Введение 6
Глава I. Теоретическое обоснование формирования мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности 8
1.1.Проявление и формирование мотивации в спортивной деятельности 8
1.2.Значение мотивации спортивной деятельности 13
1.3. Особенности мотивации спортсменов 19
1.4. Проявление мотивации в различных видах спорта 26
Глава II. Организация и методы исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 34
Глава III. Экспериментальная проверка эффективности методов
формирования мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности 36
3.1. Характеристика экспериментальной методики 36
3.2. Формирование у спортсменов мотивации достижения успеха 41
Заключение 45
Список использованных источников 46
Одним из основных факторов спортивной деятельности обучающихся в школе во внеурочной деятельности выступает достижение высоких результатов. Важно отметить, что на уровень подготовленности спортсменов влияет фактор мотивации. Это становится особенно важным, если идет подготовке к соревнованиям. Поэтому формирование мотивации является актуальной проблемой. В современных условиях для успешного выступления спортсменов необходима не только физическая, технико-тактическая, но и психологическая подготовка. При работе со спортсменами многие ученые высказывают мнение о том, что в период важных соревнований существует зависимость между результатом и уровнем мотивации, чем выше уровень мотивации, тем успешнее и стабильнее выступает спортсмен на состязаниях. Однако в спорте недостаточно изучены факторы, влияющие на мотивацию занятий спортом. В настоящее время в спортивных играх стабильно повышается уровень спортивного мастерства атлетов. Имеется не так много исследований, в которых рассматривались личностные особенности женщин- спортсменок, а тем более регбисток. Женское регби - молодой вид спорта для России, литературы и информации по психологии девушек-регбисток школьного возраста практически нет. В учебно-тренировочном процессе по регби во внеурочной деятельности в школе необходимо мотивировать девушек-регбисток на высокий спортивный результат, этим и обусловлена актуальность данной работы.
Таким образом, есть противоречие между насущной проблемой внедрения новых научных данных по формированию мотивации достижения в подготовку спортсменов и фактическим уровнем исследования этой темы. Вызванное противоречие создает проблему, суть которой заключается в недостаточной изученности форм и методов формирования мотивации к занятиям спортом во внеурочной деятельности в школе и выбранной темой исследования: «Формирование мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Объект исследования: физическое воспитание обучающихся старших классов во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: формирование мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности (на примере занятий регби).
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и в экспериментальной работе проверить эффективность методов формирования мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет более эффективным, если будут:
• проанализированы мотивационные особенности спортивной деятельности и факторы, влияющие на мотивацию;
• выявлены эффективные методы формирования мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
• экспериментально проверены методы формирования мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить эффективные методы формирования мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
3. Экспериментально проверить эффективность методов формирования мотивации к занятиям спортом девушек старшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (51 источников), 2 таблиц, 5 рисунков, 58 страниц.
Исследование формирование мотивации к занятиям спортом девушек- регбисток 16-17 лет во внеурочной деятельности, которое мы провели позволяет сделать следующие выводы:
1. Проведя анализ научно-методической литературы, мы выяснили, что в период ответственных соревнований наблюдается зависимость между результативностью и уровнем спортивной мотивации, чем выше уровень спортивной мотивации, тем успешнее и стабильнее выступает спортсмен на соревнованиях. Однако в научно-методической литературе факторов, влияющих на спортивную мотивацию в период этапа непосредственной подготовки к соревновательной деятельности и методики по управлению спортивной мотивацией, не обнаруживается.
2. Проведя предварительное анкетирование, мы выяснили, что занимающиеся обеих групп имеют некоторые различия по показателям в мотивации на тренировку и мотивации на достижение успеха, а так же в уровне стремления к достижению наивысших результатов. Исходя из этого, нами была разработаны и применены на практике методы повышения мотивации к соревновательной деятельности у девушек-регбисток.
3. Из данных полученных в конце эксперимента видно, что по всем трем видам анкет у экспериментальной группы после примененных метов показатели оказались выше, чем в контрольной группе, где методика не применялась. Следовательно, разработанные нами методы мотивирования девушек-регбисток к занятиям спортом девушек-регбисток 16-17 лет во внеурочной деятельности на достижение высоких спортивных результатов оказалась эффективной.
1. Алахвердиев А.Ш. Особенности поэтапного формирования спортивной мотивации борцов // Спортивная борьба. - М., 1985. - С. 36-37.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
3. Бабушкин Г.Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям: учебно-методическое пособие/ Г.Д. Бабушкин. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2007. - 92 с.
4. Бабушкин Г.Д. Психология спорта/ Г.Д.Бабушкин, В.Н.Смоленцева. СибГАФК. - Омск, 1997. - 86 с.
5. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации/ Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. СибГАФК. - Омск, 2000. - 179 с.
6. Бабушкин Е.Г. Диагностика спортивной мотивации // Психология и педагогика в Сибири. - 2000. - № 1. - С. 38-39.
7. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности :Учеб.пособие / ЧГИФК. - Челябинск, 1988. - 86 с.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 228 с.
9. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблема мотивации //А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. - С. 191200.
10. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112 с.
11. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 182 с.
12. Горбунов Г.Д. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе: Учеб.пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 45 с.
13. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов //Учеб.пособие / КГИФК. - Краснодар, 1995. - 178 с.
14. Гошек В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности/ В. Гошек, М. Ванек, С. Свобода //Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - С. 100-121.
15. Гошек В. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения / В.Гошек, Е.А.Калинин// Вопросы спортивной психогигиены/ ВНИИФК. - М., 1977. - С. 25-28....51