Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Работа №146957

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы51
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты цифровой грамотности у пожилых
людей 6
1.1. Содержание и сущность понятия цифровая грамотность пожилых
людей 6
1.2. Характеристика пожилых людей 10
1.3. Особенности обучения пожилых людей цифровой грамотности ... 18
Глава 2. Разработка проекта «Цифровая мастерская» и его
реализация в условиях комплексного центра 23
2.1. Паспорт проекта 23
2.2. Жизненный цикл проекта 26
2.3. Анализ и оценка результатов проектной деятельности 32
Заключение 37
Библиографический список 40
Приложение 1 43
Приложение 2 45
Приложение 3 47

Граждане пожилого возраста - одна из основных категорий клиентов современной социальной работы. Крайне важным становится изучение всех характерных особенностей их как объекта социальной работы с научной и с практической точки зрения. Одновременно становится актуальным поиск и развитие современных технологий социальной работы, позволяющих пожилому человеку оставаться осведомленным, активным и востребованным членом общества.
После выхода на заслуженный отдых часто сложно успевать за развитием и обновлением жизни и общества. Эффективность получения и обработки информации, ее качество, скоростные и объемные характеристики, а также вопросы этики и безопасности в информационном пространстве сегодня стоят буквально перед каждым членом общества. Пожилые люди в этом вопросе являются, самой незащищенной категорией граждан. Поэтому нужно обеспечить комфорт пожилых людей в современной социальной среде, ощущение востребованности, исключить оторванность от современных информационных процессов, привлекая к активной деятельности, освоению всех возможностей своего нового социального статуса и получению удовлетворения от наличия свободного времени.
В 2016 году распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Ключевыми целями Стратегии определены устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия [1].
Одно из приоритетных направлений реализации Стратегии - это обеспечение доступа к информационным и образовательным ресурсам (в частности, обеспечение возможности получения образования гражданами старшего поколения, развитие услуг по обучению граждан старшего поколения компьютерной грамотности и т.п.).
На сегодняшний день сформирована «Региональная программа повышения качества жизни граждан старшего поколения на территории Красноярского края» на 2017-2020 годы, в которой также нашли отражение общемировые тенденции и основные положения Стратегии.
Актуальность данного исследования объясняется характерными для современного времени, высокими темпами роста технологий и смены тенденций во всех сферах жизни общества. Информационная среда предлагает массу возможностей, таких как расширение кругозора, покупки любых товаров по всему миру, непрерывное общение в социальных сетях, ведение личного блога, ведение собственного бизнеса. Многие виды деятельности в сети интернет на сегодняшний день монетизированы, это позволяет человеку удаленно осуществлять выполнения какой -либо работы или просто продавать то, что человек создает.
Объект: процесс формирования цифровой грамотности у людей пожилого возраста.
Предмет: условия развития основ цифровой грамотности у людей пожилого возраста.
Цель: разработка и реализация условий формирования основ цифровой грамотности у людей пожилого возраста.
Задачи:
1. Проанализировать содержание и сущность понятия цифровая грамотность пожилых людей.
2. Охарактеризовать пожилых людей.
3. Описать особенности обучения пожилых людей цифровой грамотности.
4. Выявить условия развития цифровой грамотности пожилых людей в рамках проекта «Цифровая мастерская».
5. Реализовать социальный проект «Цифровая мастерская» на базе КГБУ СО «КЦСОН «Ачинский».
6. Проанализировать и оценить результаты проектной деятельности.
Разработка социального проекта «Цифровая мастерская» основывается на анализе потребностей получателей социально -реабилитационного отделения и отделения социального обслуживания на дому КГБУ СО «КЦСОН «Ачинский».
В процессе реализации данного социального проекта учитывались социально-психологические особенности получателей отделения
социального обслуживания на дому и социально-реабилитационного отделения возрастной, финансовый, территориальный факторы. Кроме того, особого внимания требуют физические ограничения в способности клиентов надомного обслуживания самостоятельно (с помощью социального работника) передвигаться, наличие у получателя дома определенной системы приспособлений, облегчающих процессы передвижения.
Для данной категории получателей были предусмотрены и реализованы адресные надомные формы обучения компьютерной грамотности.
Социальный проект позволил интегрировать непрерывный процесс оказания социальными работниками ряда социальных услуг получателю с привлечением его к занятиям творчеством и работе по увеличению собственного дохода с помощью сети Интернет.
Уникальной особенностью данного социального проекта стала возможность освоения клиентами способа дополнительного заработка в виде удаленной работы.
Комплекс мероприятий, реализуемых в рамках данного социального проекта на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ачинский» представляет собой развитие цифровой грамотности лиц пожилого возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В определенный период времени перед пожилыми людьми возникает много проблем связанных, прежде всего, с дефектами физического состояния, вызванного заболеваниями, с пониженной двигательной активностью. Потеря социального статуса и резкое сужение контактов пожилого человека может вызывать осложнения психологического плана, и даже привести к одиночеству. Одиночество пожилого человека усугубляет все его проблемы в силу отсутствия членов семьи и родственников, которое часто приводит к негативным последствиям.
К материально-финансовым проблемам пожилых людей относится низкий уровень пенсий. Поэтому пожилые граждане являются наименее защищённой и наиболее социально уязвимой частью общества.
Одним из наиболее актуальных направлений работы с гражданами пожилого возраста на сегодняшний день становится повышение их цифровой грамотности. Потребность в овладении компьютерными навыками среди всех категорий населения растет одновременно с популяризаций современных технологий, информатизацией во всех сферах общественной жизни. Люди пожилого возраста не становятся исключением и нуждаются в качественном обучении, а также последующем сопровождении специалистов в области компьютерных технологий.
Стремительное развитие цифрового общества оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и мироощущение пожилых людей, обусловливает необходимость вовлечения представителей старшего поколения в сферу цифровой экономики. Вопреки сложившимся стереотипам (например, о немощной и бесполезной старости) наиболее активная часть представителей старшего поколения осознает необходимость освоения новых информационных технологий и проявляет готовность к обучению компьютерной грамотности.
Реализация социального проекта, позволила осуществить решение ряда поставленных изначально задач, в том числе:
1. Проанализировать содержание и сущность понятия цифровая грамотность пожилых людей.
2. Охарактеризовать пожилых людей.
3. Рассмотреть особенности обучения пожилых людей цифровой грамотности.
4. Выявить условия развития цифровой грамотности пожилых людей в рамках проекта «Цифровая мастерская».
5. Реализовать социальный проект «Цифровая мастерская» на базе КГБУ СО «КЦСОН «Ачинский».
6. Проанализировать и оценить результаты проектной деятельности.
Предложенные и реализованные мероприятия по развитию цифровой грамотности в рамках проекта «Цифровая мастерская» имели успех у участников проекта - получателей социальных услуг Комплексного центра социального обслуживания населения «Ачинский», способствовали приобретению новых знаний, умений и навыков, расширению круга общения, приобщению к новым видам творческой деятельности.
Место и роль в обществе у пожилого человека со временем меняется. Это место займет каждый из нас. Поэтому, уделяя внимание пожилым людям сегодня - это и предоставление ему достойной помощи в нахождении гармоничного взаимодействия с окружением; и формирование положительного отношения к тем из нас, кто через небольшой промежуток времени получит социальный статус пожилого человека.
Современная система взглядов на обязательства государства по отношению к пожилым людям базируется на общечеловеческих гуманистических ценностях, идее прав человека для людей всех возрастов и служит обоснованием для политических решений и конкретных мер поддержки пожилых людей на межгосударственном и национальном уровнях.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута - разработаны и реализованы условия формирования основ цифровой грамотности у людей пожилого возраста.


1. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. №164 -р.
2. Альперович В. Д. Социальная геронтология: пожилым и молодым о старости и старении. Ростов - н/Д.: Феникс, 2006. 306 с.
3. Байков В. Д. «Компьютер и Интернет». Самоучитель для пенсионеров / В. Д. Байков, Д. В. Байков, 2016. 352 с.
4. Байков В. Д. «Компьютер и ноутбук» / В. Д. Байков, Д. В. Байков,
2013. 286 с.
5. Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. 346 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2009. 683 с.
7. Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы. М.: Академия, 2008. 160 с.
8. Гусова К.Н. Право социального обеспечения: учебник.
М.: Инфра-М, 2007. 328 с.
9. Давыдов С. Г. Проект «Индекс цифровой грамотности»:
методические эксперименты // Социология: методология, методы,
математическое моделирование (4М). С. Г. Давыдов, О. С. Логунова. 2015. № 41. С. 120-141.
10. Демидова Т. Е. Социальная работа с пожилыми. Настольная книга специалиста. М., 2015. 196 с.
11. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2007. 187 с.
12. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход. Дис..д. психол. Наук. М., 2010. 484 с.
13. Ефимова Н. С. Основы общей психологии. М.: ФОРУМ - ИНФРА - М, 2011. 345 с.
14. Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде Психология, социология и педагогика.
2014. № 4 (31). С. 4.
15. Козлова А. А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: КНОРУС, 2008. 368 с.....28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ