Организация социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Московский областной гуманитарно-социальный колледж)
|
Введение…….………………………….……………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1.Основные характеристики семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………….6
1.2.Содержание социальной работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ…17
Глава 2. Формы, методы и приемы социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Формы с социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья…25
2.2. Методы социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья……………………………………...29
Заключение………………………………………………….……………39
Список используемой литературы……41
Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1.Основные характеристики семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………….6
1.2.Содержание социальной работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ…17
Глава 2. Формы, методы и приемы социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Формы с социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья…25
2.2. Методы социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья……………………………………...29
Заключение………………………………………………….……………39
Список используемой литературы……41
Семьи, в которых имеются дети, возможности здоровья которых являются ограниченными, сегодня представляют собой одну из категорий населения Российской Федерации, являющихся наиболее уязвимыми. Число подобных семей ежегодно увеличивается, и в этой связи существует потребность в том, чтобы осуществлять комплексную социальную работу с семьями, в которых имеются дети с инвалидностью.
Таким образом, в сфере социальной работы в качестве проблемы, являющейся весьма актуальной на современном этапе, выступает проблема работы с семьями, в которых имеются дети, возможности здоровья которых являются ограниченными.
Число детей с инвалидностью увеличивается, и данное обстоятельство также обуславливает рост актуальности соответствующих проблем. Семья представляет собой место наиболее эффективной реабилитации указанных детей, поскольку семья является наиболее мягким типом социального окружения детей. При этом в отношении ребенка с инвалидностью со стороны членов семьи иногда проявляется избыточная строгость. Семьи, которые воспитывают детей с инвалидностью, решают относящиеся к инвалидности проблемы в виде ограничения жизнедеятельности, малообеспеченности и др. При этом они добровольно соглашаются на решение данных проблем при отказе от помещения детей, у которых имеется неисправимая врожденная патология, в специализированные интернаты. Подобный подход, разумеется, заслуживает одобрения. Однако возникающие при воспитании подобных детей в семье затруднения являются весьма значительными, в силу ограниченности числа учреждений, предоставляющих родителям содействие в осуществлении подобной деятельности.
Следует отметить, что вследствие присутствия в семье ребенка, у которого имеются нарушения развития, а также вследствие воздействия иных факторов самоопределение семьи может измениться. Могут сократиться возможности для того, чтобы зарабатывать деньги, отдыхать, проявлять общественную активность. Семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, должны обладать готовностью к тому, что стадии развития подобных семей будут отличаться от стадий семей с детьми без ОВЗ.
Дети с ОВЗ характеризуются более низкими темпами достижения отдельных этапов жизненного развития (при этом достижение отдельных этапов для них может быть невозможным).
В этой связи использование стандартной модели о периодизации развития подобных семей невозможно. В данных семьях возможно периодическое появление в течение всей жизни ребенка одних и тех же событий, вызывающих затруднения и стрессы.
Следует отметить, что лишь относительно недавно в рамках исследований теоретического и практического характера началось углубленное изучение проблем семейного воспитания детей с ОВЗ, а также оказания социального содействия семьям с подобными детьми.
Структурный анализ соответствующей категории населения представлен в работах таких авторов, как М.С. Бедный, А.А. Баранов, Д.И. Зелинская и Л.И. Балева. О.В.Грининой исследован комплекс обуславливающих рост детской инвалидности факторов. Ключевые направления соцзащиты, социализации детей с ОВЗ отражены в работах таких авторов, как Н.В. Шапкина, Э.К. Наберушкина, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмин, Г.В. Ляпидиевская, Т.Н. Малеева, С.А. Васин.
Объект исследования представлен в виде социальной поддержки семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Предмет исследования представлен формами, методами предоставления социальной поддержки указанным семьям.
Цель исследования – изучение организации социальной поддержки семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Задачи исследования:
- проанализировать ключевые характеристики семей, в которых воспитываются дети, возможности здоровья которых являются ограниченными.
- выявить сущность социальной работы с семьями, в которых воспитываются дети указанной категории;
- исследовать формы, методы соцподдержки семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Методы исследования представлены методами общенаучного характера в виде анализа, синтеза, обобщения, и др.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы.
Таким образом, в сфере социальной работы в качестве проблемы, являющейся весьма актуальной на современном этапе, выступает проблема работы с семьями, в которых имеются дети, возможности здоровья которых являются ограниченными.
Число детей с инвалидностью увеличивается, и данное обстоятельство также обуславливает рост актуальности соответствующих проблем. Семья представляет собой место наиболее эффективной реабилитации указанных детей, поскольку семья является наиболее мягким типом социального окружения детей. При этом в отношении ребенка с инвалидностью со стороны членов семьи иногда проявляется избыточная строгость. Семьи, которые воспитывают детей с инвалидностью, решают относящиеся к инвалидности проблемы в виде ограничения жизнедеятельности, малообеспеченности и др. При этом они добровольно соглашаются на решение данных проблем при отказе от помещения детей, у которых имеется неисправимая врожденная патология, в специализированные интернаты. Подобный подход, разумеется, заслуживает одобрения. Однако возникающие при воспитании подобных детей в семье затруднения являются весьма значительными, в силу ограниченности числа учреждений, предоставляющих родителям содействие в осуществлении подобной деятельности.
Следует отметить, что вследствие присутствия в семье ребенка, у которого имеются нарушения развития, а также вследствие воздействия иных факторов самоопределение семьи может измениться. Могут сократиться возможности для того, чтобы зарабатывать деньги, отдыхать, проявлять общественную активность. Семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, должны обладать готовностью к тому, что стадии развития подобных семей будут отличаться от стадий семей с детьми без ОВЗ.
Дети с ОВЗ характеризуются более низкими темпами достижения отдельных этапов жизненного развития (при этом достижение отдельных этапов для них может быть невозможным).
В этой связи использование стандартной модели о периодизации развития подобных семей невозможно. В данных семьях возможно периодическое появление в течение всей жизни ребенка одних и тех же событий, вызывающих затруднения и стрессы.
Следует отметить, что лишь относительно недавно в рамках исследований теоретического и практического характера началось углубленное изучение проблем семейного воспитания детей с ОВЗ, а также оказания социального содействия семьям с подобными детьми.
Структурный анализ соответствующей категории населения представлен в работах таких авторов, как М.С. Бедный, А.А. Баранов, Д.И. Зелинская и Л.И. Балева. О.В.Грининой исследован комплекс обуславливающих рост детской инвалидности факторов. Ключевые направления соцзащиты, социализации детей с ОВЗ отражены в работах таких авторов, как Н.В. Шапкина, Э.К. Наберушкина, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмин, Г.В. Ляпидиевская, Т.Н. Малеева, С.А. Васин.
Объект исследования представлен в виде социальной поддержки семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Предмет исследования представлен формами, методами предоставления социальной поддержки указанным семьям.
Цель исследования – изучение организации социальной поддержки семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Задачи исследования:
- проанализировать ключевые характеристики семей, в которых воспитываются дети, возможности здоровья которых являются ограниченными.
- выявить сущность социальной работы с семьями, в которых воспитываются дети указанной категории;
- исследовать формы, методы соцподдержки семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Методы исследования представлены методами общенаучного характера в виде анализа, синтеза, обобщения, и др.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы.
Семья в качестве социальной структуры выступает в качестве одной из ключевых форм, в которых осуществляется социализация подрастающего поколения. Семья представляет собой социальную среду, которая способствует социальной адаптации, социализации ребенка, а ребенок, возможности здоровья которого являются ограниченными, характеризуется значительной зависимостью от близких людей. Близкие позитивно влияют на ребенка, формируют условия для того, чтобы он мог развиваться, обучаться.
Семьи, в которых имеется ребенок-инвалид, представляют собой семьи с особым статусом. Существующие у данных семей особенности и проблемы связаны как с присущими членам данных семей личностными особенностями, особенностями взаимоотношений между членами семьи, так и с большей ориентацией на решение проблем ребенка, с закрытостью семьи для внешней среды, недостатком общения, отсутствием трудовой занятости матери, а также – особым положением, которое в семье занимает в силу болезни ребенок-инвалид.
Сложности, которые возникают в семьях при рождении детей с ОВЗ, обуславливаются тем, что образ жизни резко меняется, а также тем, что требуется решать многообразные проблемы, которые отличаются от затруднений обычных семей. В этой связи социальная помощь в решении соответствующих проблемных вопросов должна рассматриваться в качестве одного из ведущих направлений социальной работы, поскольку семьи, в которых имеются дети с ОВЗ, относятся к наиболее уязвимым категориям населения. Необходимо учитывать, что связанная с психолого-педагогической, медицинской, социальной реабилитацией работа, предоставление детям с ОВЗ различных разновидностей социальной помощи должны осуществляться в рамках комплексной работы, осуществляемой как применительно к самому ребенку, так и к воспитывающей подобного ребенка семье.
Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. определили такие формы работы с родителями детей с нарушениями развития: индивидуальные и групповые занятия, домашние задания, самостоятельная работа . Так можно выделить такие мероприятия в рамках приведенных форм работы как:
- занятия, направленные на освоение родителями приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ;
- занятия, направленные на обучение родителей приемам организации развивающих занятий с детьми (возможно участие педагога-психолога в качестве руководителя в совместной деятельности родителя и ребенка);
- выполнение родителями домашних заданий совместно со своим ребенком;
- самостоятельная работа родителей с литературой, позволяющей ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне.
Ряд авторов Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А. выделяют в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, следующие формы и методы работы: групповые беседы, классные родительские собрания, общие родительские собрания на уровне всего образовательного учреждения, групповые консультации и другие.
Большинство из представленных выше методов работы, возможно, осуществлять в индивидуальной и групповой форме. Индивидуальная работа позволяет глубоко проработать проблему члена семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Групповая форма работа позволяет отработать навыки взаимодействия, получить поддержку и помощь участников группы.
Семьи, в которых имеется ребенок-инвалид, представляют собой семьи с особым статусом. Существующие у данных семей особенности и проблемы связаны как с присущими членам данных семей личностными особенностями, особенностями взаимоотношений между членами семьи, так и с большей ориентацией на решение проблем ребенка, с закрытостью семьи для внешней среды, недостатком общения, отсутствием трудовой занятости матери, а также – особым положением, которое в семье занимает в силу болезни ребенок-инвалид.
Сложности, которые возникают в семьях при рождении детей с ОВЗ, обуславливаются тем, что образ жизни резко меняется, а также тем, что требуется решать многообразные проблемы, которые отличаются от затруднений обычных семей. В этой связи социальная помощь в решении соответствующих проблемных вопросов должна рассматриваться в качестве одного из ведущих направлений социальной работы, поскольку семьи, в которых имеются дети с ОВЗ, относятся к наиболее уязвимым категориям населения. Необходимо учитывать, что связанная с психолого-педагогической, медицинской, социальной реабилитацией работа, предоставление детям с ОВЗ различных разновидностей социальной помощи должны осуществляться в рамках комплексной работы, осуществляемой как применительно к самому ребенку, так и к воспитывающей подобного ребенка семье.
Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. определили такие формы работы с родителями детей с нарушениями развития: индивидуальные и групповые занятия, домашние задания, самостоятельная работа . Так можно выделить такие мероприятия в рамках приведенных форм работы как:
- занятия, направленные на освоение родителями приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ;
- занятия, направленные на обучение родителей приемам организации развивающих занятий с детьми (возможно участие педагога-психолога в качестве руководителя в совместной деятельности родителя и ребенка);
- выполнение родителями домашних заданий совместно со своим ребенком;
- самостоятельная работа родителей с литературой, позволяющей ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне.
Ряд авторов Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А. выделяют в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, следующие формы и методы работы: групповые беседы, классные родительские собрания, общие родительские собрания на уровне всего образовательного учреждения, групповые консультации и другие.
Большинство из представленных выше методов работы, возможно, осуществлять в индивидуальной и групповой форме. Индивидуальная работа позволяет глубоко проработать проблему члена семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Групповая форма работа позволяет отработать навыки взаимодействия, получить поддержку и помощь участников группы.



