Формирование учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике
|
Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические основания формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 4
1.1. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 4
1.2. Исследовательские задачи по математике как предмет учебно-исследовательской
деятельности обучающихся 5 - 6 классов 15
1.3 Организационно-педагогические условия формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике в 5 - 6 классах 23
Глава 2. Методика формирования умений учебно-исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 35
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики формирования умений учебноисследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 35
2.2. Технологический компонент методики формирования умений учебно-исследовательской
деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 46
2.3. Результаты апробации применения разработанной методики 58
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение А 78
Приложение Б 81
Приложение В 83
Приложение Г. 85
Глава 1. Психолого-педагогические основания формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 4
1.1. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 4
1.2. Исследовательские задачи по математике как предмет учебно-исследовательской
деятельности обучающихся 5 - 6 классов 15
1.3 Организационно-педагогические условия формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике в 5 - 6 классах 23
Глава 2. Методика формирования умений учебно-исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 35
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики формирования умений учебноисследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 35
2.2. Технологический компонент методики формирования умений учебно-исследовательской
деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 46
2.3. Результаты апробации применения разработанной методики 58
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение А 78
Приложение Б 81
Приложение В 83
Приложение Г. 85
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования приоритетным вектором образовательной деятельности является осуществление развивающего потенциала общего образования. Одним из основных требований к результатам подготовки определяется формирование метапредметного результата обучения, в том числе универсальных учебных действий, которые обеспечивают ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В этом аспекте актуализируется учебно-исследовательская деятельность обучающихся как деятельность, в процессе которой появляются возможности для формирования и развития их метапредметных знаний и умений.
Опыт, приобретенный в контексте исследовательской деятельности, человеком еще при обучении в школе, является на сегодняшний день одной из приоритетных задач образования. В образовательном стандарте общего образования делается акцент на то, что современное школьное образование должно давать не только готовую информацию, но и способы работы с ней. Обучающиеся должны научиться учиться, так же самостоятельно приобретать и структурировать новые знания, а затем применять их на практике. В связи с этим появляется необходимость дифференциация содержания образовательного процесса, поиска средств и методов организации в контексте учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику формирования исследовательской деятельности учеников 5 - 6 классов при обучении математике
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 - 6 классах.
Предмет исследования: методика обучения математике в 5 - 6 классах, способствующая формированию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике учащихся 5 - 6 классов использовать игровые технологии, то это будет
Задачи исследования:
• конкретизировать понятие «учебно-исследовательская деятельность» в процессе обучения математике»;
• обосновать и разработать комплекс математических задач исследовательской направленности как средство формирования исследовательской деятельности учеников 5-6 классов;
• разработать игровые технологии обучения математике, ориентированные на формирование учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
разработать и апробировать методику формирования умений учебноисследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике.
Опыт, приобретенный в контексте исследовательской деятельности, человеком еще при обучении в школе, является на сегодняшний день одной из приоритетных задач образования. В образовательном стандарте общего образования делается акцент на то, что современное школьное образование должно давать не только готовую информацию, но и способы работы с ней. Обучающиеся должны научиться учиться, так же самостоятельно приобретать и структурировать новые знания, а затем применять их на практике. В связи с этим появляется необходимость дифференциация содержания образовательного процесса, поиска средств и методов организации в контексте учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику формирования исследовательской деятельности учеников 5 - 6 классов при обучении математике
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 - 6 классах.
Предмет исследования: методика обучения математике в 5 - 6 классах, способствующая формированию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике учащихся 5 - 6 классов использовать игровые технологии, то это будет
Задачи исследования:
• конкретизировать понятие «учебно-исследовательская деятельность» в процессе обучения математике»;
• обосновать и разработать комплекс математических задач исследовательской направленности как средство формирования исследовательской деятельности учеников 5-6 классов;
• разработать игровые технологии обучения математике, ориентированные на формирование учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
разработать и апробировать методику формирования умений учебноисследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике.
Одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности. Сейчас разрабатываются новые и эффективные методы преподавания, совершенствуются формы организации уроков. На наш взгляд, одним из средств повышения эффективности урока математики являются исследовательские задачи.
В ходе исследования было уточнены понятия исследовательской деятельности, учебно-исследовательской деятельности, исследовательской задачи. Исследовательская деятельность - вид учебно-познавательной деятельности ученика, осуществляемой средствами познания в соответствии с логикой научного поиска, в процессе которой происходит генерирование субъективно новых знаний. Учебно- исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением учащимися исследовательских и творческих задач с заранее неизвестным решением. Исследовательская задача - это задача, которая требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способах или условиях ее выполнения
Выделены основные этапы учебно-исследовательской деятельности:
• определение проблемы;
• выделение предмета и объекта исследования;
• формулировка цели исследования;
• постановка задач исследования;
• анализ методов исследования;
• выбор материала исследования;
• представление результатов исследования.
Разработаны и апробированы модели внеучебных занятий по математике:
• игра «Математическое ориентирование»;
• кружок : «Решение математических задач исследовательского типа».
Результаты апробации применения разработанных моделей были представлены в виде таблиц и диаграмм.
В целом, по результатам проведённого эксперимента подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что исследовательская деятельность влияет на успеваемость школьников при изучении математики, а также на формирование различных умений, необходимых им и при изучении других учебных дисциплин.
На уроках математики, так же, как и на уроках естественного направления, а также во внеурочной деятельности полезно использовать задания, связанные с исследованием. При этом учителю не только приходится быть координатором или наставником обучающихся, делающих свои первые шаги в науку, но и зачастую выступать автором исследовательских заданий, которые не только развивают вышеупомянутые умения, но и создают предпосылки для написания полноценных исследовательских работ.
В ходе исследования было уточнены понятия исследовательской деятельности, учебно-исследовательской деятельности, исследовательской задачи. Исследовательская деятельность - вид учебно-познавательной деятельности ученика, осуществляемой средствами познания в соответствии с логикой научного поиска, в процессе которой происходит генерирование субъективно новых знаний. Учебно- исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением учащимися исследовательских и творческих задач с заранее неизвестным решением. Исследовательская задача - это задача, которая требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способах или условиях ее выполнения
Выделены основные этапы учебно-исследовательской деятельности:
• определение проблемы;
• выделение предмета и объекта исследования;
• формулировка цели исследования;
• постановка задач исследования;
• анализ методов исследования;
• выбор материала исследования;
• представление результатов исследования.
Разработаны и апробированы модели внеучебных занятий по математике:
• игра «Математическое ориентирование»;
• кружок : «Решение математических задач исследовательского типа».
Результаты апробации применения разработанных моделей были представлены в виде таблиц и диаграмм.
В целом, по результатам проведённого эксперимента подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что исследовательская деятельность влияет на успеваемость школьников при изучении математики, а также на формирование различных умений, необходимых им и при изучении других учебных дисциплин.
На уроках математики, так же, как и на уроках естественного направления, а также во внеурочной деятельности полезно использовать задания, связанные с исследованием. При этом учителю не только приходится быть координатором или наставником обучающихся, делающих свои первые шаги в науку, но и зачастую выступать автором исследовательских заданий, которые не только развивают вышеупомянутые умения, но и создают предпосылки для написания полноценных исследовательских работ.
Подобные работы
- Технология современного проектного обучения как способ формирования
учебно-исследовательской деятельности учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Методы и приемы развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие алгоритмического мышления учащихся 6 классов при обучении математике посредством коллективных форм работы (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Развитие алгоритмического мышления учащихся 6 классов при обучении математике посредством коллективных форм работы (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Формирование учебных исследовательских действий обучающихся 5-6 классов в
процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Исследовательский метод в обучении математике учащихся 5-х классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





