Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры делового взаимодействия 6
1.1. Сущность понятия «деловое взаимодействие» и специфика культуры
делового взаимодействия 6
1.2. Компоненты культуры делового взаимодействия в учебной
деятельности 11
1.3. Методы формирования культуры делового взаимодействия учащихся
старших классов 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Программа элективного курса «Культура сетевого делового
взаимодействия школьников» 23
2.1. Результативно-целевая модель курса 23
2.2 Структура содержания курса 26
2.3 Методы и средства организации учебной деятельности школьников в
процессе реализации курса 32
2.4 Диагностика уровня сформированности навыков делового
взаимодействия 37
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 52
Тема выпускной квалификационной работы посвящена формированию культуры делового взаимодействия школьников посредством технологий интерактивного обучения в рамках элективных курсов универсальной подготовки. Актуальность темы обусловлена негативным влиянием информатизации повседневной жизни на коммуникативные способности современных подростков.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. В современном обществе для общения и передачи информации широко применяются средства информационной коммуникации, однако неоднократные исследования ученых подтверждают негативное влияние чрезмерного использования информационных технологий на детскую и подростковую психику. Виртуальное общение заметно снижает активность реальных взаимодействий с людьми в обычном мире - если в сети малейший дискомфорт дает возможность прекратить контакт, то в реальности подросток не знает как вести себя, сталкиваясь с трудностями в общении. Неформальный характер общения и допущения искажения норм русского языка в социальных сетях не способствует формированию навыков продуктивного делового взаимодействия.
Выступая в качестве особого института социализации подрастающего поколения, школа является ведущим звеном развития коммуникативной культуры делового взаимодействия. Во время совместной познавательной, исследовательской, игровой и других видах деятельности у школьников вырабатываются и закрепляются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоёвывать авторитет и занимать желаемый статус, что позволяет им реализовать и развить свой потенциал.
Одним из средств разрешения проблемы коммуникативных навыков школьников является профильное обучение и введение элективных курсов. Такой элемент учебного плана как элективные курсы дополняет содержание базового профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Цель элективных курсов - ориентация на индивидуализацию обучения учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Курс, направленный на формирование культуры сетевого делового взаимодействия, призван оказать поддержку при дальнейшем личностном и профессиональном самоопределении учащихся старших классов; познакомить их с методами эффективного группового взаимодействия в условиях современных информационных технологий.
Объект исследования: культура делового взаимодействия учащихся в учебной деятельности.
Предмет исследования: методы и средства формирования культуры делового взаимодействия школьников в элективном курсе.
Цель исследования: Теоретическое обоснование и разработка элективного курса направленного на формирование культуры делового взаимодействия учащихся.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить сущность понятия «деловое взаимодействие» и особенности формирования культуры делового взаимодействия.
2. Рассмотреть систему компонентов культуры делового взаимодействия в рамках учебной деятельности.
3. Рассмотреть методы и средства формирования культуры делового взаимодействия учащихся старших классов.
4. Разработать элективный курс по информатике направленный на формирование культуры делового взаимодействия.
5. Подобрать и разработать диагностические материалы по выявлению уровня сформированности культуры сетевого делового взаимодействия учащихся......
Подготовка выпускников школы к дальнейшей образовательной, трудовой и профессиональной деятельности является одной из главных задач современных общеобразовательных учреждений. Смена мировоззренческой парадигмы, в рамках которой приоритетной и долгосрочной целью становится человек, происходит в настоящее время во всех сферах жизни общества: заметно расширяется социокультурная среда деятельности будущих специалистов, умеющих работать в системе «человек-человек». Наличие умений делового взаимодействия в реалиях современного общества позволяет специалистам различного уровня быть успешными и конкурентоспособными на рынке труда.
В ходе выполнения данной работы была выявлена сущность понятия «деловое взаимодействие» и проанализированы ее особенности формирования в процессе учебной деятельности. Анализ системы компонентов культуры делового взаимодействия, показал, что для формирования соответствующих навыков в процессе обучения необходимо применять интерактивные методы, представляющие собой познавательную деятельность с активно выраженной социальной направленностью. Удобной площадкой для реализации данных методов являются элективные курсы межпредметной направленности.
Методологической основой исследования стали труды авторов, работающих в области педагогики, психологии, коммуникации и делового общения. Разработанный на основе интерактивного обучения элективный курс развивает творческую активность учащихся. Школьники из объекта деятельности превращаются в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. Они сами проявляют инициативу в поиске новых интересных заданий, не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в ролевых играх, дискуссиях, различной групповой деятельности.
В процессе изучения курса у учащихся формируются и отрабатываются навыки использования способов и средств речевой деятельности для решения коммуникативных задач; умение учитывать различные точки зрения, договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов. Школьники получают навыки разделения обязанностей и планирования групповой деятельности, как в условиях реальной жизни, так и с использованием современных информационных технологий, применения облачных сервисов для осуществления делового взаимодействия.
Разработанная система диагностики личных достижений учащихся по освоению содержания программы элективного курса представлена в виде листов наблюдения и самооценки. Листы наблюдения заполняются учителем непосредственно в процессе наблюдения групповой работы учащихся. Листы самооценки заполняются учащимися после выполнения работы и отражают их собственный взгляд на уровень сформированности своих навыков и навыков партнеров по группе.
В ходе исследования достигнута поставленная цель и реализованы задачи.
Также стоить отметить, что предложенный вариант формирования навыков сетевого делового взаимодействия школьников в рамках элективных курсов имеет инвариантный характер и допускает внесение определенных корректив в зависимости от профессиональных возможностей учителей, особенностей состава учащихся и выбранного профиля обучения.....
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Альтиментова Д.Ю., Рожко К.А. Информационные технологии в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
2016. - Т. 11. - С. 826-830.
3. Аствацатуров Г.О. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде / Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова. - Москва: Национальный книжный центр, 2015. - 171с.
4. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. / Е.М. Бабосов. - 2-еизд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. - 640 с.
5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. О.А. Баева, 2-е изд., исправл. Мн.: Новое знание, 2001. - 328 с.
6. Володина Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. 20-е изд / Н.С. Володина и др. - М.: Флинта, 2014. - 320 с.
7. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2 -е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
8. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е.Я. Голант. - М.: Учпедгиз, 1957. - 152 с.
9. Емельянова О.А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. 2014. №3. - С. 907-909.
10. Иванова О.В. Проектирование интерактивной визуальной системы обучения инженерной и компьютерной графике // Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы III Междунар. заочной научно-практ. конф. / НИИ педагогики и психологии; редкол.: М.В. Волкова [и др.]. - Чебоксары, 2010. - С. 136-142.
11. Ильенов Э.В. Школа должна учить мыслить: Учебно-методическое пособие / Э.В. Ильенков. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 112 с.
12. Калней В.А., Шишов С.Е., Бухтеева Е.Е. Управление качеством образовательного процесса: монография. М.: Логос, 2015. - 271 с.
13. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
14. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
15. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения; ТетраСистемс - М.:
2013. - 224 с.....34