Введение 3
Глава 1. Формирование навыка здорового образа жизни у обучающихся 5
1.1. Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у
обучающихся 5
1.2. Способы формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся . .7
1.2.1. Закаливание 7
1.2.2. Режим дня 9
1.2.3. Режим сна
.••••••••••• .••••••••.. .......................................................12
1.2.4. Физическая нагрузка
14
1.2.5. Рациональное питание
.••••••••••• .•••••••• ... .••••••••••• .•••••••• ... •••••••••••...1 ^6
1.3. Роль педагогов в формировании навыков здорового образа жизни и
профилактики заболеваний у обучающихся
18
Вывод по первой главе
24
Глава 2. Организация исследования 26
2.1. Цель и задачи исследования
.••••••••••• .•••••••• ... .••••••••••• .•••••••• ... .••••••••••• ^2^^
2.2. База исследование 26
2.3. Анализ анкетирования 27
2.4. Программа по формированию навыка здорового образа жизни для
обучающихся и родителей 35
Вывод исследования 40
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение 46
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
По данным статистики за последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний,
сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье обучающихся и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.
Всё это предполагает актуальность формирование навыка здорового образа жизни у обучающихся с целью улучшения здоровья, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.
Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1. Формирование первоначальных представлений о физической культуры для укрепления здоровья обучающегося (физического, социального и психологического). Позитивное влияние на развитие человека (физическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное).
2. Умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия, подвижные игры, закаливание и т.д.);
3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).
Объект исследования — процесс формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся начальных классов.
Предметом исследования является программа по формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся начальных классов.
Гипотеза исследования предполагается, что формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся начальных классов будет более эффективным с использованием разработанной программы.
Цель исследования — разработать программу по формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся начальных классов.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Разработать программу по формированию здорового образа жизни у обучающихся начальных классов.
3. Првести анализ эффективности разработанной программы по
формированию здорового образа жизни у обучающихся начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 97» г. Железногорск, обучающиеся 3 «А» и 3 «Б» класса. В 3 «А» классе 18 обучающихся 10 мальчиков, 8 девочек. В 3 «Б» классе 20 обучающихся 11 мальчиков и 9 девочек.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно отметить, что здоровье — это важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Привитие школьникам навыков здорового образа жизни - залог сохранения и укрепления здоровья, предотвращение от болезней. Правила здорового образа жизни, должны быть усвоены еще в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполняться в течение всей жизни.
Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у обучающихся как можно раньше, чтобы воспитать гармонично развитую, здоровую личность. Обучающийся приобретает навыки здорового образа жизни, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила здорового образа жизни и выполняли их.
Нами была проведена работа с обучающимися 3 класса, а это младший школьный возраст, он охватывает период в возрасте 9-10 лет. Основное отличие данного возраста заключается в том, что у детей постепенно появляется чувство самостоятельности и ответственности за себя, свои мысли, слова и поступки.
Младший школьный возраста в силу психофизиологических особенностей является наиболее эффективным периодом для формирования представлений здорового образа жизни. Прежде всего нужно создать условие для здоровья в учебно-воспитательном процессе, создать ценность отношения к личному здоровью. Данная работа проводилась как во время уроков, так и во внеурочное время.
Формирование основ здорового образа жизни у детей происходит в процессе воспитания и обучения. Использование внеурочной деятельности положительно влияет на формирование здорового образа жизни у обучающихся младших классов. Внеурочная деятельность содержит в себе ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности. В процессе такой деятельности у младших школьников повышается мотивация, формируется целостная картина мира здорового образа жизни, расширяется кругозор в этой области.
Внеурочная деятельность позволяет избежать перенапряжения, перегрузки утомляемости детей. Еще, что немало важно, такая деятельность способствует росту профессионального мастерства педагога, так как требует от него владением большого количества методик при организации деятельности детей.
По итогам проведенного анкетирования, с целью определение уровня формирования представлений о здоровом образе жизни учащихся 3 класса, было установлено, что многие дети не занимались физическими упражнениями дома, не закаливались, для этого была подготовлена программа по формированию навыка здорового образа жизни с рекомендациями для детей и их родителей. Все это для того, чтобы повысить навыка здорового образа жизни, через внеурочную деятельность.
В заключение, можно отметить формирование навыка здорового образа жизни младших школьников будет успешным, если проводится совместная работа родителей и педагогов в процессе формирования навыка здорового образа жизни учащихся и активно применяются возможности внеурочной деятельности в процессе формирования навыка здорового образа жизни у школьников.
1. Агаларова Л. С. Роль врача общей практики в формировании здорового образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. -2006.- №
4. - С. 44-47.
2. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб пособие для высшей школы. - 3-е изд. / Г.П. Артюнина., С. А. Игнатькова. - М.: Академический проект, 2007. - 560 с.
3. Ашмарина Б.А., Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие / ред. Б.А. Ашмарина. М., 1999. 360 с.
4. Белкин А. С., Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
5. Билич Г.Л., Назарова Л. В. Основы валеологии: учеб. - 2-е изд. - СПб.:
Фолиант, 2000. - 558 с.
6. Бредихина Е. В. Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников - важное направление в современной школе. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/bredihina-elena-viktorovna/, свободный (дата обращения 18.02.16).
7. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.
8. Виноградова, Екатерина Вредные привычки. Читайте вашего ребенка, как книгу. Маленькие подсказки для родителей / Екатерина Виноградова. - М.: АСТ, Сова, 2008. - 185 с.
9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
10. Глухов В. И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Киев.: Здоровье, 1989. 70 с.
11. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 448 с.
12. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие
/ ред. Л.В.Капилевич, В.И.Андреев.Томск.: Изд-во Томского
политехнического университета, 2008. 102 с.
13. Касперович Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е. В. Касперович // Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 3 / редкол.: В.М. Киселев. Мн.: БГУ, 2005.
14. Киселев В.М, Букатая Е.М, Барташевич О.Н, Платонова Е.П., Двигательная активность, питание, сон как система здорового образа жизни // Здоровый образ жизни, сборник статей, Минск, БГУ, 2015.№ 11. 200 с.
15. Кривошеина, И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни [Электронный ресурс] //URL:http://www. school2100.ru/upload/iblock/fe8/fe8465805a6ef22edf701f80 af8fa523.pdf....32