Введение 4
1. Теоретические аспекты формирования языковой компетенции
обучающихся на уроках иностранного языка посредством мультфильмов 8
1.1. Сущность языковой компетенции
8
1.2. Дидактический потенциал мультфильмов в обучении иностранным
языкам 11
Выводы по главе 1 18
2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультфильмов
при формировании языковой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка 21
2.1. Особенности обучения английскому языку в начальной школе 21
2.2. Разработка уроков по применению мультфильмов при формировании
языковой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка 24
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В.1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ И 77
ПРИЛОЖЕНИЕ И. 1 82
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин.
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словеснологическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте [Выготский, 2005, с. 1136], [Эльконин, 1989, с. 560].
Именно этот период отлично подходит для включения иностранных языков в программу развития ребенка, формируя общее словесно-логическое восприятие действительности.
Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение от стадии
приблизительного описания до стадии значительное увеличение количества признаков и свойств в образах. На этих этапах особую роль играет
лексический аспект языка, формирующий и развивающий представлении об окружающем мире.
Неудивительно, что современный ребенок в значительной мере усваивает модели поведения и социальные нормы из телепередач, сериалов и мультфильмов. При этом детям гораздо сложнее защитить себя от влияния телевидения: игнорировать поступающую информацию, критично к ней относиться, отказаться от просмотра телепрограмм сомнительного содержания. Однако, если в процесс просмотра подключить взрослых, то данную деятельность можно перенаправить в правильное русло. Существует множество мультипликаций поучительного и даже образовательного типа,
при просмотре которых дети не только получают удовольствие, но и узнают что-то новое, разбираются в некоторых сложных для себя понятиях - нужно лишь отсеять таковые. Более того, анимацию можно использовать и при проведении уроков по самым различным дисциплинам. Согласно А.Ф.Бурухиной, Е.А.Гаваза, А.Ф.Лалетиной, мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями, а именно:
• расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
• показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
• формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
• развивают эстетический вкус, чувство юмора;
• мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности [Бурухина, 2013, с.141]
Однако в практике начального образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и
искусствоведческих исследований, а также работ ряда мультипликаторов позволяют утверждать, что мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам. В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма - смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении младшего школьника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.
Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма [Пукки, Малова, 2013, с. 311]. Как известно, мышление 5
ребенка наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В данном аспекте, можно сделать вывод, что мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов....
В данной работе рассмотрена роль мультфильмов в обучении иностранному языку. В первой главе мы определили понятие языковой компетенции и ее отличие от языковой компетентности. Определили критерии отбора видеоматериалов для обучения иностранным языкам в начальной школе. Определили этапы работы с видеоматериалом. Обосновали дидактический потенциал мультфильмов в обучении иностранным языкам.
Во второй главе мы выявили особенности обучения иностранным языкам в начальной школе. Была разработана и проведена серия уроков на основе короткометражных мультфильмов для обучающихся 3 классов в двух группах - экспериментальной и контрольной. Также были разработаны тесты для оценки на всех этапах работы и сформулированы критерии оценивания. На основе результатов контрольных тестов мы сделали вывод об успешности авторской методики использования короткометражных мультфильмов. А также проиллюстрирован наглядный рост языковых компетенций обучающихся обеих групп.
В ходе написания работы была достигнута поставленная цель: теоретически и практически обосновать эффективность мультфильмов при формировании языковой компетенции у обучающихся на уроках английского языка и разработать серию уроков, направленных на формирование данной компетенции у обучающихся начальной школы. Данные результаты позволяют сделать вывод об успешности использования короткометражных мультфильмов в обучении иностранному языку и дать мотивацию преподавателям подбирать авторские методики преподавания иностранного языка.
1. Адзиева Э.С. Компетентностями подход в изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Рецензируемый научный журнал «Научное мнение» № 3 Санкт-Петербург, 2015. 161-164 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
3. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Звёздный английский - учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 2011.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
5. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в педагогическом процессе: угрозы и возможности // Монография. Германия, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2013. 141 c.
6. Воробьева О.И., Грушова Л.Д. Методические аспекты обучения иноязычной речи на начальном этапе с использованием информационно-компьютерных технологий // Междунар. науч.-практ. конф.: БГУ, 2018. ч. 3. С.39-44.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений. Изд-е 3-е, стер. М.: Академия, 2006. 336 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
9. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. № 3-4. 2002. С.14-19.
10.Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К., Киргизова Е.В., Бахор Т.А. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С.12-15.
11. Казакова Е.А. Мультфильмы как средство развития коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней ступеней / Казакова Е. А. // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2009. С.102 - 105.
12. Каменецкая Н.П., Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 31-39.
13. Климентенко А.Д., Миролюбова А. А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкамв школе. М.: Педагогика, 1981. 456 с.
14. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностран-ному языку: Учеб. пособие для филол. специальностей высш. пед. учеб. Заведений / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналисва. М.: Академия, 2000. С. 258.
15. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / авт.-сост. Миньяр-Белоручев Р.К. М.: Высшая школа, 1996. 240 с....35