Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса формирования языковой
компетенции обучающихся-инофонов 7
1.1 Сущность понятия «языковая компетенция» 7
1.2 Формирование языковой компетенции у обучающихся-инофонов на основе
компетентностного подхода 15
1.3 Возможности школьной образовательной организации в формировании
языковой компетенции у обучающихся-инофонов в российской
общеобразовательной школе 20
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию языковой компетенции 29
2.1. Современные технологии формирования языковой компетенции у
обучающихся-инофонов 29
2.2. Анализ уровня сформированности языковой компетенции обучающихся-
инофонов при обучении английскому языку 34
2.3. Разработка и апробация методической программы по формированию языковой
компетенции у обучающихся-инофонов 40
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список использованных источников 52
Приложения 58
Современный мир входит в эпоху интеграции, из-за чего значительно увеличились масштабы интернационального взаимодействия, которое
предполагает знание нескольких иностранных языков. Одной из направлений образования является изучение нескольких иностранных языков, именно поэтому проблема формирования языковой компетенции в школе становится сегодня одной из самых актуальных. Языковая компетенция, представляя собой многоаспектное явление, показывает способность человека к вербальному общению.
Экономическая интеграция стран, как правило, ведёт к миграции, а последнее к обучению обучающихся-иностранцев в общеобразовательных школах России. Для такой многонациональной страны как Россия всегда были характерны миграции и активное культурное взаимодействие одних этнических групп с другими. Формирование языковой компетенции при наличии родного языка и иностранного, либо нескольких иностранных представляют сложность в теоретическом и практическом плане.
Таким образом, можно констатировать, что актуальность исследования обусловлена невысокой степенью разработанности в педагогической литературе проблемы формирования языковой компетенции у обучающихся-инофонов, а также в растущих требованиях, к языковой подготовке обучающихся. На основе анализа соответствующей методической литературы была установлена необходимость опытно-экспериментальной работы по формированию языковой компетенции у обучающихся-инофонов, что также актуализировало проблему.
Если раньше изучение иностранного языка ограничивалось заучиванием слов, переводом текстов и выполнением грамматических упражнений, то на сегодняшний день формы и методы изучения иностранного языка значительно расширились. И целью обучения иностранному языку становится развитие компетентности в общении, предполагающей способность к реализации речевого поведения на основе фонологических, лексико-грамматических, страноведческих знаний и навыков. В связи с этим, государство сформулировало новые требования к образованию обучающихся, поставив на первое место обучение компетенциям. Компетентностный подход опирается на ранее накопленный педагогический опыт. Учитель оценивает не механическое запоминание фактов и сведений, а понимание знаний, и, главное, умение их применить на деле, то есть обладание определенной компетенцией.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы также связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области. У отечественных исследователей есть несколько работ, посвященных проблемам миграции в современном российском обществе (В.С. Айрапетов, Н.М. Лебедева, Р.А. Костин и др.). В научной школе Е.В. Бондаревской (Л.М. Сухорукова, О.В. Гукаленко, И.В. Бабенко, М.Л. Геворкян и др.) была открыта новая сторона педагогической науки - мигрантская педагогика, в пределах которой создаются научно- исследовательские программы по работе с детьми с неродным русским языком и их семьями. Вопросами формирования языковой компетенции занимались такие отечественные исследователи, как Е.Д. Божович, И.А. Зимняя. В зарубежной педагогике также уделяется серьёзное внимание данной проблеме компетентностного подхода к обучению (Chomsky N. «Language and thought», Hofstede G. «Cultural differences in Teaching and Learning» etc.).
Стремление систематизировать и усовершенствовать организацию работы с детьми-инофонами определило проблему нашей работы: в теоретическом плане- проблему разработки модели формирования языковой компетенции обучающихся в процессе изучения английского языка, и в практическом плане - проблему создания методической разработки для формирования языковой компетенции обучающихся. Именно поэтому в школе должна проводиться опытноэкспериментальная работа по формированию языковой компетенции у обучающихся-инофонов.
Для этого в процессе обучения должны быть разработаны и апробированы определённые педагогические приёмы и средства для формирования языковой компетенции у обучающихся-инофонов. Уроки английского языка являются наиболее подходящими для этого процесса. Следовательно, нужно найти такие дидактические методы и средства, чтобы языковая компетенция эффективно формировалась у обучающихся-инофонов на уроках английского языка....
В условиях развития нашей страны, расширения международных связей, все большую популярность набирает английский язык как средство межкультурной коммуникации. Если еще двадцать лет тому назад изучение английского было обязательным лишь в ВУЗах, в которых готовили дипломатов и переводчиков, то сейчас, как мы видим, этот предмет стал обязательным при изучении школьной программы. От современного обучающегося требуется не только владение иностранным языком, но и то, насколько эффективно он сможет использовать его в сфере повседневной и профессиональной коммуникации. Согласно федеральному образовательному стандарту общего образования главным назначением предмета «иностранный язык» является формирование навыков коммуникативной и ее основного компонента - языковой компетенции.
Изучение английского языка в общеобразовательных учреждениях начинается со второго класса, так как именно в этом возрасте они более восприимчивы к усвоению языка, что им позволяет им овладевать основами общения на новом языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с обучающимися других возрастных групп.
Целью работы была разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка авторской методической программы для обучающихся средних классов на уроках английского языка по формированию языковой компетенции. В работе были изучены требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к изучению иностранного языка в школе, характеристики среднего школьного возраста, также были рассмотрены требования к выпускнику бакалавру по направлению педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Рассмотрены понятие языковой компетенции, методики определения уровня языковой компетенции, виды повышения уровня языковой компетенции и разобраны виды современных технологий, способствующие повышению уровня языковой компетенции.
Для формирования навыков языковой компетенции у детей-инофонов, нами был разработан план работы, по которому на первом этапе мы провели проверочную работу, для того чтобы понять уровень сформированности языковой компетенции обучающихся. Чтобы проверить качество знаний, детям были предложены анкеты и тестирование.
На втором этапе мы подготовили и внедрили различные задания для гармоничного развития обучающегося, формирования языковой компетенции. На подобных уроках регулярно проводились подвижные игры, с наглядным и раздаточным материалом, диалоги и монологи на английском языке, песни. А также с детьми ставили сценки на английском языке, которые оказались очень эффективными для развития языковой компетенции, кроме того подобные мероприятия детям очень нравились.
В целом на уроках дети научились вести себя непринужденно и не боялись сделать ошибки при высказывании мысли устно, а наоборот-проявляли инициативу в выполнении заданий на уроках.
На контрольном этапе детям вновь было предложено пройти проверочную работу, для того чтобы выявить результат сформированности языковой компетенции, уже по итогам проведения исследования. Анализ проверочных работ первого этапа и последнего позволил установить, что уровень качества языковой компетенции стал заметно выше, чем по результатам входного тестирования исследования
Исследовательская работа проводилась совместно с учреждениями образования и имела следующие задачи:
1.Обоснование проблемы сформированности языковой компетенции обучающихся-инофонов.
2. Выявление уровня сформированности языковой компетенции
обучающихся-инофонов.
3. Разработка методической программы для формирования языковой
компетенции в классах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент обучающихся, выявление требований к подготовке учителя для работы в таких системах.....
1. Ажеж К. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки: пер. с фр. М.: Едиториал УРСС, 2003.304 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009.448 с.
3. Барканова О.В. Психологическое сопровождение адаптации подростков из семей мигрантов: учебное пособие [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед.ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013г.
4. Барышников Н.В. Обучение второму иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 2003г.
5. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. - М.: СПб: Норинт; Издание 2-е, перераб. и доп., 2002. - 516 с.
6. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психологопедагогические аспекты языкового образования. -М.: Издательство НПО «МОДЭК». - 2012. - 288 с.
7. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, проблемы
реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 6-92.
8. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). Обнинск: Титул, 2001. - 48 с.
9. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
10. Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев: Высшая школа, 1979. - 263 с.
11. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие
для студентов высших учебных заведений / В.И. Волынкин. - М.:
[Издательский центр Академия], 2011. - 420 с.
12. Воронова О.В. Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов в российских вузах посредством игровых технологий: материалы Пятой региональной научно-практической конференции. Красноярск, 17-18 ноября 2016г./ отв. ред. В.И. Петрищев; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С.35-39.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
14. Вятютнев М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // ИЯШ. № 6. 1975. С. 55-64.
15. Гальскова Н.Л., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 334 с.....44