Введение 3
Глава 1. Правосознание подростков как социально-педагогическая проблемаб
1.1. Особенности личностного развития подростков, находящихся в
трудной жизненной ситуации 6
1.2. Сущность понятия «правосознание» 10
1.3. Социально-педагогические условия формирования правосознания
подростков 18
Глава 2. Организация работы по формированию правосознания подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...30
2.1. Диагностика особенностей сформированности правосознания,
находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 30
2.2. Разработка и реализация социально-педагогической программы по
формированию правосознания у подростков 37
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложение А. Методика Л. А. Ясюковой для изучения правосознания 62
Приложение Б. Тест на знание несовершеннолетними правовых основ 65
В современном российском обществе сложилась сложная криминальная ситуация. Изменения, произошедшие в политической, экономической и духовной сторонах жизни России за последние двадцать лет, не могли не сказаться на преступной обстановке. И снижение уровня жизни части населения, и дифференциация общества по доходам, и преобладание материальных ценностей в массовом сознании, - все это оказывает влияние на количество совершаемых преступлений.
Одной из особенно опасных тенденций современной преступности является подростковая преступность. В доперестроечные годы в среднем через каждые пять лет число несовершеннолетних, совершивших правонарушения, увеличивалось на 12%. Но начиная с 1991 г. в динамике преступности несовершеннолетних произошли существенные негативные изменения, и число подростков, совершивших преступления в период с 1991 г. по 1995 г., увеличилось уже на 43%. За последние 10 лет темпы прироста преступности несовершеннолетних превышают темпы прироста преступности взрослых в 2 раза1.
Кроме того, особой категорией подростков в данном случае, по нашему мнению, являются безнадзорные подростки, так как они являются наиболее уязвимой категорией несовершеннолетних, имеющих ряд своих личных проблем, с которыми они зачастую не в силах справиться.
Изучение подростковой преступности и предотвращение ее развития в будущем - очень важная задача современности, так как подростковый возраст - это как раз то время, когда формируется личность, ее ценности и установки, и от того, как будут вести себя молодые люди в настоящем и будущем, зависит развитие общества в целом.
Актуальность выбранной темы, таким образом, обусловлена тем, что в настоящее время остро стоит вопрос о снижении числа правонарушений и самого опасного вида правонарушений - преступлений во всех сферах жизни российского общества. Во-первых, среди правонарушений резко возросло количество преступлений. Во-вторых, резко возросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними2.
По оценкам специалистов ежегодно несовершеннолетними совершается около 300 тысяч преступлений и 700 тысяч административных правонарушений3. Из разговоров с подростками можно понять, что многие из них не понимают, насколько опасно преступление, и это непонимание формирует у них искаженное правовое сознание4. В связи с этим необходимо исследовать проблему формирования правосознания у интересующей нас категории безнадзорных подростков, для того чтобы проводить корректную педагогическую работу по борьбе с причинами, искажающими понимание правонарушений несовершеннолетними и обеспечивать нормальное развитие общества, сохранение правопорядка, охраны общественных и личных интересов. Под правосознанием мы понимаем в данном случае отношение учащихся к праву, выражающееся в информированности в данной области, их представление о том, что является правомерным или неправомерным.
Несомненно, большее количество теорий и исследований по данной теме основаны на криминологии и юриспруденции в целом, что не позволяет познать явление подростковой преступности более полно. Таким образом, необходимо тщательно изучать данную проблему и с точки зрения психологии, и с точки зрения педагогики. Определение педагогических условий и путей формирования правосознания подростков, разработка эффективных моделей правового воспитания и образования являются исключительно важной теоретической и практической задачей.....
На сегодняшний день существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы, которые позволяют индивидуальное правосознание и правовую культуру развивающейся личности поднять до высокого уровня понимания основных правовых требований отвечающий интересам всего гражданского общества и государства.
Нами были проанализированы существующие социальнопедагогические условия формирования правосознания подростков. В результате проведенного анализа были выявлены разнообразные методы работы и условия воспитания правовой культуры у несовершеннолетних.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением подростка.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Нами была проведена диагностика уровня сформированности правового сознания несовершеннолетних, проживающих в Краевом центре семьи и детей.На момент диагностики в центре проживали 14 детей подросткового возраста (от 10 до 18 лет).
В рамках решения задачи диагностики особенностей развития правосознания безнадзорных подростков использовалась методика, разработанная Л. А. Ясюковой. Автором выделяются четыре уровня правосознания (слабый (правовой нигилизм), средний, хороший, высокий), которые отлично демонстрируют правовое сознание человека. С помощью такой оценки определяется и мотивация деятельности несовершеннолетнего, и способы корректировки несформированного правосознания.
В результате проведения диагностики мы обнаружили следующее. Большинство подростков (64%), подвергнутых диагностике, продемонстрировали слабый уровень правосознания, называемый также «правовой нигилизм». Соответственно, данная категория подростков отрицает право как социальное благо, не проявляет уважение к нему и в целом негативно относится к правосудию и законности. То есть мы можем сказать, что у таких несовершеннолетних деформировано правовое сознание.
28,6% подростков, согласно полученным данным, имеют средний уровень правосознания, то есть их правовое сознание является частично сформированным и регулирует поведение несовершеннолетних только в одной сфере жизни. У них имеются необходимые правовые знания, однако они носят поверхностный характер. Кроме того, имеет место быть неумение ориентироваться в российском законодательстве; слабая сформированность правовых установок и правовых убеждений; равнодушное отношение к праву (или противоречивость отношения) как к общечеловеческой ценности; уважительное отношение к закону; отрицательное отношение к правонарушениям; склонность к содействию действующего законодательства в силу необходимости, чем личного убеждения; юридическое и социальное поведение таких подростков неоднозначно.
В результате анализа результатов диагностики были сформулированы основные выводы, согласно которым у подростков, находящихся в Краевом центре семьи и детей, наблюдается слабая информированность в правовых знаниях; большинство подростков не стремятся к выполнению принятых правовых норм, а также наблюдается отрицательное эмоциональное отношение к нормам, как факторам, ограничивающим свободу.
Несформированное правосознание у подростков чревато проявлением непоследовательности в поведении, потенциальной конфликтностью в межличностных взаимоотношениях, групповой относительности моральноэтических норм, из-за невозможности принять другую систему жизненных ценностей. Кроме того, несформированное правосознание влечет за собой выражение инфантилизма, гражданской пассивности, нежелание самостоятельно искать выход из сложных жизненных ситуаций, отсутствие гражданской ответственности.
Исходя из вышесказанного, очевидна необходимость проведения профилактической и коррекционной работы, направленной на формирование высокого уровня правосознания у несовершеннолетних, что и было осуществлено.....
1. Антонян Ю. М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. / Ю. М. Антонян // М., 1987. - 185 с.
2. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. - М., 1994.
3. Байжуминов С.Н. Правовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей учащихся средней школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2002. - С. 22.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с. — 400 с.
5. Ведешкин Н. А. Изучение правосознания кандидатов на службу в органы внутренних дел России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - №1 (48).
6. Вызулин Е.А., Самойлюк Р.Н. Актуальные проблемы противодействия девиантному поведению несовершеннолетних // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2015. - №3.
7. Жидяева Е.Г, Самыгин П.С., Самыгин С.И. Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 3-1. - С. 69-73.
8. Егоров И. А., Сафуанов Ф, С. Образовательный процесс как фактор
формирования провосознания // Психолого-педагогические исследования. - 2014. - №3. URL:
http://psyedu.ru/j ournal/2014/3/Egorov_Safuanov.phtml (дата обращения: 15.03.2019).
9. Ильенко Е. В., Беловолов В. А. Правосознание в структуре правовой культуры личности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №13.
10. Климкина Ю. А. Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2016. — №14. URL https://moluch.ru/archive/118/32866/ (дата обращения: 28.03.2019).
11. Колачева И. В. К вопросу о формах и методах правового воспитания школьников. - И. В. Колачева / Юридические науки. - №4. - 2016.
12. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-псих. и психиатр. аспекты / В. Т. Кондрашенко. - Мн.: «Беларусь», 1988. - 207 с.
13. Ксенофонтов, В. Н. Социология права / В. Н. Ксенофонтов. -М.: «Юристъ», 1998. - 114 с.
14. Кудрявцев, В. Н. Общая теория квалификации преступлений / В. Н. Кудрявцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юристъ», 2001. - 304 с.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 130 с....32