Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений составления синтаксических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.1. Лингвистические основы формирования умений составления
синтаксических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.2. Формирование умений и навыков составления предложений у детей
с нормальным развитием в онтогенезе 10
1.3. Особенности формирования умений и навыков по созданию сложных синтаксических конструкций старшими дошкольниками с ОНР III уровня 12
1.4. Обзор коррекционных методик, направленных на формирование
умений составления сложных синтаксических конструкций старшими дошкольниками с ОНР III уровня 16
Глава 2. Диагностика и формирование умений составлять предложения старшими дошкольниками с онр III уровня 18
2.1. Организация констатирующего эксперимента, направленного на
выявление особенностей формирования умения составлять предложения у старших дошкольников с ОНР III уровня 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
2.3. Методические рекомендации по формированию умений составления
сложных синтаксических конструкций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 33
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 49
Основой для формирования личности и её успешной социализации является грамотная связная речь. В последнее время существенно увеличилось количество детей с нарушениями речи разной степени сложности, исправить которые возможно благодаря правильно выстроенной методической работе логопедов. Коррекция речи должна проводиться, начиная с дошкольного возраста, так как на этом этапе закладываются умения грамотного составления синтаксических конструкций, которые создают базис для грамотной речи в будущем. Задача педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими признаки общего недоразвития речи, выработать у них навыки самостоятельного и грамотного оформления своих мыслей, сформировать умения максимально развёрнуто отвечать на вопросы и совершать другие учебные действия, необходимые для дальнейшего успешного процесса обучения.
К сожалению, формирование умений и навыков составления синтаксических конструкций на этапе дошкольного обучения представляет одну из значимых и непростых задач логопедии и требует пристального внимания, так как необходим «пересмотр временных рамок формирования речи в ходе онтогенеза, а также существенной значимостью синтаксического строя речи в процессе становления у детей языковой системы» [47].
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в противоречии между необходимостью развития умений составления сложных синтаксических конструкций старшими дошкольниками с ОНР III уровня на базе дошкольных образовательных учреждений и недостаточно активным применением методик, разработанных Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, направленных на формирование этих умений.
Поэтому актуальность нашей работы состоит в изучении уже существующих методов в логопедической практике, уделив особое внимание методикам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, а также в
4 апробации этих методов в процессе проведения практической части нашего исследования на базе дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска.
Стоит заметить, что для категории детей с недоразвитием речи такого уровня характерны более медленный темп усвоения материала и неточное восприятие общей синтаксического строя речи, которое вызывает большое количество трудностей.
Они проявляются как в существенном урезании диапазона применяемых высказываний, так и в замедленном понимании и построении синтаксических структур, в неспособности правильно создавать синтаксические связи. В результате этого возникают затруднения в процессе речевого общения, а также препятствия в обучении, что, в свою очередь,приводит к трудностям в дальнейшем усвоении учебного материала в школе.
В рамках нашей работы мы обратились к различным исследованиям в области проблем общего недоразвития речи и обратили внимание, что вопросами сформированности именно синтаксического строя у старших дошкольников занимались такие педагоги и логопеды, как: 3.Е. Агранович [1], А.Г. Арушанова [4], Т.П. Бессонова [5], С.М. Валявко [7], Ю.Ф. Гаркуша [8], А.Н. Гвоздев [12], Л.М. Ефименкова [15], Н.С. Жукова [17], Р.И. Лалаева [18], Т.В.Туманова [25], Т.Б. Филичева [26].
Цель исследования - выявить и сформировать у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять простые и сложные синтаксические конструкции.
Объект исследования: особенности формирования умения
составлять предложения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию умений грамотного составления синтаксических конструкций старшими дошкольниками с ОНР III уровня.....
В процессе изучения научных и практических источников мы определили ключевые черты общего недоразвития речи III уровня, классификацию этого расстройства, его внешние проявления у старших дошкольников.
В ходе нашего исследования мы подтвердили, что этот уровень общего недоразвития речи заключается в нарушении сформированности умений построения сложных синтаксических конструкций. Это проявляется чаще всего в опущении необходимых частей предложения, особенно союзов и союзных слов, которые участвуют в построении сложносочинённых и сложноподчинённых синтаксических конструкций, а также в нестандартном порядке слов, что видно даже при повторении предложений.
Мы провели диагностические мероприятия среди старших дошкольников с ОНР III уровня, целью которых было изучение у них степени сформированности понимания и построения сложных синтаксических конструкций.
Исследование включало в себя четыре различные методики, каждая из которых имела свои цели и задачи. В эксперименте приняло участие десять детей из логопедической группы дошкольного учреждения.
Результаты констатирующего эксперимента, которые мы оформили в виде диаграммы, отражают степень сформированности умений понимать и строить предложения сложной синтаксической конструкции. Словесный и графический анализ проведённой логопедической работы показывает, чтонаибольшие трудности у дошкольников вызывает процесс понимания и составления сложноподчинённых предложений.
В рамках нашей дипломной работы, в течение почти трех месяцев, мы проводили диагностические занятия, цель которых заключалась в формировании у детей с ОНР III уровня навыков грамотного понимания и построения простых и сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью.
В соответствии с исследованиями Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, направление работы со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи III уровня, имело следующие аспекты:
- использование в речи старшими дошкольниками простого, распространённого предложения в рамках его взаимодействия в обществе,
включая игру и выражение просьб;...
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: Детство-пресс, 2002. - 128 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей : формирование граммат. строя речи : метод. пособие для воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез,
2004. - 292 с.
3. Бессонова Т.П. Развитие речи : Учеб. для подгот. кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений V вида. (1 отд-ние). — 2. изд. — М.: Просвещение, 2000. — 207 с.
4. Валгина Н.С., Д.Э. Розенталь М.И. Современный русский язык. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2002. — 528 с.
5. Валявко С.М. Психология лиц с нарушениями речи : учебнометодический комплекс дисциплины для студентов педагогических вузов / Московский гор. пед. ун-т, Ин-т психологии. социологии и социальных отношений. — М.: Компания Спутник+, 2010.
6. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. — М.: Изд- во Моск. ун-та, 1958. — 400 с.
7. Вяткина С.В. Синтаксис современного русского языка. - M.:
Просвещение, 2009. — 234 с.
8. Гаркуша Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М., 2001. — С. 84-99.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Учпедгиз, 1961. — 472 с.
10. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя. — М.: Высшая школа, 2011. — 499 с.
11. Глухих В.М. О некоторых трудностях в разборе сложных предложений / В.М. Глухих. // Русский язык в школе. - 2004. - №3. - С. 35-41.
12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 166 с.
13. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие. — 2-е изд. — Москва : АЙРИС ПРЕСС : АЙРИС дидактика, 2007.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика,
1986. — 239 с.
15. Дунаева Н.Ю. Предупреждение ОНР у детей 3-4 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2013. —64 с....50