Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ К.И. ЧУКОВСКОГО «СОЛНЕЧНАЯ» И «•СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕРБ»)

Работа №146909

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Раздел 1.Теория формирования читательской грамотности
1.1. Понятие читательской грамотности
1.3. Приемы и методы формирования читательской
грамотности
1.4. Формирование читательской грамотности посредством
психолингвистического анализа текста
Раздел 2. Психолингвистический анализ художественного текста 2.1.Определение психолингвистики
2.2. Лингвистический анализ текста
2.3. Психолингвистический анализ текста
2.4. Психолингвистическая типология текстов
Раздел З.Психолингвистический анализ произведений Корнея Чуковского
3.1. «Солнечная»
3.2. «Серебряный герб»
4.Методическая часть
4.1. «Солнечная»
4.2. «Серебряный герб»
Заключение
Список литературы

В современное время федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения требует от современного школьника умения доказывать, объяснять понятия, решать определенные задачи.
Развитие навыков работы с информацией и чтения занимает важное место в образовательной системе. Процесс интерпретации информации, который развивает коммуникативные и социальные навыки учащихся, которые необходимы для формирования личности, готовой к самореализации и социализации в обществе.
Читательская грамотность - важнейшая составляющая
функциональной грамотности, которая позволяет человеку успешно использовать письменные тексты, размышлять о них, и достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, и участвовать в социальной жизни.
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка помогает не только освоить образовательную программу, но и обеспечивает положительную социализацию в обществе, что благотворно оказывается на успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Развитие навыков работы с информацией и чтения является важнейшим компонентом образования, необходимым для подготовки личности, которая способна к саморазвитию.
Чтение и работа с информацией заняли значительное место среди навыков, необходимых для развития учащихся. Важным фактором при этом является понимание и интерпретация информации, которые способствуют развитию коммуникативных, управленческих и социальных навыков. Чтение и анализ текстов являются важными инструментами в формировании этих навыков. В результате развития этих навыков, учащиеся могут лучше понимать окружающий мир, эффективно общаться с людьми и уверенно принимать решения в быстро меняющейся информационной среде.
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка посредством психолингвистического анализа позволяет учащимся анализировать речь и поведение автора или героев, тем самым узнать их психологический тип и эмоциональное и психическое состояние.
Психолингвистика как наука занимается анализом процесса производства и восприятия речи. Эта область исследования ориентирована на изучение восприятия человеческим мозгом информации в процессе коммуникации и того, как лингвистический материал воспринимается и обрабатывается носителем языка.
Термин «психолингвистика» широко применяется в современной науке. Он представляет собой раздел лингвистики, который изучает язык как психологический феномен. Элементы системы языка помогают рассмотреть текст как способ отображения действительности в речевом сознании автора.
Актуальность данной работы заключается в предоставлении приемов для формирования читательской грамотности на материале психолингвистического анализа текстов Корнея Ивановича Чуковского. Целью данной работы является найти приемы и методы, которые помогут формированию читательской грамотности посредством
психолингвистического анализа.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1) изучить литературу, представляющую теоретические основы читательской грамотности;
2) найти приемы и методы формирования читательской грамотности;
3) определить понятия «психолингвистика» и «психолингвистический анализ»;
4) найти приемы для психолингвистического анализа, способствующие формированию читательской грамотности;
5) провести анализ художественных произведений в
психолингвистическом аспекте.
Объект: пути формирования читательской грамотности на материале психолингвистического анализа произведений К. Чуковского «Солнечная» и «Серебряный герб» на уроках русского языка в 8-м классе.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, читательская грамотность - это умение выделять и использовать информацию из текста не только для личных, но и для социальных целей.
На уроках русского языка и уроках развития речи применяются различные методы и приемы для формирования читательской грамотности.
Были выявлены одни из самых эффективных приемов для формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 8 классе: прием «Верите ли вы...» может быть началом урока; «Мозаика», «Реконструкция текста», «Сложение целого из частей». Наиболее эффективным является прием «Тонкий и толстый вопрос» из технологии критического мышления. Для решения трудных задач и формирования умения извлекать нужную информацию из прослушанного текста может подойти прием «Лингвистическая сказка». «Письмо с дырками» - еще один продуктивный прием для работы с текстом на уроке русского языка.
На данный момент наиболее эффективным методом обучения и развития читательской грамотности в 8 классе является привлечение личного опыта учеников и формирование у них критического мышления.
Наше исследование показало, что еще одним эффективным приемом развития читательской грамотности может быть психолингвистический анализ текста.
Подготовленные для урока анализы повестей К. Чуковского «Солнечная» и «Серебряный герб» основывались на содержании понятий «психолингвистика» и «психолингвистический анализ».
Психолингвистика - это наука, которая изучает процессы образования, понимания и формирования речи. Предметом этой науки является процесс восприятия людьми знаков языка.
Психолингвистический анализ - это анализ языковых единиц, благодаря которому делается вывод о психологическом типе автора или персонажа, о его психическом и эмоциональном состоянии.
В ходе психолингвистического анализа с учащимися 8 класса были определены возможности речевой и текстовой продукции для понимания и восприятия личности, ее мыслей, позиций, настроений и воспитания.
В данном контексте задача психолингвистического исследования заключается в выработке способов описания психологических характеристик человека с использованием его текстовой репродукции.
Изучили типологию текста по В. П. Белянину. Он различает следующие типы текста: «светлый», «активный», «простой», «печальный», «веселый», «красивый». Выяснили психиатрические «основы эмоционально­смысловой доминанты каждого типа текста: “светлые” тексты -
паранойяльная акцентуация, “активные” - паранойяльность, “прсотые” - эпилептоидность, “веселые” - маниакальность, “печальные” - депрессивность, “красивые” - истероидность» [Белянин, 2000].
Благодаря психолингвистическому анализу учащимся удалось провести анализ лексических элементов произведения, понять их роль в тексте, определить психическое состояние героев. Посредством анализа речи и семантических комплексов ученики определили тип повести К. Чуковского «Солнечная» по теории В.П. Белянина и выявили характерную акцентуацию.
Развитие читательской грамотности учащихся напрямую зависит от уровня их читательских навыков. Хороший уровень читательской грамотности способствует улучшению общего уровня грамотности. Это связано с тем, что при чтении текстов разного происхождения и типа, ученики развивают способность интегрировать, интерпретировать, использовать и оценивать информацию.


1. Белоногова Л. А. Читательская грамотность и смысловое чтение на основе
международных исследований PISA [Электронный ресурс] // Методическая разработка 2020. - URL : https://multiurok.ru/files/metodicheskaiarazrabotka-
chitatelskaia-gramotnost.htm
2. Новиков А. М. Педагогика : словарь системы основных понятий. - М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с
3. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению / Отдел оценки качества общего образования ИСМО РАО. - М., 2020 [Электронный ресурс]. - URL : https://kimc.ms/soobshchestva/gmo/gmo- гщШМокитеп1у/Читательская%20грамотностьГ.А.%20Цукерман^1?
4. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. - 2015. - № 1. - С. 284-300.
5. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. - Москва: Баласс, 2013 - 128 с.
6. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозова. - Москва: Просвещение, 2008 - 120 с.
7. Пинская, М.А. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности школьников? // М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова // Вопросы образования. - 2009 - 112 с.
8. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе). - М.: Тривола, 2000. - 248 с.
9. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 416 с.
10. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. - 184 с.
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
12. Горелов И. Н. Основы психолингвистики: учеб. Пособие. — Издательство «Лабиринт», М., 2001. — 304с.
13. Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. Дис... канд. Филол. Наук.- М., 1977.
14. Гальперин Илья Романович. Текст как объект лингвистического
исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. — 144 с.
(Лингвистическое наследие XX века.)
15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М.: Мой учебник, 2007...39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ