Формирование у обучающихся среднего профессионального образования навыков безопасного поведения при террористических актах посредством дополнительных занятий
Введение 3
Глава 1.Терроризм как угроза безопасности 6
1.1. Терроризм как феномен: его сущность и содержание 6
1.2. Нормативная база по борьбе с терроризмом 14
1.3. Террористический акт как стрессовая ситуация для детей и
подростков 19
Глава.2. Опытно-экспериментальная работа по проведению внеклассных мероприятий с учащимися среднего профессионального
образования 1-го курса 29
2.1. Подготовка и проведение констатирующего эксперимента 29
2.2. Формирующий этап опытно - экспериментальной работы 32
2.3. Анализ полученных результатов в ходе опытно экспериментальной работы 42
Заключение 45
Выводы 46
Практические рекомендации 47
Список используемой литературы 48
Приложение 51
Актуальность исследования. Одной из черт современных условий развития нашего общества является увеличение числа экстремистки настроенных людей, усиление деятельности различных террористических групп. События, освещаемые в средствах массовой информации и в сети «Интернет» свидетельствуют о сохранении высокого уровня террористических вызовов и угроз в мире, обусловленных действиями международной террористической организации «Исламское государство» в Ираке и Сирии, событиями в ряде стран Европы. По оценкам Федеральной службы безопасности и Национального антитеррористического комитета не прекращаются попытки проникновения в Россию членов преступных структур, а также российских граждан, ранее выехавших за пределы страны с целью участия в боевых действиях на стороне террористов. Террористы жестоки и безжалостны. Они наносят свои удары по самым беззащитным, по детям, которые являются нашим будущим. Экстремистская пропаганда все чаще становится причиной преступлений против детей, причем иногда совершаемыми самими подростками. В нашу современную жизнь так же вошли термины «скулшутинг», «колумбайн» как проявление той самой внезапной безжалостной устрашающей агрессии. Повышение уровня защищённости молодого поколения требует изучения процесса подготовки обучающихся и поиска возможностей совершенствования таких методик.
Совершенствование педагогических технологий, методик и приёмов по формированию у обучающихся среднего профессионального образования навыков безопасного поведения в условиях акта насилия и устрашения, сегодня является самой актуальной темой в условиях нашей сегодняшней жизни.
Особое внимание стоит обратить на те ситуации, когда происшествие угрожает жизни детей и подростков. Они зачастую не способны оказать достойного сопротивления, не знают, как правильно себя вести в критических ситуациях, и это может стать причиной их гибели. Каждый день, когда дети идут в школы, студенты в институты, учащиеся в колледжи и техникумы, их родители всегда за них волнуются - не попадёт ли выбор террористов именно на то образовательное учреждение, где находится их ребёнок. Необходимо отметить, что выбор образовательных учреждений в качестве объектов терактов является не случайным и обусловлено это, очевидно, следующими причинами:
- образовательные учреждения до сих пор являются одними из наименее охраняемых;
• в них можно пройти относительно не замеченным под видом самых учащихся, или под видом их родителей;
• террористический акт в стенах образовательных учреждений всегда вызывает большой общественный резонанс.
В связи с этим в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» стоит уделять особое внимание проблеме терроризма и формированию основ безопасного поведения. Это позволит подготовить обучающихся к действиям в чрезвычайной ситуации и сохранить их жизнь. Таким образом, актуальным, представляется разработка и применение форм и методов по формированию безопасного поведения обучающихся при угрозе возникновения террористического акта.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что целенаправленное формирование у обучающихся среднего профессионального образования навыков безопасного поведения в условиях террористического акта и при угрозе террористического акта будет способствовать повышению шансов на выживание.
Целью исследования является формирование навыков безопасного поведения у обучающихся среднего профессионального образования при угрозе и возникновении террористических актов.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования: нормативно-правовую базу борьбы с терроризмом, понятие и сущность основных терминов;....
Совершенствование педагогических технологий по развитию у обучающихся навыков действия в условиях террористического акта, сегодня является самой актуальной темой в условиях нашей сегодняшней жизни, особенно, если учесть положение, связанное с развитием международного терроризма, как новой всемирной проблемы. Если опасности нельзя избежать - то нужно как можно больше сократить её отрицательное воздействие. Безопасное поведение обучающихся к действиям в условиях террористического акта играет важную роль в процессе развития полноценной личности.
Комплексные мероприятия подразумевают приобретение обучающимися знаний о террористической угрозе, о правильном поведении при теракте, о способах избегания опасности. В результате реализации программы у обучающихся сформировались четкие знания по данной теме, повысился уровень безопасного поведения к действию в условиях экстремальной ситуации, повысился уровень моральной устойчивости.
1. . Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 октября 2019 г. - М.: Издательство "ЭКСМО", 2019. - 256 с.
2. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 1. Общая часть / В. М. Лебедев [и др.]; ответственный редактор В. М. Лебедев. — М.: Издательство "Юрайт", 2018. — 316 с.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). 7-е издание, переработанное и дополненное; под ред. Г.А. Есакова. — М.: Издательство "Проспект", 2017.
4. Федеральный закон Российской Федерации N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. С изменениями и дополнениями от 26 мая 2021 г.
5. Федеральный закон Российской Федерации N 390-ФЗ "О безопасности" от 28 декабря 2010 г.
6. Наталья Чернядьева: Международный терроризм. Происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия. - М.: Издательство "Проспект", 2020 г. - 336 с.
7. Преступления террористической направленности. Научнопрактический комментарий к нормам УК РФ. Под редакцией доктора исторических наук, доцента Агапова П.В. - М.: Издательство "Проспект", 2019 г.
8. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Авт.-сост. В.Д. Еременко, В.С. Остапенко. - М.: РГУП, 2016 г.
9. Борьба с терроризмом: новые вызовы и угрозы. Монография. Под ред. Меркурьева В.В. - М.: Издательство "Проспект", 2019 г.
10. Сергей Ожегов: Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. - М.: Издательство "Мир и образование", 2020 г.
11. Кочои С.М. Антитеррористическое законодательство и практика его применения: уголовно-правовая характеристика. Учебное пособие. - М.: Издательство "Проспект", 2017 г.
12. Ответственность за финансирование терроризма: уголовноправовое и криминологическое исследование. Монография. Богомолов С.Ю.; под ред. Петрянина А.В. - М.: Издательство "Проспект", 2018 г.
13. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм. Николай Лабуш, Анатолий Пую. - С-Пб., Санкт-Петербургский государственный университет, 2019 г.
14. Исламизм - всемирная угроза. Леонид Млечин. - М.: Издательство "ЛитРес", 2019 г.
15. Международные отношения стран Азии и Африки. Проблема исламизма 2-е изд. Учебное пособие для вузов. Владимир Пластун. - М.: Издательство "ЛитРес", 2020 г.....25