Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫФОРМИРОВАНИЯЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Понятие и содержание читательской грамотности у обучающихся 6
1.2. Анализ сформированности читательских умений обучающихся в
соответствии с международнымиисследованиями 12
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯРАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ
2.1. Методические аспекты формирования читательской грамотности на
уроках географии в 5 классе 24
2.2. Диагностика уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 5 класса 32
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Оценка читательской грамотности - одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности обучающегося. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. В мире и в России к настоящему времени накоплен значительный опыт оценивания читательской грамотности, однако в связи с изменением как мира, в котором живет современный учащийся, так и целей и задач, стоящих перед образованием в аспекте формирования читательской деятельности, возникла необходимость создания концепции оценки читательской грамотности на современном этапе развития российского образования. Предлагаемая концепция опирается прежде всего на «Концепцию оценки образовательных достижений учащихся PISA 2018», а также на теоретические положения Г.А. Цукерман, отраженные в документе «Оценка читательской грамотности «Материалы к обсуждению».
При разработке Концепции учтены факторы, изменившие характер чтения и передачи информации в современном образовательном пространстве. Среди этих факторов - появление новых технологий, повлиявших на характер чтения и передачи информации, потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, обучаться, используя различные источники информации одномоментно. В Концепции уделено особое внимание значимости умений, связанных как с пониманием прочитанного, так и с развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе в нестандартных.
Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное.
В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационносмысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать. С учётом этого фактора усложнена форма представления заданий, направленных на оценку способности школьника правильно понимать коммуникативное намерение автора текста, назначение текста, на оценку умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы. В силу этого в Концепции актуализирована значимость оценивания не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.
Актуальность работы заключается в том, что в основу изучения предмета «География» положен научно-познавательный материал. Успешность усвоения предмета зависит от того, насколько интеллектуальный уровень учащихся соответствует требованию усвоения базовыхзнаний. Без умения осмысленно читать как научный текст учебника, так и дополнительный текст познавательного характера, уровень усвоения материала остается низким. В настоящее время эта проблема возникает все чаще— среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное.
Цель работы -разработказаданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 5 класса.
Объект работы: процесс формирования читательской грамотности у обучающихся5 класса.
Предмет работы: методические приемы формирования читательской грамотности у обучающихся на основе географического материала.....
На сегодняшний день важнейшим меркой успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее переработать. Процесс обучения читательской грамотности является сложной по своей структуре деятельностью. Поэтому учителям нужно развивать и расширять потенциал обучающихся и свой собственный. Залогом успеха в этой деятельности может стать овладение стратегией смыслового чтения. Формирование приемов читательской грамотности являются основой для освоения основного содержания образования, которое рассматривается как единство знаний, деятельности и развития обучающихся. При исследовании проблемы создания условий внедрения технологий читательской грамотности в учебный процесс были получены следующие результаты:
1. Была изучена литература по проблеме и теме исследования, анализ которой позволил представить общую характеристику читательской грамотности.
2. Определены методические условия и разработан критериальнодиагностический инструментарий читательской грамотности.
3. Апробированные приемы читательской грамотности помогли обучающимся 5 класса лучше понимать текст учебника, что в свою очередь способствовало интеллектуальному развитию детей.
4. Оценка результативности применения приемов читательской грамотности дало положительную динамику как интеллектуального, так и познавательного развития обучающихся.