ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 5
1.1. Морфо-функциональные и психологические особенности юношей
и девушек подросткового возраста 5
1.2. Мотивы и формирование мотивации в подростковом возрасте 10
1.3. Взаимосвязь физического и трудового воспитания на уроках
физической культуры 16
1.4. Программа трудового воспитания в рамках предмета «Технология»
в основной школе (межпредметные связи) 21
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 34
2.3. Этапы исследования 36
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 37
3.1. Экспериментальная методика 37
3.2. Оценка эффективности методики 40
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 523
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность исследования. Социально-экономическая ситуация в стране десятилетиями характеризуется разрывом между спросом и предложением на рынке труда и рынке образовательных услуг, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, неразборчивостью в средствах достижения своих целей значительной части молодых людей, выросших в условиях противоречивого, разнонаправленного воздействия семьи, школы и социума [47].
Формирование трудовой мотивации в учебно-воспитательном процессе с целью успешной профессионализации выпускников в их будущей сфере трудовой деятельности - это достаточно сложная и многоаспектная педагогическая проблема, связанная со способностью к проектированию и прогнозированию своего дальнейшего
профессионального развития, которая со временем становится личностной характеристикой и переносится на решение профессионально важных задач.
Речь идет о том, что на первом плане перед педагогом может быть не только воспитание позитивного ценностного отношения воспитуемого к занятиям физкультурой, а решение посредством этих занятий других педагогических задач, которые выходят за рамки этих занятий, затрагивают различные направления личностного развития, помощь в определении сферы деятельности [32].
Успешностью выбора профессиональной деятельности после окончания школы выступает, прежде всего, расширение внутренних психологических и личностных ресурсов, предоставляющих подростку относительную свободу от действия окружающей внешней среды и обеспечивающих оптимальные возможности к самоактуализации и самосовершенствованию для поступательного повышения качества жизни. Высокое качество жизни, в свою очередь, способствует расширению психологического и социокультурного потенциалов будущих специалистов в любой сфере профессиональной деятельности, сохранению и укреплению здоровья, а также формированию устойчивой профессиональной мобильности человека в условиях нестабильного развития рынка труда.
Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации [48].
Изменить ситуацию, на наш взгляд, поможет целенаправленное воспитание будущих профессионалов совместными усилиями семьи, школы и общества при продуманной образовательной политике цель которой - воспитание граждан, заинтересованных в своем профессиональном и личностном росте, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества путем создания педагогических, психологических и социальных условий [5]. Большинство выпускников общеобразовательной школы до поступления в вуз не задумывается о соответствии его физических, психических и физиологических качеств выбранной профессиональной деятельности. Всесторонне развивая физические способности и создавая богатый запас разнообразных двигательных навыков и умений, физическое воспитание гарантирует общую физическую подготовленность как предпосылку высокой производительности в любом виде труда [27].
Проблема личностного отношения выпускников
общеобразовательной школы к своей учебной и трудовой деятельности в будущем, заключается в недостаточном понимании учителей к формированию мотивации будущих специалистов к выбранной самостоятельно сфере деятельности соответствующей им интересам и способностям, и как следствие, недооценки средств физического воспитания способствующих профессиональной ориентации обучающихся [12, 15]....
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволил выявить следующее:
Мотивация учащихся к занятиям является главным компонентом в структуре организации и построения учебного процесса направленного на формирование трудовой мотивации. Учебная деятельность будет протекать эффективно, при наличии внутреннего желания и активного интереса у учеников к занятиям.
Целью нашего исследования было изучить особенности формирования трудовой мотивации посредством уроков физического воспитания обучающихся среднего школьного возраста. В ходе которого было выявлено, что для формирования у подростков положительной мотивации к труду на занятиях физической культурой, структура урока должна предусматривать: индивидуальный подход, положительный психоэмоциональный климат, наличие новизны, практическую значимость нового материала, самостоятельный поиск дополнительной информации, учет личного интереса учителя при составлении программ уроков физического воспитания.
Важно понять то, что нам нужны не унифицированные нормативы, учитывающие индивидуальные особенности растущего организма, начиная от возраста и заканчивая типом телосложения, а комфортные занятия, которые было бы интересно посещать и главное понимать связь с дальнейшей трудовой деятельностью.
1. Аршинник, C.B. Физическое развитие и подготовленность учащихся общеобразовательных учреждений /C.B. Аршинник, В.И. Тхорев, В.М. Шиян. - Краснодар: КГУФКСТ, 2011. - 54 с.
2. Баева Н. А., Погадаева О.В. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 56 с.
3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 3.
4. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка. (Электронный ресурс): учебник/Барчуков И.С. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 441 с.
5. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт. Методология,
теория, практика [Текст]: учебное пособие для вузов /И.С.Барчуков, А.А.Нестеров; под общей ред. Н.Н.Маликова. - М.: Изд.Центр
«Академия», 2009. - 525с.
6. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2004.
7. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 381 с.
8. Бобрищева-Пушкина, Н.Д., Кузнецова, Л.Ю., Силаев, А.А., Попова, О.Л. Физическое и психическое развитие детей и подростков как показатель состояния здоровья // Практика педиатра. М.: Гигиена, март, 2008.
9. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов/Б.С. Валков.-М.:Академический проект, 2007.-333с.
10. «Ведущие мотивы личности подростков» Научный журнал КубГАУ, №85(01), 2013 года.
11. Ветрова И.В. Новые физкультурно-спортивные виды: шейпинг, аэробика: учебное пособие / И.В. Ветрова, Н.В. Люлина: Краснояр. гос.пед.ун-т им.В.П. Астафьева.-Красноярск, 2018.-276с.
12. Гапоненко, А. В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. 2006, № 3.
13. 12. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
14. 15. С. А. Гзогян // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. —С. 48-51.
15. Горбунов, С.А. Реализация инновационных подходов в системе физического воспитания / С.А. Горбунов, С.С. Горбунов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 5. - С.33....50