ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие коммуникативных умений в педагогической литературе 7
1.2. Особенности коммуникативных умений детей среднего дошкольного
возраста 11
1.3. Возможности проектной деятельности в развитии коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста 15
Вывод по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Диагностика уровня коммуникативных умений детей среднего
дошкольного возраста 21
2.2. Программа по развитию коммуникативных умений детей среднего
дошкольного возраста с использованием проектной деятельности 28
2.3. Результаты исследования 35
Вывод по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Активные изменения, происходящие в современном образовании, стандартизация дошкольного образование требуют творческого переосмысления работы педагога и, в целом, деятельности дошкольной образовательной организации. Выработка новых взглядов на предмет воспитания детей способствуют раскрытию творческих возможностей педагога по решению поставленных стандартом задач.
Одной из таких задач является развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. Это обусловливает актуальность исследования. Особую остроту проблема приобретает в связи с ростом нарушений речи у детей, что требует внедрения коррекционных и профилактических мероприятий по формированию детской речи и, следовательно, процесса коммуникации. Однако и у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений, часто снижены коммуникативные качества, не достаточен словарный запас. Все это приводит к проблемам коммуникации у дошкольников.
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение проектной деятельности и её активное внедрение в практику работы ДОО. В последнее время область применения этой методики существенно расширилась, и она набирает популярность и у педагогов дошкольного образования.
Различные аспекты проблемы развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в проектной деятельности рассматривались и продолжают изучаться многими психологами, педагогами, методистами.
Общие вопросы развития мышления, речи нашли отражение в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и др. Значение образовательной среды дошкольного учреждения изложено в работах И.Н. Евтушенко, В.Ю. Кротовой, И.Э. Куликовской и А.Е. Куликовского.
Вопросы методики развития коммуникативных умений изложены в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, А. М. Богуш, В.В. Гербовой, И.Д. Емельяновой, О.А. Козыревой, Э.П. Коротковой, О.А. Матюхиной и Е.В. Титовой, Т.А. Репиной, С.Е. Соколовой, Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, Л.А. Рукисовой и Л. М. Сидоренк, И.Л. Суси и О.Л. Фиски и других.
В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано: ребенок «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек», что составляет одну из социально-нормативных характеристик возможностей ребенка в дошкольном возрасте.
Вместе с тем, педагог дошкольной образовательной организации часто сталкивается с проблемой развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста при помощи проектной деятельности.
Сегодня существует большое количество методической литературы, однако далеко не все соответствуют требованиям описания системной работы по организации решения обозначенной проблемы. Практики непосредственной работы педагога, как правило, не упорядочена. Педагог часто стоит перед выбором: какой методикой воспользоваться, какую методику применять? Все это требует обоснованного решения.
В исследовании мы опирались на целевые ориентиры и требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цель работы - выявление особенностей развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Объект работы - коммуникативные умения детей среднего дошкольного возраста.
Предмет работы - развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что проектная деятельность будет эффективным средством развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
1. Если организация проектной деятельности будет направлена на развитие дефицитных умений в этом конкретном возрасте - партнерского диалога и умения задавать вопросы;
2. Если организация предметно-пространственной среды способствует развитию коммуникативных умений.....
Коммуникативные умения - это умения личности строить общение, диалоговое взаимодействие в процессе трудовой и учебной деятельности, ориентированное на удовлетворение своих умственных потребностей. Коммуникативные умения относятся к специфическим чертам отдельной личности. Они не являются врожденным качеством, а приобретаются в процессе обучения, либо, полученного коммуникативного опыта. Обладание личностью определенными способностями в сфере построения коммуникативных связей свидетельствует о наличии коммуникативных умений, являющихся значимым элементом продуктивного общения, свидетельствующим об умении человека рационального и грамотно организовать речевое поведение.
Средний дошкольный возраст - время, когда закладываются основы личности. Дети в среднем дошкольном возрасте совершают качественный скачок не только в физическом развитии, но и психическом. Ярче проявляются индивидуальные особенности ребенка, его возможности, потребности и способности. Поведение ребенка отражает становление психических процессов и развитие мозга. Основная деятельность ребенка по-прежнему остается сюжетно-игровой, поэтому корректировать поведение ребенка нужно с учетом особенностей развития его психических процессов, возраста и способа восприятия. в среднем дошкольном возрасте у ребенка активно развивается речевой аппарат и усложняется речь. Словарный запас малыша дошкольного возраста немногим превышает 3-3,5 тысячи слов. Вместе с развитием речи развиваются и коммуникативные умения детей среднего дошкольного возраста. Общение происходит у них преимущественно в процессе игры.
Одной из особенностей среднего дошкольного возраста является то, что дети лучше усваивают причинно-следственные связи в практической деятельности. По этой причине одним из эффективных методов развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста становится проектная деятельность.
Проектную деятельность И.В. Штанько рекомендует использовать в основном в работе со средними и старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Цель и задача проектов - способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.
База эксперимента: Данное исследование выполнено на базе
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Ладушки». В данном исследовании испытуемые - 20 детей в возрасте 4-5 лет, из них 60% девочки и 40% мальчики.
Констатирующий этап эксперимента позволил установить, что у большинства детей (70%) выявлен средний уровень сформированности коммуникативных умений. Эти дети проявляют готовность общаться как с взрослым, так и со сверстником, но сами проявляют инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеют договариваться, слушают не всегда внимательно, имеют некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляют не всегда, иногда конфликтуют, умеют в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеют вербальными и экспрессивными средствами общения. Они умеют слушать и договариваться, но не обнаруживают способности эмоционально пристраиваться к партнеру. В некоторых ситуациях эти дети проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним....
1. Атемаскина, Ю.В. Проектная деятельность в ДОУ. Проект - это игра всерьез. М.: Наша новая школа, 2016. 48 с.
2. Атемаскина, Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я, 2018. №5. С. 6-8.
3. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности, 2015. №1. С.24-36.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды 2-е изд., стереотип / под редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: Эксмо, 2017. 352с.
5. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ, 2016. №7. С.76-83.
6. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 336 с.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 112 с.
8. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2018. 208 с.
9. Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум. М.: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2018. 316 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ТЦ «Сфера»,
2014. 240 с.
11. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 2013. 403 с.
12. Евдакимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, 2016. №3. С. 20-24.
13. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2016. 64 с.
14. Киселева, Л.С., Данилина Т.С., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2015. 96 с.
15. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность среднего дошкольного ребенка в детском саду // «Дошкольное воспитание», 2016. №3 С. 12....29