Организация итогового повторения по модулю «Реальная математика» при подготовке учащихся к ОГЭ по математике
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Понятие «повторения». Виды, формы и методы повторения в
основной школе 5
1.2. Особенности итогового повторения на уроках математики 19
Выводы по первой главе 23
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 9Х КЛАССОВ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ... 25
2.1. ОГЭ по математике. Спецификация и Кодификатор 25
2.2. Методические разработки уроков по организации итогового повторения по модулю «Реальная математика» при подготовке к ОГЭ
по математике 34
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИОЛОЖЕНИЕ 1. Конспекты уроков итогового повторения для подготовки
к ОГЭ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методические разработки по подготовке к основному государственному экзамену по математике 80
Глава I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Понятие «повторения». Виды, формы и методы повторения в
основной школе 5
1.2. Особенности итогового повторения на уроках математики 19
Выводы по первой главе 23
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 9Х КЛАССОВ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ... 25
2.1. ОГЭ по математике. Спецификация и Кодификатор 25
2.2. Методические разработки уроков по организации итогового повторения по модулю «Реальная математика» при подготовке к ОГЭ
по математике 34
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИОЛОЖЕНИЕ 1. Конспекты уроков итогового повторения для подготовки
к ОГЭ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методические разработки по подготовке к основному государственному экзамену по математике 80
Математика является обязательным экзаменом для всех выпускников основной школы, и альтернатива ОГЭ как формы проведения в настоящее не предусмотрена. Хотя отношение к ОГЭ весьма неоднозначно, все же следует заметить, что учитель в целях независимой экспертизы знаний учащихся прежде всего ориентирован на результат, которого можно достичь лишь посредством системной, продуманной работы по проведению знаний обучающихся к требованиям основного государственного экзамена. При подготовке к ОГЭ важен индивидуальный, личностно-ориентированный подход. На наш взгляд, в качестве одного из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ следует выделить информацию, связанную с ОГЭ, а так же материалы ОГЭ по математике.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена необходимостью становления системы подготовки школьников к ОГЭ по математике путем организации итогового повторения по наиболее важным разделам школьной программы.
Цель работы заключается в изучении особенностей методики организации итогового повторения по теме «Реальная математика» при подготовке учащихся к ОГЭ.
Исходя из цели работы, был сформирован ряд задач:
- посредством изучения учебно-методической, научной литературы рассмотреть понятие «повторение»;
- определить виды, формы и методы повторения в основной школе;
- выявить особенности итогового повторения на уроках математики;
- рассмотреть понятие ОГЭ по математике и
- изучить спецификацию и кодификатор;
- подобрать методические разработки уроков по организации итогового повторения по модулю Реальная математика» при подготовке к ОГЭ по
математике.
Объект исследования - итоговое повторение на уроках математики.
Предмет исследования - методика итогового повторения по модулю «Реальная математика» при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ по математике.
При исследовании использовались следующие методы:
-теоретический: анализ литературы по изучаемой теме;
- эмпирические: наблюдение, обобщение, знакомство с опытом работы отдельных учителей.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный методический материал может быть использован учителями при подготовке к ОГЭ по математике учеников 9х классов.
В качестве экспериментальной базы исследования была выбрана МБОУ «Средняя образовательная школа №12».
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были обсуждены:
- на заседании кафедры математики, физики и информатики;
-на методическом объединении МБОУ «СОШ № 12» результаты были доложены преподавателю математики и классному руководителю.
В процессе работы мы опирались на исследования ряда ученых, таких как Б. А. Голуб, Т. П. Григорьева, В. А. Далингер, А.А. Осип, А.А.Окунев, О. Н. Первушина, Г. В. Терновая, Л. М. Фридман, М.А. Черняева и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена необходимостью становления системы подготовки школьников к ОГЭ по математике путем организации итогового повторения по наиболее важным разделам школьной программы.
Цель работы заключается в изучении особенностей методики организации итогового повторения по теме «Реальная математика» при подготовке учащихся к ОГЭ.
Исходя из цели работы, был сформирован ряд задач:
- посредством изучения учебно-методической, научной литературы рассмотреть понятие «повторение»;
- определить виды, формы и методы повторения в основной школе;
- выявить особенности итогового повторения на уроках математики;
- рассмотреть понятие ОГЭ по математике и
- изучить спецификацию и кодификатор;
- подобрать методические разработки уроков по организации итогового повторения по модулю Реальная математика» при подготовке к ОГЭ по
математике.
Объект исследования - итоговое повторение на уроках математики.
Предмет исследования - методика итогового повторения по модулю «Реальная математика» при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ по математике.
При исследовании использовались следующие методы:
-теоретический: анализ литературы по изучаемой теме;
- эмпирические: наблюдение, обобщение, знакомство с опытом работы отдельных учителей.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный методический материал может быть использован учителями при подготовке к ОГЭ по математике учеников 9х классов.
В качестве экспериментальной базы исследования была выбрана МБОУ «Средняя образовательная школа №12».
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были обсуждены:
- на заседании кафедры математики, физики и информатики;
-на методическом объединении МБОУ «СОШ № 12» результаты были доложены преподавателю математики и классному руководителю.
В процессе работы мы опирались на исследования ряда ученых, таких как Б. А. Голуб, Т. П. Григорьева, В. А. Далингер, А.А. Осип, А.А.Окунев, О. Н. Первушина, Г. В. Терновая, Л. М. Фридман, М.А. Черняева и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Опыт проведения ОГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся к ОГЭ по математике. Приведенный анализ результатов ОГЭ, показал, что более половины учащихся затрудняются при содержательном раскрытии математических понятий и объяснении сущности математических методов и границ их применения, переводе условий задачи на математический язык (составление выражения, уравнения), чтении графиков функций, диаграмм. Большинство учащихся не могут применить знания теоретических фактов для решения различных классов математических задач и математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования. Поэтому в 9х классах в процессе обучения математике и при подготовке к ОГЭ важное место должно отводиться организации повторения изученного материала. Повторение обусловлено необходимостью обобщения и систематизации накопленных знаний.
Итак, в нашей дипломной работе были достигнуты следующие задачи:
1) Посредством изучения учебно-методической, научной литературы мы рассмотрели понятие «повторение» и выяснили, что повторение является воспроизведением усвоенных знаний и действий для облегчения их запоминания.
2) Также нам удалось определить виды, формы и методы повторения в основной школе. Мы выяснили, что существуют следующие виды повторения: повторение в начале учебного года; текущее повторение ранее пройденного материала (повторение пройденного материала в связи с изучением нового (сопутствующее повторение); повторение пройденного, который никак не связан с новым материалом; тематическое повторение; итоговое; заключительное повторение; итоговое повторение при подготовке учащихся к ОГЭ.
Мы узнали, что формы повторения могут быть различными. К формам относятся: лекция учителя и сообщения учащихся, беседа с классом и самостоятельная работа с учебником на уроке, устные упражнения и дополнительные вопросы к решению задач и т. д.
Также мы рассмотрели методы повторения: беседа перед объяснением нового материала, повторение непосредственно после объяснения нового материала, повторение путем разнообразных упражнений и самостоятельных работ, повторение посредством домашних заданий.
3) Нам удалось выявить особенности итогового повторения на уроках математики. Мы выяснили, что итоговое повторение в конце года способствует большему осознанию пройденного, указывает на связь различных разделов курса и одновременно дает возможность обозреть большой материал, создавая представление о системе математики.
Итоговое повторение должно помочь учащимся обобщить известные им знания, обозреть полученные знания в определенной идейно направленной системе, выявить внутренние логические связи между соответствующими отделами предмета, прочно закрепить пройденное.
Задачи повторения и методика его проведения могут быть выражены в трех следующих вопросах, по существу исчерпывающих смысл повторения: Что повторять? Как повторять? Когда повторять?».
Первый из этих вопросов определяет, какой материал выбрать для повторения, во втором рассматривается система и методы повторения, а для третьего вопроса характерна тесная связь с организацией педагогического процесса.
4) Мы рассмотрели понятие ОГЭ по математике и изучили спецификацию и кодификатор. Основная (итоговая) аттестация (ОГЭ) - это основной обязательный вид экзамена в 9 классе средней школы в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а так же для приема в учреждения среднего профессионального образования.
5) Также мы подобрали методические разработки для итогового повторения модуля «Реальная математика», направленные на восстановление частично утраченных навыков решения заданий и дальнейшее их развитие.
Исходя из нашего предположения, можно утверждать, что разработанная нами методика организации и проведения итогового повторения в 9-х классах по модулю «Реальная математика», и специально разработанные для этого методические материалы помогут восстановить частично утраченные, а также сохранить и развить имеющиеся навыки решения задач, включенных в модуль.
Итак, в нашей дипломной работе были достигнуты следующие задачи:
1) Посредством изучения учебно-методической, научной литературы мы рассмотрели понятие «повторение» и выяснили, что повторение является воспроизведением усвоенных знаний и действий для облегчения их запоминания.
2) Также нам удалось определить виды, формы и методы повторения в основной школе. Мы выяснили, что существуют следующие виды повторения: повторение в начале учебного года; текущее повторение ранее пройденного материала (повторение пройденного материала в связи с изучением нового (сопутствующее повторение); повторение пройденного, который никак не связан с новым материалом; тематическое повторение; итоговое; заключительное повторение; итоговое повторение при подготовке учащихся к ОГЭ.
Мы узнали, что формы повторения могут быть различными. К формам относятся: лекция учителя и сообщения учащихся, беседа с классом и самостоятельная работа с учебником на уроке, устные упражнения и дополнительные вопросы к решению задач и т. д.
Также мы рассмотрели методы повторения: беседа перед объяснением нового материала, повторение непосредственно после объяснения нового материала, повторение путем разнообразных упражнений и самостоятельных работ, повторение посредством домашних заданий.
3) Нам удалось выявить особенности итогового повторения на уроках математики. Мы выяснили, что итоговое повторение в конце года способствует большему осознанию пройденного, указывает на связь различных разделов курса и одновременно дает возможность обозреть большой материал, создавая представление о системе математики.
Итоговое повторение должно помочь учащимся обобщить известные им знания, обозреть полученные знания в определенной идейно направленной системе, выявить внутренние логические связи между соответствующими отделами предмета, прочно закрепить пройденное.
Задачи повторения и методика его проведения могут быть выражены в трех следующих вопросах, по существу исчерпывающих смысл повторения: Что повторять? Как повторять? Когда повторять?».
Первый из этих вопросов определяет, какой материал выбрать для повторения, во втором рассматривается система и методы повторения, а для третьего вопроса характерна тесная связь с организацией педагогического процесса.
4) Мы рассмотрели понятие ОГЭ по математике и изучили спецификацию и кодификатор. Основная (итоговая) аттестация (ОГЭ) - это основной обязательный вид экзамена в 9 классе средней школы в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а так же для приема в учреждения среднего профессионального образования.
5) Также мы подобрали методические разработки для итогового повторения модуля «Реальная математика», направленные на восстановление частично утраченных навыков решения заданий и дальнейшее их развитие.
Исходя из нашего предположения, можно утверждать, что разработанная нами методика организации и проведения итогового повторения в 9-х классах по модулю «Реальная математика», и специально разработанные для этого методические материалы помогут восстановить частично утраченные, а также сохранить и развить имеющиеся навыки решения задач, включенных в модуль.



