ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
|
Введение 4
1. Теоретические аспекты формирования языковой компетенции
обучающихся на уроках иностранного языка посредством мультфильмов 8
1.1. Сущность языковой компетенции
8
1.2. Дидактический потенциал мультфильмов в обучении иностранным
языкам 11
Выводы по главе 1 18
2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультфильмов
при формировании языковой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка 21
2.1. Особенности обучения английскому языку в начальной школе 21
2.2. Разработка уроков по применению мультфильмов при формировании
языковой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка 24
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В.1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ И 77
ПРИЛОЖЕНИЕ И. 1 82
1. Теоретические аспекты формирования языковой компетенции
обучающихся на уроках иностранного языка посредством мультфильмов 8
1.1. Сущность языковой компетенции
8
1.2. Дидактический потенциал мультфильмов в обучении иностранным
языкам 11
Выводы по главе 1 18
2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультфильмов
при формировании языковой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка 21
2.1. Особенности обучения английскому языку в начальной школе 21
2.2. Разработка уроков по применению мультфильмов при формировании
языковой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка 24
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В.1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ И 77
ПРИЛОЖЕНИЕ И. 1 82
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин.
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словеснологическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте [Выготский, 2005, с. 1136], [Эльконин, 1989, с. 560].
Именно этот период отлично подходит для включения иностранных языков в программу развития ребенка, формируя общее словесно-логическое восприятие действительности.
Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение от стадии
приблизительного описания до стадии значительное увеличение количества признаков и свойств в образах. На этих этапах особую роль играет
лексический аспект языка, формирующий и развивающий представлении об окружающем мире.
Неудивительно, что современный ребенок в значительной мере усваивает модели поведения и социальные нормы из телепередач, сериалов и мультфильмов. При этом детям гораздо сложнее защитить себя от влияния телевидения: игнорировать поступающую информацию, критично к ней относиться, отказаться от просмотра телепрограмм сомнительного содержания. Однако, если в процесс просмотра подключить взрослых, то данную деятельность можно перенаправить в правильное русло. Существует множество мультипликаций поучительного и даже образовательного типа,
при просмотре которых дети не только получают удовольствие, но и узнают что-то новое, разбираются в некоторых сложных для себя понятиях - нужно лишь отсеять таковые. Более того, анимацию можно использовать и при проведении уроков по самым различным дисциплинам. Согласно А.Ф.Бурухиной, Е.А.Гаваза, А.Ф.Лалетиной, мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями, а именно:
• расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
• показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
• формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
• развивают эстетический вкус, чувство юмора;
• мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности [Бурухина, 2013, с.141]
Однако в практике начального образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и
искусствоведческих исследований, а также работ ряда мультипликаторов позволяют утверждать, что мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам. В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма - смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении младшего школьника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.
Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма [Пукки, Малова, 2013, с. 311]. Как известно, мышление 5
ребенка наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В данном аспекте, можно сделать вывод, что мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов....
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словеснологическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте [Выготский, 2005, с. 1136], [Эльконин, 1989, с. 560].
Именно этот период отлично подходит для включения иностранных языков в программу развития ребенка, формируя общее словесно-логическое восприятие действительности.
Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение от стадии
приблизительного описания до стадии значительное увеличение количества признаков и свойств в образах. На этих этапах особую роль играет
лексический аспект языка, формирующий и развивающий представлении об окружающем мире.
Неудивительно, что современный ребенок в значительной мере усваивает модели поведения и социальные нормы из телепередач, сериалов и мультфильмов. При этом детям гораздо сложнее защитить себя от влияния телевидения: игнорировать поступающую информацию, критично к ней относиться, отказаться от просмотра телепрограмм сомнительного содержания. Однако, если в процесс просмотра подключить взрослых, то данную деятельность можно перенаправить в правильное русло. Существует множество мультипликаций поучительного и даже образовательного типа,
при просмотре которых дети не только получают удовольствие, но и узнают что-то новое, разбираются в некоторых сложных для себя понятиях - нужно лишь отсеять таковые. Более того, анимацию можно использовать и при проведении уроков по самым различным дисциплинам. Согласно А.Ф.Бурухиной, Е.А.Гаваза, А.Ф.Лалетиной, мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями, а именно:
• расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
• показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
• формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
• развивают эстетический вкус, чувство юмора;
• мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности [Бурухина, 2013, с.141]
Однако в практике начального образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и
искусствоведческих исследований, а также работ ряда мультипликаторов позволяют утверждать, что мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам. В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма - смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении младшего школьника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.
Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма [Пукки, Малова, 2013, с. 311]. Как известно, мышление 5
ребенка наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В данном аспекте, можно сделать вывод, что мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов....
В данной работе рассмотрена роль мультфильмов в обучении иностранному языку. В первой главе мы определили понятие языковой компетенции и ее отличие от языковой компетентности. Определили критерии отбора видеоматериалов для обучения иностранным языкам в начальной школе. Определили этапы работы с видеоматериалом. Обосновали дидактический потенциал мультфильмов в обучении иностранным языкам.
Во второй главе мы выявили особенности обучения иностранным языкам в начальной школе. Была разработана и проведена серия уроков на основе короткометражных мультфильмов для обучающихся 3 классов в двух группах - экспериментальной и контрольной. Также были разработаны тесты для оценки на всех этапах работы и сформулированы критерии оценивания. На основе результатов контрольных тестов мы сделали вывод об успешности авторской методики использования короткометражных мультфильмов. А также проиллюстрирован наглядный рост языковых компетенций обучающихся обеих групп.
В ходе написания работы была достигнута поставленная цель: теоретически и практически обосновать эффективность мультфильмов при формировании языковой компетенции у обучающихся на уроках английского языка и разработать серию уроков, направленных на формирование данной компетенции у обучающихся начальной школы. Данные результаты позволяют сделать вывод об успешности использования короткометражных мультфильмов в обучении иностранному языку и дать мотивацию преподавателям подбирать авторские методики преподавания иностранного языка.
Во второй главе мы выявили особенности обучения иностранным языкам в начальной школе. Была разработана и проведена серия уроков на основе короткометражных мультфильмов для обучающихся 3 классов в двух группах - экспериментальной и контрольной. Также были разработаны тесты для оценки на всех этапах работы и сформулированы критерии оценивания. На основе результатов контрольных тестов мы сделали вывод об успешности авторской методики использования короткометражных мультфильмов. А также проиллюстрирован наглядный рост языковых компетенций обучающихся обеих групп.
В ходе написания работы была достигнута поставленная цель: теоретически и практически обосновать эффективность мультфильмов при формировании языковой компетенции у обучающихся на уроках английского языка и разработать серию уроков, направленных на формирование данной компетенции у обучающихся начальной школы. Данные результаты позволяют сделать вывод об успешности использования короткометражных мультфильмов в обучении иностранному языку и дать мотивацию преподавателям подбирать авторские методики преподавания иностранного языка.





