Преподавание темы «Дроби» в школьном курсе математики с использованием интерактивной доски
|
Введение 3
Глава 1.Методические основы преподавания темы «Дроби» 5
1.1. История методики обучения дробям 5
1.2. Содержание темы «Дроби» в школьном курсе математики 12
Глава 2. Использование интерактивной доски на уроках математики 27
2.1. Интерактивная доска как инструмент повышения эффективности в
обучении математике 27
2.2. Виды интерактивных досок, используемых в школах 30
Глава 3. Методические разработки к теме «Дроби» с использованием интерактивной доски 48
3.1. Методические разработки уроков математики по теме «Дроби» с
использованием интерактивной доски 48
3.2. Анализ эффективности проведенных занятий по математике по теме
«Обыкновенные дроби» с использованием интерактивной доски 56
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложение 1. Презентация Smart Notebook к уроку «Обыкновенные дроби»... 74
Приложение 2. Карточки с заданиями к уроку «Обыкновенные дроби» 82
Приложение 3. План - конспект урока математики по теме «Основное свойство
дроби» 83
Приложение 4. Презентация Smart Notebook к уроку «Основное свойство
дроби» 92
Приложение 5. План - конспект урока математики по теме «Сложение и
вычитание обыкновенных дробей» 100
Приложение 6. Презентация Smart Notebook к уроку «Сложение и вычитание
обыкновенных дробей» 108
Приложение 7. План - конспект урока математики по теме «Умножение
обыкновенной дроби на натуральное число» 115
Приложение 8. Презентация Smart Notebook к уроку «Умножение
обыкновенной дроби на натуральное число» 124
Глава 1.Методические основы преподавания темы «Дроби» 5
1.1. История методики обучения дробям 5
1.2. Содержание темы «Дроби» в школьном курсе математики 12
Глава 2. Использование интерактивной доски на уроках математики 27
2.1. Интерактивная доска как инструмент повышения эффективности в
обучении математике 27
2.2. Виды интерактивных досок, используемых в школах 30
Глава 3. Методические разработки к теме «Дроби» с использованием интерактивной доски 48
3.1. Методические разработки уроков математики по теме «Дроби» с
использованием интерактивной доски 48
3.2. Анализ эффективности проведенных занятий по математике по теме
«Обыкновенные дроби» с использованием интерактивной доски 56
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложение 1. Презентация Smart Notebook к уроку «Обыкновенные дроби»... 74
Приложение 2. Карточки с заданиями к уроку «Обыкновенные дроби» 82
Приложение 3. План - конспект урока математики по теме «Основное свойство
дроби» 83
Приложение 4. Презентация Smart Notebook к уроку «Основное свойство
дроби» 92
Приложение 5. План - конспект урока математики по теме «Сложение и
вычитание обыкновенных дробей» 100
Приложение 6. Презентация Smart Notebook к уроку «Сложение и вычитание
обыкновенных дробей» 108
Приложение 7. План - конспект урока математики по теме «Умножение
обыкновенной дроби на натуральное число» 115
Приложение 8. Презентация Smart Notebook к уроку «Умножение
обыкновенной дроби на натуральное число» 124
Одна из центральных тем школьного курса математики - тема «Дроби». На основе этой темы излагается очень большое количество
материала средней школы. Основной «фундамент» изучения данной линии закладывается в 5 классах основной школы. И именно от того, насколько доступно и наглядно будет объяснена тема, зависит дальнейшее обучение математике учащихся. Поэтому проблема преподавания темы «Дроби» в школьном курсе математики остается актуальной.
Для достижения школьниками необходимых образовательных результатов при изучении математики эффективным становится использование современных средств обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные доски. Использование интерактивной доски позволяет учителю разнообразить урок новыми видами деятельности, насытить его наглядной информацией, повысить мотивацию учащихся, интерес к предмету. Интерактивные доски, также, способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, что подтверждает актуальность нашей темы.
В связи с этим, цель нашего исследования мы определили следующим образом: изучить влияние интерактивной доски на эффективность процесса обучения теме «Дроби» в курсе математики основной школы.
Объектом нашего исследования является процесс обучения математике в основной школе.
Предметом исследования выступают возможности интерактивной доски в процессе обучения математики в основной школе (на примере материала пятого класса).
Реализация поставленной цели потребовала решения конкретного ряда
задач:
1) изучить исторические основы обучения дробям в школе;
2) рассмотреть содержание темы «Дроби» в школьном курсе математики для основной школы;
3) выявить возможности интерактивной доски как инструмента повышения эффективности в обучении математике;
4) описать виды интерактивных досок;
5) разработать методические материалы по теме «Дроби» для пятого класса, провести их апробацию и анализ.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, опрос.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней разработаны и проверены учебные материалы для преподавания темы «Дроби» с применением интерактивной доски. Работа может использоваться учителями школы для проведения уроков по данной теме, а также студентами при подготовке к педагогической практике.
В соответствии с поставленными задачами определена структура дипломной работы.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Основной текст исследования сопровождается приложениями и электронными приложениями, содержащими методические материалы.
материала средней школы. Основной «фундамент» изучения данной линии закладывается в 5 классах основной школы. И именно от того, насколько доступно и наглядно будет объяснена тема, зависит дальнейшее обучение математике учащихся. Поэтому проблема преподавания темы «Дроби» в школьном курсе математики остается актуальной.
Для достижения школьниками необходимых образовательных результатов при изучении математики эффективным становится использование современных средств обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные доски. Использование интерактивной доски позволяет учителю разнообразить урок новыми видами деятельности, насытить его наглядной информацией, повысить мотивацию учащихся, интерес к предмету. Интерактивные доски, также, способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, что подтверждает актуальность нашей темы.
В связи с этим, цель нашего исследования мы определили следующим образом: изучить влияние интерактивной доски на эффективность процесса обучения теме «Дроби» в курсе математики основной школы.
Объектом нашего исследования является процесс обучения математике в основной школе.
Предметом исследования выступают возможности интерактивной доски в процессе обучения математики в основной школе (на примере материала пятого класса).
Реализация поставленной цели потребовала решения конкретного ряда
задач:
1) изучить исторические основы обучения дробям в школе;
2) рассмотреть содержание темы «Дроби» в школьном курсе математики для основной школы;
3) выявить возможности интерактивной доски как инструмента повышения эффективности в обучении математике;
4) описать виды интерактивных досок;
5) разработать методические материалы по теме «Дроби» для пятого класса, провести их апробацию и анализ.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, опрос.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней разработаны и проверены учебные материалы для преподавания темы «Дроби» с применением интерактивной доски. Работа может использоваться учителями школы для проведения уроков по данной теме, а также студентами при подготовке к педагогической практике.
В соответствии с поставленными задачами определена структура дипломной работы.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Основной текст исследования сопровождается приложениями и электронными приложениями, содержащими методические материалы.
Поставленные нами в исследовании цель и задачи достигнуты.
В работе изучены исторические основы обучения дробям в школе, рассмотрено содержание темы «Дроби» в школьном курсе математики, выявлены возможности интерактивной доски как инструмента повышения эффективности в обучении. Также, нами были описаны виды интерактивных досок, используемых в школах и методические приемы работы с ними.
На базе полученных знаний можно сделать следующие выводы:
• за историю развития методики обучению дробям разными авторами были выдвинуты различные методики, в которых изменения претерпевал не только срок обучения, но и сама структура изучения дробей. В данных методиках отмечается и общее - большинство авторов выступают за наглядность;
• чтобы выявить, какой учебник более понятен учащимся и удобен учителю, для работы в тандеме с интерактивной доской, нами был проведен анализ изложения темы «Дроби» в учебниках следующих авторских коллективов: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.; Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон; И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович. На наш взгляд, таковым является учебник И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича;
• интерактивная доска - инструмент, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Также, благодаря интерактивной доске, значительно экономится время урока, а значит, за 40 минут можно успеть решить большее количество задач, лучше отработать изучаемый материал, что в свою очередь повышает успеваемость учащихся;
• за счет надежности и простоты использования, электронные доски SMART Board имеют широкое применение во всем мире. Кроме того, использование оборудования SMART и программы SMART Notebook значительно облегчает подготовку к уроку и делает обучение еще более эффективным.
В процессе работы составлены разработки конспектов уроков по темам: «Обыкновенные дроби», «Основное свойство дроби», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» для учащихся 5 классов и анализ результатов применения интерактивной доски на уроках математики в учебном процессе.
Урок по теме «Обыкновенные дроби» прошел апробацию в МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска. Акт о внедрении в учебно-методический процесс школы материалов дипломной работы прилагается к тексту дипломной работы. Конспекты уроков по темам: «Основное свойство дроби», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» прошли экспертную оценку в МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска, о чем свидетельствует отзыв учителя математики, который также прилагается к тексту дипломной работы.
По результатам исследования опубликована статья «Преподавание темы «Дроби» в школьном курсе математики с использованием интерактивной доски» в сборнике XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Представленные в данной работе разработки могут использоваться учителями школы для проведения уроков по данной теме, а также студентами при подготовке к педагогической практике
В работе изучены исторические основы обучения дробям в школе, рассмотрено содержание темы «Дроби» в школьном курсе математики, выявлены возможности интерактивной доски как инструмента повышения эффективности в обучении. Также, нами были описаны виды интерактивных досок, используемых в школах и методические приемы работы с ними.
На базе полученных знаний можно сделать следующие выводы:
• за историю развития методики обучению дробям разными авторами были выдвинуты различные методики, в которых изменения претерпевал не только срок обучения, но и сама структура изучения дробей. В данных методиках отмечается и общее - большинство авторов выступают за наглядность;
• чтобы выявить, какой учебник более понятен учащимся и удобен учителю, для работы в тандеме с интерактивной доской, нами был проведен анализ изложения темы «Дроби» в учебниках следующих авторских коллективов: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.; Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон; И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович. На наш взгляд, таковым является учебник И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича;
• интерактивная доска - инструмент, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Также, благодаря интерактивной доске, значительно экономится время урока, а значит, за 40 минут можно успеть решить большее количество задач, лучше отработать изучаемый материал, что в свою очередь повышает успеваемость учащихся;
• за счет надежности и простоты использования, электронные доски SMART Board имеют широкое применение во всем мире. Кроме того, использование оборудования SMART и программы SMART Notebook значительно облегчает подготовку к уроку и делает обучение еще более эффективным.
В процессе работы составлены разработки конспектов уроков по темам: «Обыкновенные дроби», «Основное свойство дроби», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» для учащихся 5 классов и анализ результатов применения интерактивной доски на уроках математики в учебном процессе.
Урок по теме «Обыкновенные дроби» прошел апробацию в МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска. Акт о внедрении в учебно-методический процесс школы материалов дипломной работы прилагается к тексту дипломной работы. Конспекты уроков по темам: «Основное свойство дроби», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» прошли экспертную оценку в МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска, о чем свидетельствует отзыв учителя математики, который также прилагается к тексту дипломной работы.
По результатам исследования опубликована статья «Преподавание темы «Дроби» в школьном курсе математики с использованием интерактивной доски» в сборнике XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Представленные в данной работе разработки могут использоваться учителями школы для проведения уроков по данной теме, а также студентами при подготовке к педагогической практике
Подобные работы
- Методические аспекты изучения обыкновенных дробей в школьном курсе математики
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



