Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ У ПОДРОСТКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 6
1.1. Безопасное поведение в сети интернет: сущность и содержание понятия 6
1.2. Особенности поведения в сети интернет подростков с инвалидностью 11
1.3. Условия формирования основ безопасного поведения в сети интернет у
подростков с инвалидностью 16
Выводы по I Главе 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ У ПОДРОСТКОВ В ИНВАЛИДНОСТЬЮ 25
2.1. Изучение сформированности безопасного поведения в сети интернет у
подростков с инвалидностью 26
2.2. Программа формирования безопасного поведения в сети интернет у
подростков с инвалидностью 32
Выводы по II Главе 40
Заключение 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Приложения
Современная молодежь всемерно увлечена интернет-технологиями, вовлечена в интернет-среду. Интернет можно рассматривать как полноценное социальное пространство, в котором сосредоточены основные виды деятельности современной молодежи, замещающие реальную жизнь. Однако правильным будет считать, что интернет не только предоставляет возможности для удовлетворения потребностей (поиск информации, общение, развлечение и пр.), но создает риски для развития и функционирования новых форм отклоняющегося поведения в молодежной среде.
Проблема формирования безопасного поведения в сети интернет у подрастающего поколения актуализируется российским законодательством: указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 [4], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [3], федеральные государственные образовательные стандарты [2].
Однако на практике подростки зачастую реализуют небезопасное поведение в сети интернет. В особой зоне риска находятся подростки с инвалидностью - для них интернет-общение, интернет-среда в целом может стать инструментом компенсации дефицита в коммуникации с обществом по разным вопросам (общение, игровое взаимодействие, онлайн-покупки и пр.), что усугубляется нередко сниженной критичностью мышления, самоконтролем, внушаемостью.
Проблема безопасного поведения в сети интернет подростков исследована в работах таких авторов как Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, Н.Д. Угринович, И.Г. Семакина, Л.Л. Босовой и др., однако специфика работы в данном направлении с подростками с инвалидностью отдельно практически не рассматривается.
Цель работы: выявить и реализовать условия формирования основ безопасного поведения в сети интернет у подростков с инвалидностью.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения в сети интернет у подростков с инвалидностью.
Предмет исследования: условия формирования основ безопасного
поведения в сети интернет у подростков с инвалидностью.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:
1. На основании анализа литературы определить сущность понятия «безопасное поведение в сети интернет», выделить его особенности у подростков.
2. Изучить возможности формирования безопасного поведения в сети интернет подростков с инвалидностью, выделить соответствующие условия.
3. Оценить актуальное состояние безопасного поведения в сети интернет подростков с инвалидностью.
4. Разработать и реализовать программу формирования безопасного поведения в сети интернет подростков с инвалидностью, оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: формированию основ безопасного поведения в сети интернет у подростков с инвалидностью будут способствовать следующие условия:
• выявлен актуальный уровень сформированности навыков безопасного поведения в сети интернет у подростков с инвалидностью;
• организованы и проведены занятия с подростками с инвалидностью, направленные на развития представлений о рисках в сети интернет; обучение способам защиты персональных данных, культуре поведения в социальных сетях с применением кейс-метода, элементов тренинга и кинотерапии.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• опросник «Безопасное поведение в сети интернет», разработанный на основе методики Г.У. Солдатовой.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга"».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами в работе с подростками диагностического инструмента, оценивающего уровень сформированности безопасного поведения в сети интернет, а также программы формирования основ безопасного поведения в сети интернет у подростков с инвалидностью.
Современный подросток - активный пользователь сети интернет, при этом его поведение не всегда соответствует нормам безопасности. В данном исследовании мы проанализировали понятия «безопасное поведение», «безопасное поведение в сети интернет», «рискованное поведение в сети интернет» и сформулировали определение понятия безопасного поведения в сети интернет: это поведение человека, основанное на выполнении норм и правил безопасности пользования возможностями сети интернет, которое снижает вероятность возникновения рисков для его психологического и материального благополучия.
Проведенный анализ литературы позволил заключить, что подростки с инвалидностью имеют предпосылки для небезопасного поведения в сети интернет: склонность к риску, высокая потребность в общении, менее развитые коммуникативные навыки, меньшая критичность восприятия и мышления, большая внушаемость, доверчивость.
Нами было проведено изучение уровня сформированности безопасного поведения в сети интернет подростков с инвалидностью. Было выявлено, что преобладают низкие уровни сформированности когнитивного, эмоциональнооценочного и поведенческого компонентов основ безопасного поведения в сети у подростков с инвалидностью, что отражается в том, что они имеют искаженные или ошибочные представления о рисках, которые могут возникнуть при нахождении в сети интернет, малознакомы с правилами безопасного поведения в интернете, имеют неадекватное восприятие опасностей сети интернет (считают не опасным), не мотивированы на соблюдение правил безопасного поведения в сети интернет, а потому практически не придерживаются в реальной жизни базовых правил безопасного поведения в сети интернет.
Нами была разработана программа формирования безопасного поведения в сети интернет подростков с инвалидностью, включающая в себя 6 занятий, на которых они анализировали то, какие опасности могут подстерегать в сети интернет, рассуждали о том, какие сведения о себе можно выставлять в сети интернет, а какие - небезопасно, расширили представления о перечне такой информации (на занятии «Я и мир интернета»), расширили представления о назначении пароля, о правилах его создания и пользования, поняли, зачем нужно создавать сложные пароли, попрактиковались в анализе и самостоятельном создании безопасного пароля (на занятии «Создаем безопасный пароль»), познакомились с информацией о том, какие опасности могут подстерегать их в общении с незнакомцами в сети интернет (на занятии «Я и мои виртуальные друзья») и т.д. Тематический план составлялся с учетом выявленных дефицитов в безопасном поведении подростков с инвалидностью. В программе использовались разнообразные практические методы социально-психологического обучения: упражнения, игры, анализ ситуаций, кинотерапия, в которых закреплялись представления и формировались нужные навыки.
Контрольное исследование показало эффективность реализованной программы: подростки стали лучше понимать, зачем нужно соблюдать правила безопасного поведения в сети интернет, знать их, стали придерживаться их при нахождении в сети интернет.
1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ. URL :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения:
20.04.2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 41). URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (дата обращения: 20.04.2023).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996р). URL : https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.04.2023).
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (дата обращения: 20.04.2023).
5. Авдулова Т. П., Витковская Е. В., Поневаж Е. В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? // Клиническая и специальная психология. 2013. Т. 2. № 3. С. 44-47.
6. Анаева Л. А. Структура инвалидности подростков по основным видам нарушений функций организма и ведущему ограничению жизнедеятельности // Евразийский союз ученых. 2015. № 3-5(12). С. 42-44.
7. Антони Д. А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Концепт. 2020. № 11. С. 127-136.
8. Безбородова Е. А. Безопасное поведение в сети Интернет // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. 2021. № 1 (20). С. 307-315.
9. Безопасные модели поведения младших школьников в Интернете / В. А. Соколова, В. Г. Закирова, Л. Р. Каюмова и др. // Вестник НЦБЖД. 2021. - № 1(47). С. 31-39.
10. Беленов Н. В., Самсонова О. С. Формирование навыков информационной безопасности в сети интернет у обучающихся 5-9 классов // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 7 (37). С. 54-57.
11. Варанкина В. С., Воронина О. А. Проблема рискованного поведения
молодежи в сети Интернет // Молодёжь в меняющемся мире: вызовы современности : материалы VII международной научно-практической
конференции, Екатеринбург, 15 апреля 2016 года. Том Выпуск 1. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 24-28.
12. Войскунский А. Е. Психология и интернет. Москва : Акрополь, 2010. 228 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. Москва : Педагогика, 1984. 433 с.
14. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийнотерминологический словарь. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 77 с.
15. Давыдова Т. Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности : дисс... канд. пед. наук. Тула, 2001. 151 с....48