ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 7
1.1. Здоровый образ жизни 7
1.2. Вредные привычки 22
1.3. Мотивационно-ценностные отношения учащихся к здоровому
образу жизни 25
1.4. Основные понятия процесса формирования ценностных отношений
у занимающихся к ФК 28
1.5. Мотивы и стимулы, побуждающие к занятиям физической культурой
и спортом 34
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. организация исследования 37
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 40
3.1.Эксперементальная форма проведения занятий 40
3.2. Исследование мотивации к ЗОЖ 42
3.3. Исследование двигательной активности 43
3.3. Исследование общефизической подготовленности 44
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Приложение 1 54
Приложение 2 55
Приложение 3 56
Приложение 4 57
Приложение 5 58
Приложение 6 60
Актуальность исследования. Понятия “здоровье” и “здоровый образ жизни” характеризуются сложностью, многозначительностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту их обыденного понимания, в них отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в условиях современной России становятся всё более злободневными, всё чаще привлекают к себе внимание исследователей, широкой общественности. Кризисная ситуация в условиях застоя в экономике и общественной жизни страны побудила руководство страны в 1987 году издать специальное постановление, в котором, в частности, отмечалось: “В течение многих лет не уделялось необходимого внимания работе по формированию здорового образа жизни. Более двух третьих населения не вовлечено в систематические занятия физической культурой и спортом, до 38% имеет избыточный вес, около 44 млн. человек курят. Широкое распространение получили пьянство и алкоголизм, увеличивается число лиц, потребляющих наркотики”. [25]
Продолжает обостряться экологический кризис, угрожающий здоровью и жизни всех людей на земле. Развёртывается научнотехнический прогресс, социальные последствия которого далеко не всегда благоприятны для здоровья человека. Как справедливо заметил известный сибирский учёный академик В.П. Казначеев: “Рост производительности труда всё более затрагивает ресурсы человеческого здоровья, даже если он осуществляется на основе научно-технического прогресса. Современный научно-технический прогресс не всегда прогрессивен, он несёт людям не только блага, но и новые заболевания, растущую опасность катастроф, создаёт в обществе нервно-психическое напряжение, которое не компенсируется нынешней системой профилактических мер”. [19]
В центре внимания нашего исследования находится молодёжь от 17 до 18 лет, учащиеся Гимназии №1 . От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих выпускников, тот вклад, который они призваны внести в возрождение России. Именно они должны стать примером для всей молодёжи страны, образцом, которому желали бы следовать, подражать подростки, юноши, девушки в повседневной жизни, в учёбе, труде.
Ни для кого не секрет, что в условиях интенсивного проникновения достижений НТР в повседневную жизнь появился социально - обусловленный феномен, названный гиподинамией. Недостаток двигательной активности приводит к разрушению внутренних механизмов обеспечения высокого уровня жизнедеятельности организма, появлению новых болезней. Снижение интересов к физическому труду, регулярные занятия физическими упражнениями привело к росту числа заболеваний среди молодых людей. Так, уже в возрасте 17-18 лет обнаруживаются атеросклеротические изменения в аорте, а среди больных, перенёсших инфаркт миокарда, доля молодых достигает 10-15%.
Многочисленные исследования доказали связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности. Оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении “коронарной эпидемии”, предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.
Научные доказательства говорят, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% - от генетических факторов, на 20-25% - от состояния окружающей среды и на 50-55% - от условий и образа жизни.
Ещё в Древней Греции и в Древнем Риме проблема движения и здоровья была достаточно актуальной. Мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие, принадлежит греческому философу Аристотелю (IV в. до н.э.).....
1. В результате изучения литературных источников и основных направлений развития в сфере здорового образа жизни, мы выделили наиболее полное определения этого понятия и его особенности:
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, без вредных привычек, с оптимальным двигательным режимом, питанием и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
2. В результате анализа литературных источников мы выделили наиболее важные мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой и спортом, а также стимулы для внутренней мотивации к занятиям физической культурой.
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой и спортом:
а) чувство удовлетворения и радости от спортивной и физической
активности, увлечённость процессом, а не результатом;
б) эстетическое наслаждение: быстротой, гибкостью, силой, выносливостью, собственной красотой движения;
в) стремление проявить себя в экстремальной ситуации;
г) стремление добиться более высоких результатов;
д) потребность в самовыражении.
Стимулы, способствующие формированию внутренней мотивации:
а) возможность увидеть развитие показателей, динамику;
б) коллективная форма деятельности;
в) стиль преподавателя, спортивного тренера.
3. На процесс формирования мотивации, неурочные и урочные занятия оказывает существенное воздействие и имеют свои особенности: систематическое диагностирование уровня физической подготовки и функционального состояния организма обучаемых; физическое воспитание с ориентацией на индивидуальные особенности каждого обучающегося; целенаправленное духовно-нравственное воспитание, посредством приобщения к ценностям физической культуры; интеллектуальное развитие и формирование навыков здорового образа жизни; обеспечение атмосферы эмоционального благополучия каждого занимающегося.
4. Мы разработали методику проведения занятий по физической культуре, которая оказывает влияние на формирование мотивационно -ценностного отношения гимназистов к здоровому образу жизни. В результате проведенного эксперимента было установлено, что уровень мотивации достоверно повысился. В показателях ОФП и уровня двигательной активности прирост результатов также наблюдался, но он был не достоверный. Следовательно, выдвигаемая гипотеза подтвердилась.
1. Агеев В.С., Дубова Т.Ф., Рыжонкин Ю.Я. Тип объяснения причин неудач и эффективность спортивной деятельности // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. № 3. С. 42—49.
2. Августова Л.И., Ананьев В.А., Водопьянова Н.Е. / Психология здоровья: Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2000.
3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. - Донецк, 2002
4. Артюнина, Г.П.. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для высшей школы/ Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова . - 2-е изд.,перераб.. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с. - (Gaudeamus).
5. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для высшей школы/ Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова . - 2-е изд.,перераб.. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с. - (Gaudeamus). :
6. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4.
7. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. - М.:
Знание, 1991. - 160 с.. Виленский М.Я. Общая, педагогическая и физическая культура в структуре личности учителя // Теория и практика физической культуры. № 6. С. 18-20.
8. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2001. - 352 с.
9. Собкин В. С., Трансформация целей и мотивации учебы школьников // Социологические исследования. 2006. № 8.
10. Визитей Н.Н. Образ жизни, спорт, личность /Отв. ред. В.И. Столяров. - Кишинев: Штиинца, 1980.
11. Виленский М. Я., Современные подходы к проектированию
гуманитарного педагогического образования по физической
культуре в вузе // Педагогическое образование и наука. 2003. № 3.
12. Васильева О.С., Психология здоровья человека / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М., 2001.
13. Виленский, М. Я., Физическая культура для работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильин. - М.: Знание, 1987
14. Гужаловский А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека // Теория и практика физической культуры. № 12. С. 31—34.
15. Давиденко Д. Н., Пономарев Г. Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2004. № 5....47