Введение 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1 Понятия «здоровье», «болезнь», «спорт», «гигиена» 6
1.2 Вредные привычки: разновидности, определения, последствия 12
1.3 Понятие здорового образа жизни, его критерии и составляющие 18
1.4 Мотивация здоровья и здорового образа жизни 29
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. Источники мотивации ведения здорового образа жизни
2.1 Семья - основа нравственности 33
2.2 Школа - здоровьесберегающая среда 3 8
2.3 Роль педагога в формировании мотивации здорового образа жизни 48
Выводы по главе 2 55
ГЛАВА 3. Методы привлечения школьников к ведению здорового образа жизни 57
3.1 Формирование установки на здоровый образ жизни 57
3.2 Мероприятия, проводимые в целях формирования привычки к здоровому
образу жизни 59
3.3. Практический эксперимент 64
Заключение 67
Выводы 69
Список использованной литературы 70
Приложение 1 73
Приложение 2 75
Приложение 3 76
Актуальность работы. Здоровье - основная ценность как отдельного человека, так и всего общества в целом. Здоровье детей, подрастающего поколения страны должно быть наивысшей ценностью нашего государства, и деятельность по возрождению нации и обеспечению ее достойного и светлого будущего должна начинаться с обеспечения и укрепления здоровья детей и подростков.
К сожалению, показатели статистики последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья школьников: по разным данным только 10 - 14% выпускников школ можно считать абсолютно здоровыми. По данным НИИ Гигиены и профилактики около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Каждый третий ребенок, приходящий в школу, страдает хроническими заболеваниями. Подавляющее большинство остальных детей приобретают эти заболевания в процессе школьного обучения. [31]
Почему это происходит? К сожалению, в большинстве школ работа по обеспечению и сохранению здоровья не ведется совсем, или ведется недостаточно тщательно. Санитарно - гигиенические нормы соблюдаются не в полной мере и недостаточно хорошо контролируются, оздоровительная работа не проводится, питание в школах оставляет желать лучшего, дети испытывают перегрузки в учебном процессе, что приводит их к переутомлению, резкому снижению активности и результативных показателей, а также к плохому эмоциональному состоянию.
Вследствие этих причин современное школьное обучение способствует увеличению числа детей с нарушениями зрения, слуха, опорно - двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной и нервной систем. В связи с этим, тема мотивации школьников к здоровому образу жизни очень актуальна в настоящее время.
Основной целью школьного образования должно стать создание условий обучения, а также таких убеждений и установку школьников, при которых здоровый образ жизни стал бы основой всей их жизни и деятельности.
Исходя из изложенного, можно сформулировать цель данной работы - определение средств, методов и условий, способствующих формированию у школьников мотивации здорового образа жизни, а также полноценных представлений о нем, и умению применять и использовать его нормы и законы во всех сферах своей деятельности. В рамках данной цели необходимо провести исследование, раскрывающее влияние
профилактических мероприятий на мировоззрение школьников, их отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Для достижения целей данной работы необходимо решить следующие поставленные задачи:
1) Изучить литературу, раскрывающую различные составляющие выбранной темы;
2) Раскрыть основные понятия, рассмотреть их критерии, составные части и значение;
3) Определить условия формирования здорового образа жизни, предложить методы, способствующие его распространению в школьной среде, а также обозначить факторы, влияющие на его укрепление;
4) Провести практический эксперимент по внедрению основ здорового образа жизни в жизнедеятельность учащихся, представить его содержание и результаты.
Методы исследования: анализ педагогической, валеологической, психологической и справочной литературы, личные наблюдения, обобщение имеющихся материалов, синтезирование имеющихся знаний по данной проблеме; проведение профилактических мероприятий, анализ и обобщение их результатов....
Часто случается так, что на подсознательном уровне мы считаем, что наше здоровье, счастье и благополучие зависит от внешних факторов: экологической ситуации в стране, политики государства, деятельности медицины, родителей, учителей. Эти факторы, разумеется, имеют определенные значение, но основная ответственность за нашу жизнь и здоровье лежит на нас самих. И эту мысль необходимо привить школьникам в самом раннем возрасте.
Формирование у школьников привычки вести здоровый образ жизни - основная задача деятельности всей педагогической системы.
Для создания среди школьников стойких установок на долголетнюю жизнь необходимо целенаправленно сформировать у них привычки, потребности и мотивы, стимулирующие к владению знаниями и навыками, которые позволят им полноценно вести здоровый образ жизни.
Педагогическая система не может быть совершенной, если в ней не уделяется должного внимания ценности здоровья.
Подход к формированию мотиваций здорового образа жизни школьников должен быть комплексным, последовательным и систематизированным. В него должны быть вовлечены все субъекты педагогического процесса: родители, учителя, медицинские работники и сами дети.
Работа по пропаганде здорового образа жизни и укоренению его привычек должна проводиться как в учебное, так и в неучебное время. Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
- необходимо мотивировать школьников к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни, внедрять «моду» на здоровье;
• включать во все составляющие педагогического процесса знания, направленные на формирование здорового образа жизни, начиная с младших классов;
• регулярно укреплять в умах школьников мысль о том, что наша жизни зависит только от нас самих.
1. Волков И. П., М. К. Тутушкина, Степанова Г. А. Вестник Балтийской академии. Выпуск 16: «Здоровье человека - главная ценность», СПб, 1997. - 88 с.
2. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - 3-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с.
4. Петленко В.П. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с/ (электронный ресурс knigi.link).
5. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие- 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.
6. Петрова О. И. Роль учителя в укреплении здоровья школьников (электронный ресурс открытыйурок.рф).
7. Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебновоспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учебнометодическое пособие для учителя — Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 31 с.
8. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни//Педагогика. 1997 - №3 (электронный ресурс studmed.ru).
9. Петровский Б. В. Большая медицинская энциклопедия. Изданье третье, онлайн версия (электронный ресурс бмэ.орг).
10. Бахтин Ю. К. Валеология - наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления // Молодой ученый. Выпуск 17, 2015. - 114 с.
11. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 1982 (электронный ресурс averbach.ru).
12. Беломестных М. С. Формирование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в современном образовательном учреждении: материалы городской научно - практической конференции. Нижний Тагил, 11 декабря 2013 г. - Нижний Тагил: МБУ ИМЦ, 2013 - 272 с.
13. Петровский Б. В. Попуярная медицинская энциклопедия. Москва «Советская энциклопедия», 1979 г. (электронный ресурс bibliotekar.ru).
14. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010 г. - 512 с.
15. Л. Н. Анисимов Профилактика пьянства, алкоголизма и
наркомании среди молодежи. - М.: Юрид. лит., 1988. - 176 с....31