Актуальность исследования. Проблема формирования нравственного поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования нравственного поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Как, известно, фундамент нравственного поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом.
Следовательно, в современных условиях среди важных задач воспитания учащихся младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями на первый план выдвинуто формирование нравственного поведения.
Особую роль в формировании нравственного поведения играет школа, которая входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры. Ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень нравственного поведения младшего школьника. Следовательно, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу по формированию нравственного уровня подрастающего поколения
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет нравственно вести себя и обладает внутренней и внешней нравственной культурой.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Именно в этом возрасте усваивается правила и нормы, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер нравственного поведения определит меру нравственности, самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.
В этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь налаживать контакт с окружающими его людьми, зависит его дальнейшая учебная деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свое поведение. Также закладываются умения дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценностей сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Проблема нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста весьма серьезна и требует теоретической и практической разработанности в современных условиях.
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:
“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
“Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки и тд.)...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают младший школьный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей.
С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Младшие школьники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоциональноположительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер. Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, к младшему школьному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребёнка как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. [40].
Учитывая положение отечественной психологии о том, что классный час является можно назвать специально организованной ценностноориентационной деятельности, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Мы считаем, что именно в нем, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка.
В практической части для проверки гипотезы было проведено: два констатирующих среза и формирующий эксперимент. Было обследовано 36 детей, 20 детей из контрольной группы, 16 детей из экспериментальной группы. В констатирующем срезе были проведены диагностические методики «Методика оценки уровня моральных суждений» и «Опросник В.А. Лефевра».
По результатам первого констатирующего среза мы сформировали две группы, экспериментальную на базе 3 «В» класса и контрольную 3 «А». Проведя сравнительный анализ групп, мы так же определили, что они находятся на одинаковом уровне сформированности представлений о нравственном поведении. У детей в двух группах преобладает средний уровень моральных суждений. На данный момент источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Человек подчиняется принятым моральным требованиям и следует нравственным ожиданиям семьи, группы или нации. Ориентация на образец «хорошего мальчика» или «воспитанной девочки», на поддержание хороших отношений и одобрения со стороны других людей. Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны других людей.
Анализ результатов формирующего эксперимента, показал что:
• превосходство развития когнитивного компонента моральных суждений в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, экспериментальная имеет больший процент учащихся, находящихся на среднем и высоком уровнях, и значительно меньше учащихся имеет низкий уровень;
• одна пятая учащихся экспериментальной группы стали находиться на высоком уровне развития эмоциональной окрашенности, результаты же контрольной группы почти не отличаются от результатов первого среза;
• итоговый уровень развития моральных суждений, у экспериментальной группы выше, чем в контрольной.
Из ходя из анализа результатов второго констатирующего среза, мы можем сказать, что в экспериментальной группе увеличилось число детей с высокий уровнем моральных суждений, это говорит о том, что ребенок выполняет свой долг, соблюдает правила, обладает понятиями о неприкосновенности жизни, имеет собственную структурированную систему ценностей, пытается достичь согласия с людьми разных взглядов, имеет активно — социальную позицию поведение. Большая разница в показателях высокого уровня между экспериментальной и контрольной группой обусловлена наличием развивающих занятий по формированию представления о нравственном поведении.
Таким образом, мы экспериментально подтвердили, что комплекс классных часов направленный на повышения уровня формирования моральных сужений повышают когнитивный компонент моральных суждений и развитие представления о нравственном поведении в целом.
1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М.: 2004, т.4.
2. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. - М.: 2005, т.11.
3. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.
4. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991;
6. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 1996;
7. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Радянська школа, 1982;
8. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). - Минск: Народная асвета, 1976;
9. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000;
10. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. - М.: Педагогика, 1979;
11. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ/ С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1981;
12. Проблемы педагогического стимулирования и методологии
исследований истории советской школы/ Под ред. З. И. Равкина. - Йошкар-Ола: 1972;
13. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 1997;
14. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 1998;
15. Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника// Педагогика, 1997, №6;....20