Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-10
ЛЕТ
1.1. Понятие «здоровый образ жизни», факторы, определяющие здоровый
образ жизни
1.2. Психофизические особенности обучающихся 9-10 лет
1.3. Средства и методы формирования основ здорового образа жизни
обучающихся 9-10 лет
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ...
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-10 ЛЕТ
3.1. Программа работы с обучающимися 9-1- лет по формированию
здорового образа жизни
3.2. Анализ и оценка результатов опытно-практической работы...
Общие выводы по ВКР
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 2021 год до 60% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 - 25 %. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению. [32]
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик». Именно в младшем школьном и возрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни, взрослого человека. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. [46]
Сохранение здоровья обучающихся приоритетное направление развития образовательной системы современной школы, воспитание и развитие свободолюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Цель исследования: выявить, внедрить и обосновать эффективность организационно-педагогических условий, формирующих основы здорового образа жизни обучающихся начальных классов.
Объект исследования: формирование основ здорового образа жизни обучающихся начальных классов.
Предмет исследования: программа для формирования основ ЗОЖ у обучающихся 9-10 лет.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1) Анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2) Рассмотреть психофизические особенности детей начальных классов;
3) Изучить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенной программы для решения проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся 9-10 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная
программа для формирования основ здорового образа жизни обучающихся 910 лет позволять повысить знания и умения, физическую подготовленность детей для дальнейшего поддержания здорового образа жизни.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке программы для формирования основ здорового образа жизни обучающихся начальных классов, через повышение физической подготовленности, формирования знаний и умений.
В настоящей выпускной квалификационной работе изучены научные и учебно-методические источники по вопросам влияния занятий физическими упражнениями на формирование здорового образа жизни, на уровень физической подготовленности обучающихся общеобразовательной школы.
На основании результатов проведенного анализа разработаны предложения по формированию основ здорового образа жизни посредством воспитания потребностей и умений заниматься физическими упражнениями и экспериментально проверена их эффективность.
Выводы:
1. Проблема формирования основ здорового образа жизни обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности
2. Двигательная активность и теоретический компонент в образовательном процессе реализуются в виде активного привлечения обучаемых к занятиям физическими упражнениями и формирования знаний основ ЗОЖ.
3. Экспериментальная проверка влияния разработанной программы, после проведения намеченных мероприятий по формированию здорового образа жизни, в экспериментальном 4 Б классе у детей повысился уровень знания основ здорового образа жизни, вследствие чего дети стали охотнее заниматься спортом, в результате чего они повысили результаты своих спортивных достижений.
Таким образом в результате педагогического эксперимента гипотеза исследования подтвердилась.
1. Анохина И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ: методические рекомендации / И. А. Анохина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2020.-100 с.
2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2020.- 205 с.
3. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебновоспитательного комплекса // Начальная школа - 2021 - № 12 - С. 3-6.
4. Базарный В.Ф. Программа экспресс - диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. - Сергиев-Посад.: Загорская типография, 2020. - 70 с.
5. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123с.
6. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 212 с.
7. Весёлая физкультура: Учеб. Для учащихся 1 кл./ Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев и др.-М.: Просвещение, 1996.-64 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382 с.
9. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2020. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
10. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 15 классы. - М.: ВАКО, 2017 г. - / Мастерская учителя.
11. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2019 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
12. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб.: Акцидент, 1994. - 78 с.
13.Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. - СПб.: Акцидент, 1998. - 159 с.
14.Здоровье детей- основа процветания России: сборник статей/ под общ. Ред. Е. В. Спириной.-Ульяновск: УИПКПРО, 2018.- 84 с.
15. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 2019. - Т. 4, №3. - С. 74 - 79....47