Христиански ориентированная реабилитация и адаптация людей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации (на примере деятельности
АНОСПЛНТЖС «Возрождение» при Сосновоборской «Городской
христианской церкви»)
Введение 3
Глава I. Христиански ориентированная реабилитация: понятия, структура, история, потенциал 8
1.1. Христианские ценности в практике социальной работы 8
1.2. АНОСПЛНТЖС «Возрождение» в системе реабилитационных
мероприятий 10
Глава II. Реабилитация людей попавших в трудную жизненную ситуацию 17
2.1. Результаты социологического исследования лиц, обратившихся
за помощью в христианский реабилитационный центр 17
2.2. Свидетельства бывших наркоманов 24
Глава III. Адаптация людей успешно прошедших реабилитацию 31
Приложения 33
Заключение 42
Список сокращенных понятий 53
Библиографический список 54
Проблема реабилитации лиц, страдающих химической (в том числе и наркотической) зависимостью для современной России относится к вопросу государственной безопасности. 18 декабря 2009 года в Совете Федераций прошли парламентские слушания на тему: «Противодействие распространению наркотиков: новые вызовы и угрозы национальной безопасности России». На слушании прозвучали статистические данные, согласно которым сегодня в России не менее 2,5 миллионов человек употребляют наркотики, что составляет почти 2% населения страны. В России по данным официальной статистики на 2014 год число наркоманов оценивается в 530000 человек, состоящих на диспансерном учёте, а действительное количество, рассчитанное по методике ООН, — более 2,5 млн. По итогам специальных эпидемиологических исследований общее число потребителей наркотических веществ, включая «скрытых» наркоманов, может втрое превышать количество состоящих на официальном учёте. Кроме того, в России показатель ВИЧ-инфицирования, связанного с употреблением инъекционных наркотиков, является одним из самых высоких в мире. По сообщению Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков, каждый день в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимыми. Ситуация с алкозависимостью населения вообще удручающая. На сегодняшний день Россия является одним из крупнейших рынков героина в Европе. Общее число лиц, употребляющих наркотики, составляет от 3 до 4 млн., треть из которых - лица, злоупотребляющие героином.
При злоупотреблении наркотическими средствами формируются специфические черты поведения и образа жизни. Употребление наркотиков приводит к кардинальному изменению отношения человека с собой, другими людьми, культурой, природой, Богом. Происходит искажение образа мира, лежащего в основе мировидения человека. Встретившись с реальной жизнью, наркозависимый стремится убежать, укрыться от реальности, столкнувшись с какими-то внешними или внутренними проблемами. Вместо того чтобы решать эти проблемы, чувствуя страх и бессилие, человек прячется от обстоятельств, людей или от самого себя, убегая в искусственный нереальный мир собственных иллюзий, где только и чувствует себя в безопасности. Под воздействием наркотических средств человек перестает ощущать реальный мир.
В результате злоупотребления наркотиками у людей изменяется их мировоззрение, т.е. отношение к себе, к окружающему их миру, к жизненным ценностям.
Таким образом, в основе реабилитации наркозависимых должен быть не только процесс избавления от химической зависимости, но создание нового крепкого мировоззрения, способного помочь человеку воспринимать проблемы, не обращаясь к химическим препаратам. С такой задачей на сегодняшний день наиболее эффективно справляются христианские центры реабилитации. Заново выстроенное мировоззрение, основанное на религиозных ценностях, позволяет человеку не возвращаться к наркотикам. После проведения длительного курса реабилитации происходит переоценка жизненных ценностей, оптимизация самооценки и как следствие, изменение мировоззрения.
Но, к сожалению, не смотря на столь острую проблему, в обществе существует недоверие, основанное на религиозной неприязни протестантских харизматических организаций. Обыватели говорят о замене химической зависимости на религиозную, что «сектанты подсаживают попавших в беду людей на свою религиозную идеологию и таким образом заманивают новых адептов».
Посредством данной работы я надеялся развенчать этот обывательский миф и способствовать формированию толерантного отношения к социально значимой работе протестантских церквей.
Сегодня на территории г.Красноярска и Красноярского края при христианских церквях веры евангельской действует множество центров социальной реабилитации для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации. Одни существуют под эгидой общественных фондов или общественных организаций, многие из них в процессе становления, другие - давно развиваются и плотно взаимодействуют с властями и обществом.....
В процессе исследования была освещена деятельность служения социальнодуховной реабилитации АННКО «Возрождение». Служение не становится менее
актуальным, потому что действительное положение вещей с наркотической и
алкогольной зависимостями создает угрозу для нашей страны. Наркомания –
порок, поражающий всю структуру личности человека: подрывающий его
физическое здоровье, психику, уничтожающий социальные связи. Для
наркотически зависимых людей характерно слабое развитие самоконтроля,
самодисциплины, низкая устойчивость к всевозможным воздействиям, неумение
прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности, эмоциональная
неустойчивость и незрелость, склонность неадекватно реагировать на сложные
жизненные обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из
психотравмирующей ситуации.
На сегодняшний день христианские центры реабилитации реализуют
программу реабилитации химически зависимых людей, в основе которой лежит
не только процесс избавления от химической зависимости, но и создание нового
крепкого мировоззрения, способного помочь человеку воспринимать проблемы,
не обращаясь к химическим препаратам.
Идеологической основой программы реабилитации людей с химической
зависимостью стала «Социальная позиция протестантских церквей России». В
данном документе протестантские харизматические церкви России представляют
свою точку зрения в отношении здоровья человека, социальной справедливости,
проблем стоящих перед современной Россией (в том числе и наркомании),
проблем биоэтики – этических проблемы, связанных с развитием современных
медицинских технологий.
Христианская психотерапия доказывает сегодня, что вера может быть
фундаментом психического здоровья и стержнем психотерапевтического
процесса. Сегодня это направление психотерапии позволяет оказывать
29
квалифицированную помощь нуждающимся, в том числе и в рамках социального
служения протестантских церквей.
«Целью христианской психотерапии является апелляция к трем
неотъемлемым составляющим человеческой личности — к телу, к душе, к духу.
Как считают приверженцы данного вида терапии, человек сотворен по образу
и подобию Божиему. Соответственно, посредством лечения личность должна
стремиться достичь единства с всевышним. Поэтому эволюция индивидуума
должна быть объединена вокруг определенного христианского
смыслообразующего фокуса. Таким фокусом становится Иисус Христос,
его жизнь и смерть, являющиеся олицетворением подлинно человеческого пути,
та миссия, которую он выполнял, и тот крест, который он нес. Специфика
христианской психотерапии заключается в том, чтобы позволить каждому из нас
впустить в себя Христа, чтобы человек, созданный по образу и подобию Божиему,
смог определить для себя то, к чему следует стремиться» [30].
Обращение к телу, душе и духу, восстановление неразрывной триединой
цельности человека – важнейший принцип реабилитации в христианских центрах.
Проблема реабилитации наркозависимых состоит в том, что человек
нуждается в разносторонней помощи. По мнению медиков и психологов нарко и
алкозависимости – это биопсихосоциозависимости, то есть в процессе
употребления наркотиков наносится вред физиологическому здоровью, психике и
социальным связям. Таким образом, по отдельности ни медики, ни священники,
ни социальные институты не могут плодотворно помочь человеку. И только
объединив усилия, можно оказать наркозависимому необходимую
разностороннюю помощь и добиться положительного результата.
Сегодня организация, одна из первых в Красноярском крае, получила
сертификат государственного образца №16 на соответствие Стандарту Анти
Наркотических Некоммерческих Организаций (АННКО), выданный 13.07.2012
года. 19 сентября 2012года АННКО «Возрождение» вышла с предложением о
взаимодействии и тесном сотрудничестве на Общественный совет при
Управлении ФСКН России по Красноярскому краю....
1. Антинарк. Информационный портал республики Татарстан по противодействию наркомании. Электронный ресурс. Код доступа: http://www.antinarc.ru/monitoring_i_socissledovania/.- Загл. с экрана.
2. Бабаян Э.А. Наркоманы и токсикоманы // Руководство по психиатрии / Под ред. Т.В. Морозова: В 2 т. Т 2. М., 1988.
3. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания СПб., 1997.
4. Боголюбова Т.А. Состояние наркотизма в Российской Федерации // Актуальные проблемы девиантного поведения. Ежегодник. М., 1995.
5. Бодлер Ш. Искусственный рай. Спб., 1994.
6. Верминенко Ю.В. Подростковый наркотизм: социальный анализ (на материале Санкт-Петербурга). Автореф. канд. дис. СПб., 2000.
7. Веселкова И.Н. Социальная нестабильность и состояние здоровья населе ния России// Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 15. Конфликтология здоровья и здравоохранения в современной России. М., 1999.
8. Габиани А.А. Кто такие наркоманы?// Социологические исследования. 1992.
9. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования, Нижний Новгород, 2000г.
10. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
11. Карим Мд. Резаул. Наркомания как социальная проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2004.
12. Колесникова В. Жизнь в свободе. - Новокузнецк, 2009 г.
13. КолесовД.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., 1991.
14. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1995.
15. Концепция социальной реабилитации людей, страдающих химической зависимостью. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидисятников).М., 2010. - 42с....33