Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у школьников на элективных курсах 6
1.1. Сущность, структура, содержание и механизм формирования
универсальных учебных действий у школьников 6
1.2. Элективные курсы и их значение в формировании универсальных
уче бных действий 13
Глава 2. Возможности элективного курса «Робототехника» для формирования универсальных учебных действий школьников среднего звена 22
2.1. Теоретические, методические и организационные основы включения
робототехники в образовательный процесс 22
2.2. Содержание и методические особенности элективного курса
«Робототехника», направленного на развитие универсальных учебных действий школьников среднего звена 30
Заключение 39
Список литературы 44
Приложение А Элективный курс «Робототехника» (для учащихся 7 класса) 49
Актуальность темы исследования продиктована реформированием содержания школьного образования. Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения рассматривается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Это положение реализовано в Федеральных образовательных стандартах общего образования нового поколения.
Социальный заказ общества в образовательной сфере: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Современный человек должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов. Однако, решение этой задачи представляет значительные трудности, поскольку содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике. Кроме этого, за пределами школьного класса ученики оказываются перед необходимостью вести самостоятельную практическую деятельность, проявлять ответственность и способность к решению жизненно важных задач.
Огромные возможности для формирования универсальных учебных действий предоставляют элективные курсы, выступающие важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. Элективные курсы в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика.
Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире В последние годы в российском образовании все более популярной становится образовательная робототехника. Множество школ используют конструкторы нового поколения в основном и дополнительном образовании. Образовательная робототехника рассматривается как новая педагогическая технология, направленная на приобщение детей к техническому творчеству, развитию навыков конструирования, моделирования и программирования.
Робототехника становится сегодня популярным и эффективным средством в изучении информатики, физики, технологии, химии, биологии и других предметов. Проводятся соревнования по робототехнике, учащиеся участвуют в различных конкурсах в основе которых использование новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями. Это позволяет достигать высоких результатов в обучении школьников и формированию у них универсальных учебных действий. В связи с этим, особую актуальность в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют возможности элективного курса «Робототехника».
Цель исследования заключается в разработке элективного курса «Робототехника» как средства формирования у школьников универсальных учебных действий.....
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Универсальные учебные действия рассматриваются как комплекс способов действий и связанные с ними навыки учебной работы, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний и умений, включая планирование и организацию учебного процесса. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Регулятивные УУД направлены на формирование способностей к организации учебной деятельности. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность учащихся. Познавательные УУД включают общеучебные и логические действия.
Одной из организационных форм формирования универсальных учебных действий в современной школе является элективный курс. Элективные курсы как элемент учебного плана дополняют содержание школьного обучения, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективный курс имеет свои возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Элективный курс - достаточно удобный с точки зрения формирования УУД вид занятий, поскольку при его разработке учитель может отобрать именно тот теоретический и задачный материал, который для этого необходим.
Основная цель курса образовательной области «Технология» в российской школе - формирование у школьников целостного представления о той части окружающей их действительности, которая создается человеческим обществом. Одним из разделов образовательной области «Технология» является «Электронные технологии». Одним из направлений изучения данного раздела является робототехника. Робототехника - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства. Образовательная робототехника в российском образовании осваивается учащимися с помощью наборов:; Lego Mindstorms NXT; Lego Mindstorms EV3; Tetrix. Особую значимость приобретает формирование универсальных учебных действий учащихся среднего звена в процессе элективного курса «Робототехника».
Универсальные учебные действия, которые формируются через элективный курс «Робототехника», выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности школьников.
На вводном занятии формируем УУД:
• регулятивные (умение формулировать учебную проблему совместно с учителем, умение выбирать тему исследования с помощью учителя, умение ставить цель и планировать свои действия, умение в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев);
• личностные (формирование осознанности обучения, активной жизненной позиции в отношении своего будущего, адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации).
При изучении темы «Устройство, сборка и программирование простейших механизмов» формируем УУД:
• познавательные (общеучебные и логические действия, действия постановки и решения проблем, умение ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации; извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение формулировать проблему; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий);
• регулятивные УУД (умение ставить цели, планировать, контролировать и корректировать действия одноклассников и свои собственные, самооценка успешности их выполнения, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации);
• коммуникативные (формируется умение сотрудничать - умение слышать, слушать и понимать одноклассников, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя);....
1. Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература // Управление современной школой. Завуч. 2015. № 3. С. 53-56.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. - 163с.
3. Белиовская Л. Г. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. М: ДМК-пресс, 2013. - 185 с.
4. Белиовская Л.Г. Система LEGO Mindstorms NXT в современном физическом эксперименте: [Электронный ресурс], http://www.ros- group.ru/content/data/store/images/f 4404 28202 1.pdf
5. Богословский В.В., Ковалёв А.Г., Степанов А.А., Шабалин С.Н. Общая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2013. - 348 с.
6. Гайсина И.Р. Развитие робототехники в школе // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 105-107.
7. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2015. № 4. С. 153-160.
8. Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов // Управление современной школой. Завуч. 2015. № 3. С. 53-56.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Экзамен, 2008. - 220 с.
10. Давыдова И.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2016. № 1. С. 172174.
11. Давыдова И.Н. Универсальные учебные действия: понятие и виды // Народное образование. 2015. № 11. С. 67-71.
12. Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании // Школьные технологии. 2015. № 11. С. 139142.
13. Егорова А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 173-179.
14. Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения // Педагогика. 2015. № 2. С. 36-41.
15. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения // Школьные технологии. 2013. № 6. С. 23-29.....51