Формирование читательской грамотности обучающихся 5-6 классов в процессе преподавания литературы в условиях поликультурной среды
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования читательской грамотности 7
1.1. Понятие «читательская грамотность» в историческом контексте (история
вопроса и современное значение) 7
1.2. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности:
тр ебования ФГОС 11
1.3. Критерии оценки читательской грамотности 14
1.4. Подходы к формированию читательской грамотности в учебной и
методической литер атуре 22
2. Практические аспекты формирования читательской грамотности в процессе литературного образования в школе 33
2.1. Проблемные зоны читательской грамотности обучающихся в
поликультурной среде (констатирующий эксперимент) 33
2.2. Проектная деятельность обучающихся как путь формирования читательской
грамотности 46
2.3. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности
на ур оках литературы в 5-6 классах 57
Заключение 67
Библиографический список 70
Приложение 77
1. Теоретические аспекты формирования читательской грамотности 7
1.1. Понятие «читательская грамотность» в историческом контексте (история
вопроса и современное значение) 7
1.2. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности:
тр ебования ФГОС 11
1.3. Критерии оценки читательской грамотности 14
1.4. Подходы к формированию читательской грамотности в учебной и
методической литер атуре 22
2. Практические аспекты формирования читательской грамотности в процессе литературного образования в школе 33
2.1. Проблемные зоны читательской грамотности обучающихся в
поликультурной среде (констатирующий эксперимент) 33
2.2. Проектная деятельность обучающихся как путь формирования читательской
грамотности 46
2.3. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности
на ур оках литературы в 5-6 классах 57
Заключение 67
Библиографический список 70
Приложение 77
Книга является важнейшим средством образования и нравственного становления личности. Однако интерес к книге с каждым годом продолжает падать, а многие обучающиеся не становятся активными читателями. Современные реалии таковы, что образование предполагает совершенствование, освоение и поиск новых адекватных, а главное эффективных методов, приёмов и технологий.
Изучая читательскую грамотность, ученые и методисты говорят о необходимости изучения взаимодействия учащихся с текстами. С другой стороны, это не является приоритетной задачей. Сегодня современная школьная система должна решить такую задачу, как формирование грамотности в образовательной организации.
В современной концепции читательского образования изменения происходят в направлении обучения: от изучения системы знаний к развитию способностей обучающихся, к использованию знаний в решении разнообразных проблем. Об этом и говорится в новой концепции чтения.
По ФГОС формирование читательской грамотности обязательно. Сегодня читательская грамотность является частью функциональной грамотности, но есть значительные проблемы с этим процессом в условиях поликультурной ср еды.
Активное формирование читательской грамотности происходит в 5-6 классах. Этот этап в жизни обучающихся является одним из ключевых, так как происходит переход из одного звена обучения в другой. Начинается переходный возраст, за счёт чего меняются ценности и происходит снижение мотивации.
Сформировать полноценную личность без книг невозможно, так как чтение развивает речевую деятельность, познавательные процессы, культуру, формирует знания и учит мыслить. Так, В.Н. Лутошкина считает, что «читательская грамотность - способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях» [Лутошкина, 2012].
Известен ряд исследователей, которые внесли значительный вклад в развитие читательской грамотности: М.И. Кузнецов, И. Д. Фрумин и другие ученые-лингвисты. Результаты исследования показали противоречие между данными, полученными в результате исследований и выводами, которые были сделаны в ходе анализа. С одной стороны, перед образованием стоит цель сформировать читательскую грамотность, с другой стороны, в школьных учебниках литературы недостаточно содержится задач на формирование читательской грамотности.
В связи с этим актуальность работы обусловлена недостаточным исследованием в области методики, а также инструментального обеспечения, которое будет эффективно для формирования читательской грамотности обучающихся 5-6 классов с учетом поликультурной среды.
Целью данной работы является выявление результативного инструментального обеспечения (приёмы, методы и технологии), способствующего формированию читательской грамотности обучающихся на уроках литературы в 5-6 классах в условиях поликультурной среды.
Реализация данной цели обеспечивается достижением следующих задач:
• обозначить понятие «читательская грамотность» в историческом и современном образовательном контексте;
• выявить подходы к процессу формирования читательской грамотности в учебно-методической литературе;
• определить проблемные зоны читательской грамотности в условиях поликультурной среды;
• представить возможности проектной деятельности по литературе для развития читательской грамотности обучающихся;
• предложить методические рекомендации по формированию читательской грамотности на уроках литературы в 5-6 классах.
Объектом данной работы является процесс формирования читательской грамотности обучающихся....
Изучая читательскую грамотность, ученые и методисты говорят о необходимости изучения взаимодействия учащихся с текстами. С другой стороны, это не является приоритетной задачей. Сегодня современная школьная система должна решить такую задачу, как формирование грамотности в образовательной организации.
В современной концепции читательского образования изменения происходят в направлении обучения: от изучения системы знаний к развитию способностей обучающихся, к использованию знаний в решении разнообразных проблем. Об этом и говорится в новой концепции чтения.
По ФГОС формирование читательской грамотности обязательно. Сегодня читательская грамотность является частью функциональной грамотности, но есть значительные проблемы с этим процессом в условиях поликультурной ср еды.
Активное формирование читательской грамотности происходит в 5-6 классах. Этот этап в жизни обучающихся является одним из ключевых, так как происходит переход из одного звена обучения в другой. Начинается переходный возраст, за счёт чего меняются ценности и происходит снижение мотивации.
Сформировать полноценную личность без книг невозможно, так как чтение развивает речевую деятельность, познавательные процессы, культуру, формирует знания и учит мыслить. Так, В.Н. Лутошкина считает, что «читательская грамотность - способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях» [Лутошкина, 2012].
Известен ряд исследователей, которые внесли значительный вклад в развитие читательской грамотности: М.И. Кузнецов, И. Д. Фрумин и другие ученые-лингвисты. Результаты исследования показали противоречие между данными, полученными в результате исследований и выводами, которые были сделаны в ходе анализа. С одной стороны, перед образованием стоит цель сформировать читательскую грамотность, с другой стороны, в школьных учебниках литературы недостаточно содержится задач на формирование читательской грамотности.
В связи с этим актуальность работы обусловлена недостаточным исследованием в области методики, а также инструментального обеспечения, которое будет эффективно для формирования читательской грамотности обучающихся 5-6 классов с учетом поликультурной среды.
Целью данной работы является выявление результативного инструментального обеспечения (приёмы, методы и технологии), способствующего формированию читательской грамотности обучающихся на уроках литературы в 5-6 классах в условиях поликультурной среды.
Реализация данной цели обеспечивается достижением следующих задач:
• обозначить понятие «читательская грамотность» в историческом и современном образовательном контексте;
• выявить подходы к процессу формирования читательской грамотности в учебно-методической литературе;
• определить проблемные зоны читательской грамотности в условиях поликультурной среды;
• представить возможности проектной деятельности по литературе для развития читательской грамотности обучающихся;
• предложить методические рекомендации по формированию читательской грамотности на уроках литературы в 5-6 классах.
Объектом данной работы является процесс формирования читательской грамотности обучающихся....
Читательская грамотность - это компонент функциональной грамотности, который включает в себя способность обучающихся воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать и обобщать представленные в нём сведения, способность извлекать из текста необходимую информацию для её преобразования, способность ориентироваться с помощью различной текстовой информации и применять в жизненных ситуациях, а также потребность обучающихся в читательской деятельности с целью успешной социализации. В рамках исследования рассмотрена соответствующая научная проблематика, которая заключается в том, что нет эффективного инструментального обеспечения для формирования читательской грамотности в условиях поликультурной среды.
Исследование теории и практики читательской грамотности дало возможность изучить различные позиции некоторых автор ов о понятии читательской грамотности, её содержании и модели формирования.
Ключевые отличительные особенности читательской грамотности в контексте исторического становления состоят в том, что процесс чтения и изучения литературы перешёл от простого восприятия художественного пр оизведения к комплексной р аботе над текстами, способствующей формированию читательской грамотности.
Детально проанализированы и выделены подходы к процессу формирования читательской гр амотности в учебно-методической литер атур е (учебники 5-6 классов под редакцией Г.С. Меркина и учебники под редакцией В.Я. Коровиной). Определён современный вектор преподавания литературы в школе в условиях поликультурной среды. Современный учитель должен обладать способностью определять учебные задания, которые формируют и оценивают читательскую грамотность. Современные УМК направлены на развитие читательской грамотности, но задания в них не в полной мере отражают поликультурную составляющую современной
школы.
Важно отметить кризисность возраста обучающихся в 5-6 классах, их стремление к самостоятельности, осознанию себя как отдельной личности, стремление к самообразованию, желание самостоятельного и компетентного «взрослого» занятия, самостоятельности и независимости, изменение ведущего вида учебной деятельности.
Для изучения темы исследования были разработаны теоретические предпосылки и условия, которые были реализованы в эксперименте. Результаты теоретического исследования и его экспериментальной проверки позволяют выявить косвенные признаки неоднозначности определения характеристик и способов изучения ситуации вокруг формирования читательской гр амотности, а также сделать опр еделенные практические выводы.
В ходе исследования были определены проблемные зоны читательской грамотности обучающихся, относящихся к поликультурной среде, путём проведения эксперимента. Результаты эксперимента таковы, что в 5 и 6 классах схожие проблемные зоны. Обучающиеся, для которых русский язык является неродным, показали, что проблемы по формированию читательской грамотности заключаются по следующим группам умений: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, а также использование информации из текста для различных целей.
В рамках исследования были определены основные проблемы и способы формирования читательской грамотности обучающихся. На основе изучения читательских знаний и формирования навыков восприятия новых знаний и их достижения и пр актической р еализации в самостоятельной учебной деятельности.
Среди проблем выделяются следующие:
• низкий уровень овладения русским языком;
• наложение пр авил р одного языка на пр авила нер одного (р усского) языка;
• недостаточность методической подготовки у школьного учителя;
• отсутствие разнообразных специализированных учебников для изучения языка в рамках поликультурной среды;
• наличие культурной дистанции (образ жизни, привычки, традиции, социальные нормы и т.д.)......
Исследование теории и практики читательской грамотности дало возможность изучить различные позиции некоторых автор ов о понятии читательской грамотности, её содержании и модели формирования.
Ключевые отличительные особенности читательской грамотности в контексте исторического становления состоят в том, что процесс чтения и изучения литературы перешёл от простого восприятия художественного пр оизведения к комплексной р аботе над текстами, способствующей формированию читательской грамотности.
Детально проанализированы и выделены подходы к процессу формирования читательской гр амотности в учебно-методической литер атур е (учебники 5-6 классов под редакцией Г.С. Меркина и учебники под редакцией В.Я. Коровиной). Определён современный вектор преподавания литературы в школе в условиях поликультурной среды. Современный учитель должен обладать способностью определять учебные задания, которые формируют и оценивают читательскую грамотность. Современные УМК направлены на развитие читательской грамотности, но задания в них не в полной мере отражают поликультурную составляющую современной
школы.
Важно отметить кризисность возраста обучающихся в 5-6 классах, их стремление к самостоятельности, осознанию себя как отдельной личности, стремление к самообразованию, желание самостоятельного и компетентного «взрослого» занятия, самостоятельности и независимости, изменение ведущего вида учебной деятельности.
Для изучения темы исследования были разработаны теоретические предпосылки и условия, которые были реализованы в эксперименте. Результаты теоретического исследования и его экспериментальной проверки позволяют выявить косвенные признаки неоднозначности определения характеристик и способов изучения ситуации вокруг формирования читательской гр амотности, а также сделать опр еделенные практические выводы.
В ходе исследования были определены проблемные зоны читательской грамотности обучающихся, относящихся к поликультурной среде, путём проведения эксперимента. Результаты эксперимента таковы, что в 5 и 6 классах схожие проблемные зоны. Обучающиеся, для которых русский язык является неродным, показали, что проблемы по формированию читательской грамотности заключаются по следующим группам умений: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, а также использование информации из текста для различных целей.
В рамках исследования были определены основные проблемы и способы формирования читательской грамотности обучающихся. На основе изучения читательских знаний и формирования навыков восприятия новых знаний и их достижения и пр актической р еализации в самостоятельной учебной деятельности.
Среди проблем выделяются следующие:
• низкий уровень овладения русским языком;
• наложение пр авил р одного языка на пр авила нер одного (р усского) языка;
• недостаточность методической подготовки у школьного учителя;
• отсутствие разнообразных специализированных учебников для изучения языка в рамках поликультурной среды;
• наличие культурной дистанции (образ жизни, привычки, традиции, социальные нормы и т.д.)......
Подобные работы
- РОЛЬ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
СТУДЕНТОВ-ИНОФОНОВ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





