Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННОМ ПОВЕДЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Работа №146931

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2014
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Проблема формирования нравственного поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования нравственного поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Как, известно, фундамент нравственного поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом.
Следовательно, в современных условиях среди важных задач воспитания учащихся младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями на первый план выдвинуто формирование нравственного поведения.
Особую роль в формировании нравственного поведения играет школа, которая входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры. Ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень нравственного поведения младшего школьника. Следовательно, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу по формированию нравственного уровня подрастающего поколения
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет нравственно вести себя и обладает внутренней и внешней нравственной культурой.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Именно в этом возрасте усваивается правила и нормы, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер нравственного поведения определит меру нравственности, самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.
В этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь налаживать контакт с окружающими его людьми, зависит его дальнейшая учебная деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свое поведение. Также закладываются умения дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценностей сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Проблема нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста весьма серьезна и требует теоретической и практической разработанности в современных условиях.
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:
“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
“Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки и тд.)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают младший школьный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей.
С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Младшие школьники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально­положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер. Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, к младшему школьному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребёнка как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. [40].
Учитывая положение отечественной психологии о том, что классный час является можно назвать специально организованной ценностно­ориентационной деятельности, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Мы считаем, что именно в нем, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка.
В практической части для проверки гипотезы было проведено: два констатирующих среза и формирующий эксперимент. Было обследовано 36 детей, 20 детей из контрольной группы, 16 детей из экспериментальной группы. В констатирующем срезе были проведены диагностические методики «Методика оценки уровня моральных суждений» и «Опросник В.А. Лефевра».
По результатам первого констатирующего среза мы сформировали две группы, экспериментальную на базе 3 «В» класса и контрольную 3 «А». Проведя сравнительный анализ групп, мы так же определили, что они находятся на одинаковом уровне сформированности представлений о нравственном поведении. У детей в двух группах преобладает средний уровень моральных суждений. На данный момент источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Человек подчиняется принятым моральным требованиям и следует нравственным ожиданиям семьи, группы или нации. Ориентация на образец «хорошего мальчика» или «воспитанной девочки», на поддержание хороших отношений и одобрения со стороны других людей. Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны других людей.
Анализ результатов формирующего эксперимента, показал что:
• превосходство развития когнитивного компонента моральных суждений в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, экспериментальная имеет больший процент учащихся, находящихся на среднем и высоком уровнях, и значительно меньше учащихся имеет низкий уровень;
• одна пятая учащихся экспериментальной группы стали находиться на высоком уровне развития эмоциональной окрашенности, результаты же контрольной группы почти не отличаются от результатов первого среза;
• итоговый уровень развития моральных суждений, у экспериментальной группы выше, чем в контрольной.
Из ходя из анализа результатов второго констатирующего среза, мы можем сказать, что в экспериментальной группе увеличилось число детей с высокий уровнем моральных суждений, это говорит о том, что ребенок выполняет свой долг, соблюдает правила, обладает понятиями о неприкосновенности жизни, имеет собственную структурированную систему ценностей, пытается достичь согласия с людьми разных взглядов, имеет активно — социальную позицию поведение. Большая разница в показателях высокого уровня между экспериментальной и контрольной группой обусловлена наличием развивающих занятий по формированию представления о нравственном поведении.
Таким образом, мы экспериментально подтвердили, что комплекс классных часов направленный на повышения уровня формирования моральных сужений повышают когнитивный компонент моральных суждений и развитие представления о нравственном поведении в целом.


1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М.: 2004, т.4.
2. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. - М.: 2005, т.11.
3. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.
4. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991;
6. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 1996;
7. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Радянська школа, 1982;
8. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). - Минск: Народная асвета, 1976;
9. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000;
10. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. - М.: Педагогика, 1979;
11. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ/ С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1981;
12. Проблемы педагогического стимулирования и методологии
исследований истории советской школы/ Под ред. З. И. Равкина. - Йошкар-Ола: 1972;
13. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 1997;
14. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 1998;
15. Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника// Педагогика, 1997, №6;....20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ