этом фоне возникают конфликты, ругаются; в основном не проявляют эмпатийность. В споре дети не приходят к соглашению со сверстниками, взрослыми, стоят на своей точке зрения и доказывают свою правоту.
Анализ полученных эмпирических данных позволяет актуализировать необходимость осуществлять организацию образовательного процесса в аспекте формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Также отметим, что речевое нарушение - одно из самых многочисленных видов нарушений, встречающихся в образовательной практике. Ребенок старшего дошкольного возраста в перспективе - обучающийся младшего школьного возраста, от которого потребуется сформированность многих качеств, умений, способностей и мн. др. для освоения более сложных видов деятельности, а коммуникативные умений являются «ключевыми» в освоении метапредметного и предметного содержания.....
1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии, 2015. № 4. С. 45-47.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2016. С. 120-145.
3. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6 и 7 лет (Монография): Педагогика, 2014. 125 с.
4. Антипова Ж.В. Преодоление общего недоразвития речи младших
школьников / под ред. Т. В. Волосовец. М.: Ин-т общегуманитар. Исследований. 2012. С. 20-286. URL:
https://vk.com/doc15992135_582368917?hash=1f9ccabf33955187b5&dl=29cf899 0c4cb5a49e3 (дата обращения: 29.01.2021).
5. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном
детстве. Форум, 2014. 144 с. URL:
https://www.studmed.ru/arsenteva-v-p-igra-veduschiy-vid-deyatelnosti-v-doshkoln om-detstve_29cf05653e7.html (дата обращения: 29.02.2021).
6. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших
школьников и дошкольников. СПб. Речь, 2015. 128 с. URL:
https://www.studmed.ru/baranova-e-a-diagnostika-poznavatelnogo-interesa-u-mlad shih-shkolnikov-i-doshkolnikov_4bb6068b2ec.html (дата обращения 04.04.2021).
7. Березина Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и методика дошкольного образования: Сборник научных трудов. М., 2015. С. 27-29. URL: https://www.studmed.ru/berezina-yu-yu-formirovanie-poznavatelnogo-interesa-u-d etey-starshego-doshkolnogo-vozrasta_0a14366537a.html (дата обращения: 14.10.2020).
8. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2014. 317 с.
9. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2016. 528 с.
10. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2014. 174 с.
11. Бутвина О.Ю., Муратова Л.К. Формирование коммуникативных
умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Вестник науки и образования. 2019. № 22-3 (76). С. 53-55. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=41469393 (дата обращения: 18.10.2020).
12. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2015. 195 с.
13. Воробьева А.А. Развитие словаря у детей с ОНР посредством речевых упражнений // Наука и образование: проблемы и перспективы Материалы XVIII. 2016. С. 6-7.
14. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016.
158 с.
15. Воспитание и обучение в детском саду. М., 2016. 560 с....67