Введение 3
Глава 1.Методические основы преподавания темы «Дроби» 5
1.1. История методики обучения дробям 5
1.2. Содержание темы «Дроби» в школьном курсе математики 12
Глава 2. Использование интерактивной доски на уроках математики 27
2.1. Интерактивная доска как инструмент повышения эффективности в
обучении математике 27
2.2. Виды интерактивных досок, используемых в школах 30
Глава 3. Методические разработки к теме «Дроби» с использованием интерактивной доски 48
3.1. Методические разработки уроков математики по теме «Дроби» с
использованием интерактивной доски 48
3.2. Анализ эффективности проведенных занятий по математике по теме
«Обыкновенные дроби» с использованием интерактивной доски 56
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложение 1. Презентация Smart Notebook к уроку «Обыкновенные дроби»... 74
Приложение 2. Карточки с заданиями к уроку «Обыкновенные дроби» 82
Приложение 3. План - конспект урока математики по теме «Основное свойство
дроби» 83
Приложение 4. Презентация Smart Notebook к уроку «Основное свойство
дроби» 92
Приложение 5. План - конспект урока математики по теме «Сложение и
вычитание обыкновенных дробей» 100
Приложение 6. Презентация Smart Notebook к уроку «Сложение и вычитание
обыкновенных дробей» 108
Приложение 7. План - конспект урока математики по теме «Умножение
обыкновенной дроби на натуральное число» 115
Приложение 8. Презентация Smart Notebook к уроку «Умножение
обыкновенной дроби на натуральное число» 124
Одна из центральных тем школьного курса математики - тема «Дроби». На основе этой темы излагается очень большое количество
материала средней школы. Основной «фундамент» изучения данной линии закладывается в 5 классах основной школы. И именно от того, насколько доступно и наглядно будет объяснена тема, зависит дальнейшее обучение математике учащихся. Поэтому проблема преподавания темы «Дроби» в школьном курсе математики остается актуальной.
Для достижения школьниками необходимых образовательных результатов при изучении математики эффективным становится использование современных средств обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные доски. Использование интерактивной доски позволяет учителю разнообразить урок новыми видами деятельности, насытить его наглядной информацией, повысить мотивацию учащихся, интерес к предмету. Интерактивные доски, также, способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, что подтверждает актуальность нашей темы.
В связи с этим, цель нашего исследования мы определили следующим образом: изучить влияние интерактивной доски на эффективность процесса обучения теме «Дроби» в курсе математики основной школы.
Объектом нашего исследования является процесс обучения математике в основной школе.
Предметом исследования выступают возможности интерактивной доски в процессе обучения математики в основной школе (на примере материала пятого класса).
Реализация поставленной цели потребовала решения конкретного ряда
задач:
1) изучить исторические основы обучения дробям в школе;
2) рассмотреть содержание темы «Дроби» в школьном курсе математики для основной школы;
3) выявить возможности интерактивной доски как инструмента повышения эффективности в обучении математике;
4) описать виды интерактивных досок;
5) разработать методические материалы по теме «Дроби» для пятого класса, провести их апробацию и анализ.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, опрос.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней разработаны и проверены учебные материалы для преподавания темы «Дроби» с применением интерактивной доски. Работа может использоваться учителями школы для проведения уроков по данной теме, а также студентами при подготовке к педагогической практике.
В соответствии с поставленными задачами определена структура дипломной работы.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Основной текст исследования сопровождается приложениями и электронными приложениями, содержащими методические материалы.
Поставленные нами в исследовании цель и задачи достигнуты.
В работе изучены исторические основы обучения дробям в школе, рассмотрено содержание темы «Дроби» в школьном курсе математики, выявлены возможности интерактивной доски как инструмента повышения эффективности в обучении. Также, нами были описаны виды интерактивных досок, используемых в школах и методические приемы работы с ними.
На базе полученных знаний можно сделать следующие выводы:
• за историю развития методики обучению дробям разными авторами были выдвинуты различные методики, в которых изменения претерпевал не только срок обучения, но и сама структура изучения дробей. В данных методиках отмечается и общее - большинство авторов выступают за наглядность;
• чтобы выявить, какой учебник более понятен учащимся и удобен учителю, для работы в тандеме с интерактивной доской, нами был проведен анализ изложения темы «Дроби» в учебниках следующих авторских коллективов: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.; Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон; И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович. На наш взгляд, таковым является учебник И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича;
• интерактивная доска - инструмент, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Также, благодаря интерактивной доске, значительно экономится время урока, а значит, за 40 минут можно успеть решить большее количество задач, лучше отработать изучаемый материал, что в свою очередь повышает успеваемость учащихся;
• за счет надежности и простоты использования, электронные доски SMART Board имеют широкое применение во всем мире. Кроме того, использование оборудования SMART и программы SMART Notebook значительно облегчает подготовку к уроку и делает обучение еще более эффективным.
В процессе работы составлены разработки конспектов уроков по темам: «Обыкновенные дроби», «Основное свойство дроби», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» для учащихся 5 классов и анализ результатов применения интерактивной доски на уроках математики в учебном процессе.
Урок по теме «Обыкновенные дроби» прошел апробацию в МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска. Акт о внедрении в учебно-методический процесс школы материалов дипломной работы прилагается к тексту дипломной работы. Конспекты уроков по темам: «Основное свойство дроби», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» прошли экспертную оценку в МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска, о чем свидетельствует отзыв учителя математики, который также прилагается к тексту дипломной работы.
По результатам исследования опубликована статья «Преподавание темы «Дроби» в школьном курсе математики с использованием интерактивной доски» в сборнике XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Представленные в данной работе разработки могут использоваться учителями школы для проведения уроков по данной теме, а также студентами при подготовке к педагогической практике
1. Акмалов, А.Ю. Интерактивная доска как современный подход к использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках [Текст]: материалы международной научно-практической конференции / А.Ю. Акмалов, Р.А. Садыкова // Наука сегодня: реальность и перспективы. - 2017. - С. 114 -115.- Челябинский государственный университет, Челябинск.
2. Аствацатуров, Г.О. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде [Текст]: практическое пособие / Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова. - М.: Национальный книжный центр. ИФ «Сентябрь», 2015. - 176 с.
3. Бахтина, Т.А. Интерактивная доска как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в ДОУ [Текст]: статья в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции / Т.А. Бахтина, Н.А. Ильина // Психология и педагогика в системе современного образования. - 2017. - С. 94-99.
4. Башмаков, М.И. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений в 2-х частях, часть 1 / М.И. Башмаков. - М: АСТ, 2013. - 150 с.
5. Башмаков, М.И. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений в 2-х частях, часть 2 / М.И. Башмаков. - М: АСТ, 2013. - 141 с.
6. Брадис, В.М. Методика преподавания математики в средней школе [Текст] / В.М. Брадис; Под ред. А.И. Маркушевича. - 2-е изд. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во м-ва просвещения РСФСР, 1951.- С. 116-148.
7. БраДис, В.М. Методика преподавания математики в средней школе [Текст] / В.М. Брадис; Под ред. А.И. Маркушевича. - 2-е изд. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во м-ва просвещения РСФСР, 1951.- С. 116.
8. Бунимович, Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. - 3¬е изд. - М: Просвещение, 2014. - 223 с.
9. Виды интерактивных досок [Электронный ресурс]: официальный сайт компании ANROtech. - Режим доступа: https://anrotech.ru/blog/vidy-
interaktivnyh-dosok/ ,15 May, 2018, 11:45:15.
10. Волковский, Д.Л. Как обучать дробям в начальной школе [Текст] / Д.Л. Волковский. - М.: Л.: 1-я типография Трансжелдориздата, 1934.- С. 4.
11. Горбунова, О.В. Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся [Текст]: материалы четвертой Международной научно-практической конференции / О.В. Горбунова // Гуманитарные традиции математического образования в России и за рубежом: история и современность (памяти профессора Г.В. Дорофеева) . - 2013. - С. 112 -116. - Московский государственный областной гуманитарный институт, Орехово-Зуево.
12. Дорофеев, Г.В. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений в 2-х частях, часть 1 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. - 2-е изд, перераб. - М: Ювента, 2011. - 176 с.
13. Дорофеев, Г.В. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений в 2-х частях, часть 2 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. - 2-е изд, перераб. - М: Ювента, 2011. - 240 с.
14. Дорофеев, Г.В. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. - М: Просвещение, 2017. - 287 с.
15. Евтушевский, В.А. Методика арифметики [Текст]: Пособие для родителей, учителей и учительских семинарий / В.А. Евтушевский.- 7-е изд., испр. и доп.- СПб.: Типография В. Безобразов и комп., 1875. - 265с .
16. Евтушевский, В.А. Методика арифметики [Текст]: Пособие для родителей, учителей и учительских семинарий / В.А. Евтушевский.- 7-е изд., испр. и доп.- СПб.: Типография В. Безобразов и комп., 1875.- C. 46.
17. Зубарева, И.И. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся
общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович - 14-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2013. - 270 с.
18. Зубарева, И.И. Математика. 5-6 классы [Текст]: методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 4-е изд., испр. - М: Мнемозина, 2014. - 120 с.
19. Иванова И.И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И.И. Иванова. Под ред. Е.М. Ганичевой. Вологда: ВИРО, 2012. - 32 с.
20. Интерактивное оборудование IQBoard [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://iqboard.su, Friday, 15 May, 2018, 12:45:15.
21. Картузов, А.В. [Текст]: статья в журнале - научная статья / А.В. картузов // Ярославский педагогический вестник. - № 3. - 2009. С. 61-64.
22. Козлов, В.В.Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /В.В. Козлов, А.А. Никитин, B.C. Белоносов и др. -М: «Русское слово», 2017. - 352 с.
23. Кочелакова, Н.Б. Интерактивная доска как средство повышения качества знаний учащихся и особенности работы с интерактивной доской INTERWEIT [Текст]: статья в сборнике трудов VI региональной научно-практической конференции с международным участием, в сборнике научных трудов / Н.Б. Кочелакова // Актуальные проблемы науки и образования: теория и практика. - 2015. - С. 74 - 78.
24. Кюршунова, В.В. Методические приемы работы на интерактивной доске средствами программы SmartNotebook [Текст]: статья в журнале - научная статья / В.В. Кюршунова // Проблемы современной науки и образования. - №17. - 2017. - С. 65-73.
25. Медведева, Е.Н. Интерактивная доска в образовательном процессе ДО [Текст]: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой / Е.Н. Медведева, Ю.В. Синегубова // Человек, общество и культура в XXI веке. - 2017. - С. 86-90.
26. Менчинская, Н.А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах [Текст] / Н.А. Менчинская, М.И. Моро.- М.: Просвещение, 1965.- С. 66.
27. Мерзляк, А.Г. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - М: «Вентана-Граф», 2017. - 304 с.
28. Муравин, Г.К.Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /Г.К.Муравин, О.В.Муравина, 3-е изд. - М: Дрофа, 2014. - 320 с.
29. Никольский, С.М. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников и др., 14-е изд. - М: Просвещение, 2015. - 272 с.
30. Приказ «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253. - Режим доступа:
http://shekinskay.ucoz.net/OVS/prikkaz_253_uchebniki_1.pdfFriday, 15 May, 2018, 15:35:17.
31. Розенфельд А.Б. Коллекция LAT 2.0. [Электронный ресурс]: А.Б
Розенфельд, 2010. 37 с. - Режим доступа:
http://sc48.ru/files/collection_LAT%202.0.pdf/ ,Friday, 15 May, 2018, 15:45:15.
32. Романова, Г.В. Интерактивная доска как техническое средство обучения для реализации современного метода работы с информацией [Текст]: статья в журнале - научная статья / Г.В. Романова // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики, том 2. - 2015. - С. 90-94.
33. Словарь методических терминов [Электронный ресурс]: раздел
официального сайта. - Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/info/az/Friday, 11 May, 2018 20:13:15.
34. Смирнова, Е.А.Интерактивная доска как интерактивное средство обучения [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Е.А. Смирнова // Череповецкие научные чтения - 2012. - 2013.
- С. 203-204. - Череповецкий государственный университет, Череповец.
35. Суворова, С. Б. Математика. Методические рекомендации. 5 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. - М: Просвещение, 2013. - 200 с.
36. Токарева, И.А. Использование интерактивной доски при
обучении математики [Текст]: статья в журнале - научная статья / И.А.
Токарева // Проблемы педагогики. - № 1. - 2014. - С. 60-65.
37. Турковская, Н.В. Интерактивные технологии как средство взаимодействия между участниками образовательного процесса [Текст]: статья в журнале - научная статья / Н.В. Турковская, Ю.А. Сподарева // Приоритетные направления развития науки и образования. - № 1. - 2016. - С. 195-198.
38. Федеральный перечень учебников [Электронный ресурс]:учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы - Режим доступа:
http://shcola29.ucoz.ru/matertehobesp17/federalnyj_perechen_uchebnikov_na_201 7-2018.pdf, Friday, 15 May, 2018, 13:15:10.
39. Чернобай, Е.В. Как эффективно использовать интерактивную
доску на уроке в качестве современного педагогического инструмента [Текст]: статья в журнале / Е.В. Чернобай // Информатика и образование.
- 2012. - №7. - С. 64-66. - Педагогическая академия последипломного образования Московской области, Москва.
40. Шарыгин, И.Ф. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева, 2-е изд. -М: Дрофа, 2015. - 192 с.
41. Шевченко, Н.И. Методика преподавания обыкновенных дробей. Педагогическая библиотека учителя [Текст] / Н.И. Шевченко.- М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1958.- С. 3.
42. Шохор-Троцкий, С.И. Методика арифметики [Текст]: В 2 ч. Ч. I для уч. начальных шк. / С.И. Шохор-Троцкий.- 6-е изд., пересм. и доп.- М.; СПб.: Наследие Бр. Салаевых, 1900. - 344 c.
43. Шохор-Троцкий, С.И. Методика арифметики [Текст]: В 2 ч. Ч. I для уч. начальных шк. / С.И. Шохор-Троцкий. - 6-е изд., пересм. и доп. - М.; СПб.: Наследие Бр. Салаевых, 1900. - 264 с.
44. Шохор-Троцкий, С.И. Методика арифметики [Текст]: Пособие для учителей средней школы / С.И. Шохор-Троцкий; Под ред. Синакевича.- 5-е изд., перераб.- М.; Л.: Гос. учеб. пед. изд-во, 1935.- С. 112.
45. Якиманская, И.С. Построение модели личностно-ориентированной школы. [Текст]: воспитание и обучение / под науч. ред. И.С. Якиманской. - М.: Сентябрь, 2001. - 96 с.