Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Работа №146884

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Лингвистические основы развития словаря 6
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 19
1.3. Ознакомление с окружающим миром, как один из факторов развития
словаря детей старшего дошкольного возраста 28
Вывод по главе 1 37
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе
ознакомления с окружающим миром 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов 51
Вывод по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

В последнее время значительно повысился интерес ученых в области педагогических наук к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений речевого развития детей. Такая тенденция объясняется значительным увеличением количества детей с тяжелыми нарушениями речи.
Проблемой речевого развития детей раннего и дошкольного возраста занимались такие известные психологи, педагоги, лингвисты как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и другие. Ученые-исследователи обращают внимание на то, что нарушение звукосложной структуры слова является устойчивым проявлением речевого нарушения и относится к одному из основных диагностических критериев, который указывают не только на наличие общего недоразвития речи, но и на степень его выражения.
Проанализировав современные наработки научных исследований методического характера, мы обратили внимание, что традиционно на недостаточность словаря начинают обращать внимание в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Диагностика этого нарушения в более раннем возрасте носит описательный характер, что усложняет раннее прогнозирование и моделирование коррекционно-педагогического процесса. Следовательно, указанная проблема до сих пор остается актуальной и требует специального и более углубленного изучения.
Объект исследования: особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления детей с окружающим миром.
В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение
о том, что развитие словаря детей старшего дошкольного возраста будет успешно осуществляться в процессе ознакомление детей с окружающим миром в том случае если:
• работа будет проходить в несколько этапов;
• будут использованы разнообразные формы работы с детьми.
Цель: определение оптимальных приемов воздействия на формирование словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности развития словаря детей дошкольного возраста
3. Охарактеризовать ознакомление с окружающим миром, как один из факторов развития словаря детей старшего дошкольного возраста
4. Провести исследование особенностей словаря детей старшего дошкольного возраста
Практическое значение полученных результатов заключается в разработке методических рекомендаций по формированию словаря у детей дошкольного возраста. Указанные рекомендации могут быть использованы в практике образовательных учреждений.
Методы исследования:
• теоретические: изучение, анализ, сравнение различных взглядов на исследуемую проблему; обобщение и синтезирование психолого­педагогической, специальной и методической литературы для выяснения научно-теоретических основ данной проблемы;
• эмпирические: диагностический эксперимент;
• статистические: количественный и качественный анализ и
обобщение экспериментальных данных.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование словарного запаса является важным элементом развития речи и культуры коммуникации у детей дошкольного возраста. Это длительный процесс, требующий эффективных методов и приемов, а также правильной организации дидактических игр. Словарный запас не только состоит из отдельных слов, но и включает в себя их связь и семантику. Работа над словарем должна быть постоянной, чтобы новые слова закреплялись и входили в активный словарь ребенка.
Кроме того, для развития речи и восприятия текста важно читать детям народные сказки, легенды и другие произведения, в которых употребляются эти выражения и слова. В процессе чтения можно объяснять незнакомые слова и выражения, обсуждать содержание произведения и спрашивать у детей, что они запомнили и какие находят сходства и различия в разных сказках.
Таким образом, знакомство с народной терминологией и фразеологией играет важную роль в развитии речи и восприятия текста у детей. Воспитатели и родители должны учитывать возрастные особенности детей и подходить к этому процессу терпеливо и соответствующим образом для того, чтобы дети осознавали смысл и значение этих слов и выражений.
Знакомство со свойствами и качествами предметов, кухонной утварью, народной терминологией и фразеологией окружающего мира позволяет старшим дошкольникам расширить свой словарный запас и обогатить языковые навыки. Благодаря этому дети могут лучше воспринимать устную и письменную речь, а также более точно и ясно выражать свои мысли и ощущения. Знакомство с окружающим миром позволяет также формировать понимание традиций и культуры своей страны и народа, а также обогащать кругозор детей и расширять их общекультурные знания.
На первом этапе экспериментальной работы была проведена диагностика уровня развития словаря у детей из экспериментальной и контрольной группы. Для этого использовалась методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, которая включала три задания: ответ на вопросы, задание вопросов и решение речевых ситуаций.
После диагностики дети из экспериментальной группы проходили занятия, направленные на развитие словаря в процессе ознакомления с окружающим миром. Занятия проводились в игровой форме, используя различные задания, игры, ролевые и театрализованные ситуации.
На заключительном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития словаря у детей из обеих групп. Анализ результатов повторной диагностики показал, что в экспериментальной группе количество детей с высоким и средним уровнем развития словаря увеличилось, что позволяет сделать вывод о том, что развитие словаря детей в процессе ознакомления их с окружающим миром действительно будет успешным, если оно будет осуществляться в несколько этапов, и в ходе работы будут использованы разнообразные формы работы с детьми. Следовательно, гипотеза подтвердилась.


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия». 2000. 400 с.
2. Аутлева А.Н. Экологическая социализация старших дошкольников на основе событийного подхода // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 1. С. 32-37.
3. Багова Л.Л. Внеклассная работа по формированию экологической культуры старших дошкольников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 3. С. 61-65.
4. Бекк Е.А. Инновационные технологии формирования экологической культуры старших дошкольников во внеклассной работе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 3. С. 11-13.
5. Быкова Н.В. Особенности экологического воспитания в начальной школе // Наука, техника и образование. 2018. № 8. С. 79-84.
6. Вакуленко Л.Н. Экологическое воспитание школьников, как фактор формирования природоохранных компетенций // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 50. С. 111-115.
7. Винокурова Н.Ф. Реализация средовых идей при формировании
экологической ответственности во внеурочной деятельности школы // Карельский научный журнал. 2018. № 4. С. 7-9.
8. Виттенбек В.К. Формирование основ экологической культуры
личности младшего школьника // Сборник трудов Международной научно­практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических
исследований» (г. Москва. 15-16 апреля 2020 года). М.: Московский государственный областной университет, 2020. С. 64-68.
9. Владышевский Д. В. Экологический аспект устойчивого развития. Красноярск: Красноярский Гос. университет, 2020. 195 с.
10. Власенко О. В. Формирование экологической культуры старших дошкольников / О. В. Власенко // Сборник докладов VIII Всероссийской научно- практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (г. Белгород, 22 октября 2020 года). Белгород : Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. С. 95-99.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] // 5-е изд., испр. М. Издательство «Лабиринт». 1999. 352 с.
12. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада [Текст] // М. : Мозаика-Синтез, 2012. 107с.
13. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура // Горизонт. 1997. 208 с.
14. Гостева С.Р. Экологическое образование // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 6. С. 433-435.
15. Давлетшина Л.Х. Современные образовательные технологии формирования основ экологического мировоззрения старших дошкольников (опыт эмпирического исследования) // Мир науки. Педагогика и психология.
2017. № 6. С. 15-18....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ