Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской грамотности обучающихся 5-6 классов в процессе преподавания литературы в условиях поликультурной среды

Работа №146906

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования читательской грамотности 7
1.1. Понятие «читательская грамотность» в историческом контексте (история
вопроса и современное значение) 7
1.2. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности:
тр ебования ФГОС 11
1.3. Критерии оценки читательской грамотности 14
1.4. Подходы к формированию читательской грамотности в учебной и
методической литер атуре 22
2. Практические аспекты формирования читательской грамотности в процессе литературного образования в школе 33
2.1. Проблемные зоны читательской грамотности обучающихся в
поликультурной среде (констатирующий эксперимент) 33
2.2. Проектная деятельность обучающихся как путь формирования читательской
грамотности 46
2.3. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности
на ур оках литературы в 5-6 классах 57
Заключение 67
Библиографический список 70
Приложение 77

Книга является важнейшим средством образования и нравственного становления личности. Однако интерес к книге с каждым годом продолжает падать, а многие обучающиеся не становятся активными читателями. Современные реалии таковы, что образование предполагает совершенствование, освоение и поиск новых адекватных, а главное эффективных методов, приёмов и технологий.
Изучая читательскую грамотность, ученые и методисты говорят о необходимости изучения взаимодействия учащихся с текстами. С другой стороны, это не является приоритетной задачей. Сегодня современная школьная система должна решить такую задачу, как формирование грамотности в образовательной организации.
В современной концепции читательского образования изменения происходят в направлении обучения: от изучения системы знаний к развитию способностей обучающихся, к использованию знаний в решении разнообразных проблем. Об этом и говорится в новой концепции чтения.
По ФГОС формирование читательской грамотности обязательно. Сегодня читательская грамотность является частью функциональной грамотности, но есть значительные проблемы с этим процессом в условиях поликультурной ср еды.
Активное формирование читательской грамотности происходит в 5-6 классах. Этот этап в жизни обучающихся является одним из ключевых, так как происходит переход из одного звена обучения в другой. Начинается переходный возраст, за счёт чего меняются ценности и происходит снижение мотивации.
Сформировать полноценную личность без книг невозможно, так как чтение развивает речевую деятельность, познавательные процессы, культуру, формирует знания и учит мыслить. Так, В.Н. Лутошкина считает, что «читательская грамотность - способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях» [Лутошкина, 2012].
Известен ряд исследователей, которые внесли значительный вклад в развитие читательской грамотности: М.И. Кузнецов, И. Д. Фрумин и другие ученые-лингвисты. Результаты исследования показали противоречие между данными, полученными в результате исследований и выводами, которые были сделаны в ходе анализа. С одной стороны, перед образованием стоит цель сформировать читательскую грамотность, с другой стороны, в школьных учебниках литературы недостаточно содержится задач на формирование читательской грамотности.
В связи с этим актуальность работы обусловлена недостаточным исследованием в области методики, а также инструментального обеспечения, которое будет эффективно для формирования читательской грамотности обучающихся 5-6 классов с учетом поликультурной среды.
Целью данной работы является выявление результативного инструментального обеспечения (приёмы, методы и технологии), способствующего формированию читательской грамотности обучающихся на уроках литературы в 5-6 классах в условиях поликультурной среды.
Реализация данной цели обеспечивается достижением следующих задач:
• обозначить понятие «читательская грамотность» в историческом и современном образовательном контексте;
• выявить подходы к процессу формирования читательской грамотности в учебно-методической литературе;
• определить проблемные зоны читательской грамотности в условиях поликультурной среды;
• представить возможности проектной деятельности по литературе для развития читательской грамотности обучающихся;
• предложить методические рекомендации по формированию читательской грамотности на уроках литературы в 5-6 классах.
Объектом данной работы является процесс формирования читательской грамотности обучающихся....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Читательская грамотность - это компонент функциональной грамотности, который включает в себя способность обучающихся воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать и обобщать представленные в нём сведения, способность извлекать из текста необходимую информацию для её преобразования, способность ориентироваться с помощью различной текстовой информации и применять в жизненных ситуациях, а также потребность обучающихся в читательской деятельности с целью успешной социализации. В рамках исследования рассмотрена соответствующая научная проблематика, которая заключается в том, что нет эффективного инструментального обеспечения для формирования читательской грамотности в условиях поликультурной среды.
Исследование теории и практики читательской грамотности дало возможность изучить различные позиции некоторых автор ов о понятии читательской грамотности, её содержании и модели формирования.
Ключевые отличительные особенности читательской грамотности в контексте исторического становления состоят в том, что процесс чтения и изучения литературы перешёл от простого восприятия художественного пр оизведения к комплексной р аботе над текстами, способствующей формированию читательской грамотности.
Детально проанализированы и выделены подходы к процессу формирования читательской гр амотности в учебно-методической литер атур е (учебники 5-6 классов под редакцией Г.С. Меркина и учебники под редакцией В.Я. Коровиной). Определён современный вектор преподавания литературы в школе в условиях поликультурной среды. Современный учитель должен обладать способностью определять учебные задания, которые формируют и оценивают читательскую грамотность. Современные УМК направлены на развитие читательской грамотности, но задания в них не в полной мере отражают поликультурную составляющую современной
школы.
Важно отметить кризисность возраста обучающихся в 5-6 классах, их стремление к самостоятельности, осознанию себя как отдельной личности, стремление к самообразованию, желание самостоятельного и компетентного «взрослого» занятия, самостоятельности и независимости, изменение ведущего вида учебной деятельности.
Для изучения темы исследования были разработаны теоретические предпосылки и условия, которые были реализованы в эксперименте. Результаты теоретического исследования и его экспериментальной проверки позволяют выявить косвенные признаки неоднозначности определения характеристик и способов изучения ситуации вокруг формирования читательской гр амотности, а также сделать опр еделенные практические выводы.
В ходе исследования были определены проблемные зоны читательской грамотности обучающихся, относящихся к поликультурной среде, путём проведения эксперимента. Результаты эксперимента таковы, что в 5 и 6 классах схожие проблемные зоны. Обучающиеся, для которых русский язык является неродным, показали, что проблемы по формированию читательской грамотности заключаются по следующим группам умений: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, а также использование информации из текста для различных целей.
В рамках исследования были определены основные проблемы и способы формирования читательской грамотности обучающихся. На основе изучения читательских знаний и формирования навыков восприятия новых знаний и их достижения и пр актической р еализации в самостоятельной учебной деятельности.
Среди проблем выделяются следующие:
• низкий уровень овладения русским языком;
• наложение пр авил р одного языка на пр авила нер одного (р усского) языка;
• недостаточность методической подготовки у школьного учителя;
• отсутствие разнообразных специализированных учебников для изучения языка в рамках поликультурной среды;
• наличие культурной дистанции (образ жизни, привычки, традиции, социальные нормы и т.д.)......


1. Агафонова М.В. Типичные ошибки детей-инофонов в письменных работах по русскому языку / М. В. Агафонова. — Текст: непосредственный // Филология и лингвистика. — 2019. — № 3 (12). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/144/4679/ (дата обращения: 07.05.2023).
2. Антонова Н.А. Формирование читательской грамотности средствами проектной деятельностью / Н. А. Антонова // Вестник Шадринского государственного педагогического универ ситета. - 2021. - №1 (49).
3. Антонова Н.А., Шефер О.Р., Лебедева Т.Н. Готовность учителей к организации формирования читательской грамотности / Н.А. Антонова // Вестник ЮУрГГПУ. 2019. №7.
4. Арзуманова Р. А. Формирование коммуникативной компетенции студентов из стран Содружества на занятиях по культуре речи // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2009. - № 1.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
7. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество / В.Ф. Асмус // Вопросы литературы. - 1961. - №2. - С. 36-46.
8. Балашова Е.С., Ерофеева И.А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности // достижения науки и образования. - 2022. - №3 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak- komponent-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 9.01.2023).
9. Баранова А.Д. Формирование читательской грамотности учащихся 5 - 9 классов как актуальная проблема современного образования / А. Д. Баранова // Педагогическая наука и современное обр азование: доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню р оссийской науки, Санкт-Петер бург, 10-11 февраля 2021 года. - Санкт-Петер бург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Г ерцена, 2021. - С. 38-41. - URL: https://elibrary.ru/item.asp ?id=44785538 (дата обращения: 25.12.22);
10. Баркова С.И. Формирование читательской грамотности как требование ФГОС и ресурсный потенциал личностно ориентированного обучения / С. И. Баркова // Проблемы педагогики. - 2019. - №6 (45).
11. Богатенкова Н.В. / Н.В. Богатенкова, И.В. Муштавинкая. - Технология развития критического мышления на уроках истоии. - Спб., 2001.
12. Бородина Г.О. Технология проектной деятельности как средство повышения
читательской компетенции обучающихся / Г.О. Бородина. - Озёрск. URL: https://www.teacherjournal.rU/categories/3/articles/624 (дата обращения:
14.05.2022).
13. Борисова Н.В. Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности: Учебно-методическое пособие. Том. Часть 1. / Н. В. Борисова, Е. Л. Николаевская. - Краснодар, 2020. - 100 с. - URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=45746039 (дата обращения: 27.12. 22)
14. Браже Т.Г. Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности. - СПб.: СПб АППО, 2010. - 112с.
15. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Бр. Салаевы, 1867. - 472с.....58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ