Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические основания формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 4
1.1. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 4
1.2. Исследовательские задачи по математике как предмет учебно-исследовательской
деятельности обучающихся 5 - 6 классов 15
1.3 Организационно-педагогические условия формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике в 5 - 6 классах 23
Глава 2. Методика формирования умений учебно-исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 35
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики формирования умений учебноисследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 35
2.2. Технологический компонент методики формирования умений учебно-исследовательской
деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике 46
2.3. Результаты апробации применения разработанной методики 58
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение А 78
Приложение Б 81
Приложение В 83
Приложение Г. 85
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования приоритетным вектором образовательной деятельности является осуществление развивающего потенциала общего образования. Одним из основных требований к результатам подготовки определяется формирование метапредметного результата обучения, в том числе универсальных учебных действий, которые обеспечивают ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В этом аспекте актуализируется учебно-исследовательская деятельность обучающихся как деятельность, в процессе которой появляются возможности для формирования и развития их метапредметных знаний и умений.
Опыт, приобретенный в контексте исследовательской деятельности, человеком еще при обучении в школе, является на сегодняшний день одной из приоритетных задач образования. В образовательном стандарте общего образования делается акцент на то, что современное школьное образование должно давать не только готовую информацию, но и способы работы с ней. Обучающиеся должны научиться учиться, так же самостоятельно приобретать и структурировать новые знания, а затем применять их на практике. В связи с этим появляется необходимость дифференциация содержания образовательного процесса, поиска средств и методов организации в контексте учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику формирования исследовательской деятельности учеников 5 - 6 классов при обучении математике
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 - 6 классах.
Предмет исследования: методика обучения математике в 5 - 6 классах, способствующая формированию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике учащихся 5 - 6 классов использовать игровые технологии, то это будет
Задачи исследования:
• конкретизировать понятие «учебно-исследовательская деятельность» в процессе обучения математике»;
• обосновать и разработать комплекс математических задач исследовательской направленности как средство формирования исследовательской деятельности учеников 5-6 классов;
• разработать игровые технологии обучения математике, ориентированные на формирование учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
разработать и апробировать методику формирования умений учебноисследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике.
Одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности. Сейчас разрабатываются новые и эффективные методы преподавания, совершенствуются формы организации уроков. На наш взгляд, одним из средств повышения эффективности урока математики являются исследовательские задачи.
В ходе исследования было уточнены понятия исследовательской деятельности, учебно-исследовательской деятельности, исследовательской задачи. Исследовательская деятельность - вид учебно-познавательной деятельности ученика, осуществляемой средствами познания в соответствии с логикой научного поиска, в процессе которой происходит генерирование субъективно новых знаний. Учебно- исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением учащимися исследовательских и творческих задач с заранее неизвестным решением. Исследовательская задача - это задача, которая требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способах или условиях ее выполнения
Выделены основные этапы учебно-исследовательской деятельности:
• определение проблемы;
• выделение предмета и объекта исследования;
• формулировка цели исследования;
• постановка задач исследования;
• анализ методов исследования;
• выбор материала исследования;
• представление результатов исследования.
Разработаны и апробированы модели внеучебных занятий по математике:
• игра «Математическое ориентирование»;
• кружок : «Решение математических задач исследовательского типа».
Результаты апробации применения разработанных моделей были представлены в виде таблиц и диаграмм.
В целом, по результатам проведённого эксперимента подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что исследовательская деятельность влияет на успеваемость школьников при изучении математики, а также на формирование различных умений, необходимых им и при изучении других учебных дисциплин.
На уроках математики, так же, как и на уроках естественного направления, а также во внеурочной деятельности полезно использовать задания, связанные с исследованием. При этом учителю не только приходится быть координатором или наставником обучающихся, делающих свои первые шаги в науку, но и зачастую выступать автором исследовательских заданий, которые не только развивают вышеупомянутые умения, но и создают предпосылки для написания полноценных исследовательских работ.
1. Азгелдян С.С Исследовательская деятельность на уроках математики в начальной школе. Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования Сборник статей молодых исследователей. Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского; Рудзинская Т.Ф. (отв. ред.). Москва, 2015. С. 9-17.
2. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопр.психологии.1998.№6
3. Ангеловски К. Учителя и инновации. Пер.с макед- М.,- 1991
4. Александрова У.В. Метод проекта- метод для успеха.
Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. №1-1(5).
5. Андреев В. И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 67 с.
6. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981.
7. Аринбеков, Т.И. Исследовательская деятельность студентов педвузов в процессе решения планиметрических задач на построение как средство формирования творческого мышления: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Аринбеков Турлыбек Ислямович. - Омск, 2003.
8. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Программа развития универсальных учебных действий» // standart Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика //Вопр.психологии.1998.№6.
9. Балаян Э.Н. 555 олимпиадных и занимательных задач по математике - 2-ое изд., испр. и доп - Ростов н/Д: Феникс, 2010 - 253с
10. Блинов В.М. Эффективность обучения. М., 1976.
11. Блонский П.П. Развитие мышления школьника//Избр. пед. и психол. соч.М.,1997.
12. Богоявленская, Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей; под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. - 2006.
13. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001.
14. Валеева О.А. Диагностика достижения целей учебноисследовательской деятельности обучающимися. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 2 (25). С. 15-20.
15. Возмилкина Е.Н. Интерактивные формы обучения в системе высшего образования: «Метод мозгового штурма». Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. №118-3.....59