Организация социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Московский областной гуманитарно-социальный колледж)
Введение…….………………………….……………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1.Основные характеристики семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………….6
1.2.Содержание социальной работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ…17
Глава 2. Формы, методы и приемы социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Формы с социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья…25
2.2. Методы социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья……………………………………...29
Заключение………………………………………………….……………39
Список используемой литературы……41
Семьи, в которых имеются дети, возможности здоровья которых являются ограниченными, сегодня представляют собой одну из категорий населения Российской Федерации, являющихся наиболее уязвимыми. Число подобных семей ежегодно увеличивается, и в этой связи существует потребность в том, чтобы осуществлять комплексную социальную работу с семьями, в которых имеются дети с инвалидностью.
Таким образом, в сфере социальной работы в качестве проблемы, являющейся весьма актуальной на современном этапе, выступает проблема работы с семьями, в которых имеются дети, возможности здоровья которых являются ограниченными.
Число детей с инвалидностью увеличивается, и данное обстоятельство также обуславливает рост актуальности соответствующих проблем. Семья представляет собой место наиболее эффективной реабилитации указанных детей, поскольку семья является наиболее мягким типом социального окружения детей. При этом в отношении ребенка с инвалидностью со стороны членов семьи иногда проявляется избыточная строгость. Семьи, которые воспитывают детей с инвалидностью, решают относящиеся к инвалидности проблемы в виде ограничения жизнедеятельности, малообеспеченности и др. При этом они добровольно соглашаются на решение данных проблем при отказе от помещения детей, у которых имеется неисправимая врожденная патология, в специализированные интернаты. Подобный подход, разумеется, заслуживает одобрения. Однако возникающие при воспитании подобных детей в семье затруднения являются весьма значительными, в силу ограниченности числа учреждений, предоставляющих родителям содействие в осуществлении подобной деятельности.
Следует отметить, что вследствие присутствия в семье ребенка, у которого имеются нарушения развития, а также вследствие воздействия иных факторов самоопределение семьи может измениться. Могут сократиться возможности для того, чтобы зарабатывать деньги, отдыхать, проявлять общественную активность. Семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, должны обладать готовностью к тому, что стадии развития подобных семей будут отличаться от стадий семей с детьми без ОВЗ.
Дети с ОВЗ характеризуются более низкими темпами достижения отдельных этапов жизненного развития (при этом достижение отдельных этапов для них может быть невозможным).
В этой связи использование стандартной модели о периодизации развития подобных семей невозможно. В данных семьях возможно периодическое появление в течение всей жизни ребенка одних и тех же событий, вызывающих затруднения и стрессы.
Следует отметить, что лишь относительно недавно в рамках исследований теоретического и практического характера началось углубленное изучение проблем семейного воспитания детей с ОВЗ, а также оказания социального содействия семьям с подобными детьми.
Структурный анализ соответствующей категории населения представлен в работах таких авторов, как М.С. Бедный, А.А. Баранов, Д.И. Зелинская и Л.И. Балева. О.В.Грининой исследован комплекс обуславливающих рост детской инвалидности факторов. Ключевые направления соцзащиты, социализации детей с ОВЗ отражены в работах таких авторов, как Н.В. Шапкина, Э.К. Наберушкина, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмин, Г.В. Ляпидиевская, Т.Н. Малеева, С.А. Васин.
Объект исследования представлен в виде социальной поддержки семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Предмет исследования представлен формами, методами предоставления социальной поддержки указанным семьям.
Цель исследования – изучение организации социальной поддержки семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Задачи исследования:
- проанализировать ключевые характеристики семей, в которых воспитываются дети, возможности здоровья которых являются ограниченными.
- выявить сущность социальной работы с семьями, в которых воспитываются дети указанной категории;
- исследовать формы, методы соцподдержки семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Методы исследования представлены методами общенаучного характера в виде анализа, синтеза, обобщения, и др.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы.
Семья в качестве социальной структуры выступает в качестве одной из ключевых форм, в которых осуществляется социализация подрастающего поколения. Семья представляет собой социальную среду, которая способствует социальной адаптации, социализации ребенка, а ребенок, возможности здоровья которого являются ограниченными, характеризуется значительной зависимостью от близких людей. Близкие позитивно влияют на ребенка, формируют условия для того, чтобы он мог развиваться, обучаться.
Семьи, в которых имеется ребенок-инвалид, представляют собой семьи с особым статусом. Существующие у данных семей особенности и проблемы связаны как с присущими членам данных семей личностными особенностями, особенностями взаимоотношений между членами семьи, так и с большей ориентацией на решение проблем ребенка, с закрытостью семьи для внешней среды, недостатком общения, отсутствием трудовой занятости матери, а также – особым положением, которое в семье занимает в силу болезни ребенок-инвалид.
Сложности, которые возникают в семьях при рождении детей с ОВЗ, обуславливаются тем, что образ жизни резко меняется, а также тем, что требуется решать многообразные проблемы, которые отличаются от затруднений обычных семей. В этой связи социальная помощь в решении соответствующих проблемных вопросов должна рассматриваться в качестве одного из ведущих направлений социальной работы, поскольку семьи, в которых имеются дети с ОВЗ, относятся к наиболее уязвимым категориям населения. Необходимо учитывать, что связанная с психолого-педагогической, медицинской, социальной реабилитацией работа, предоставление детям с ОВЗ различных разновидностей социальной помощи должны осуществляться в рамках комплексной работы, осуществляемой как применительно к самому ребенку, так и к воспитывающей подобного ребенка семье.
Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. определили такие формы работы с родителями детей с нарушениями развития: индивидуальные и групповые занятия, домашние задания, самостоятельная работа . Так можно выделить такие мероприятия в рамках приведенных форм работы как:
- занятия, направленные на освоение родителями приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ;
- занятия, направленные на обучение родителей приемам организации развивающих занятий с детьми (возможно участие педагога-психолога в качестве руководителя в совместной деятельности родителя и ребенка);
- выполнение родителями домашних заданий совместно со своим ребенком;
- самостоятельная работа родителей с литературой, позволяющей ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне.
Ряд авторов Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А. выделяют в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, следующие формы и методы работы: групповые беседы, классные родительские собрания, общие родительские собрания на уровне всего образовательного учреждения, групповые консультации и другие.
Большинство из представленных выше методов работы, возможно, осуществлять в индивидуальной и групповой форме. Индивидуальная работа позволяет глубоко проработать проблему члена семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Групповая форма работа позволяет отработать навыки взаимодействия, получить поддержку и помощь участников группы.
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993] с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 марта 2020. ред. от 14.03.2020 // Рос. газ. – 1993. – № 237; 2020. – №144.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51- ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. - № 32. – Ст. 3301
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 25.12.1995 № 223 – ФЗ (ред. от 31.07.2023) // СПС Консультант-Плюс (действующая редакция).
4. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.04.2023) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 24.12.2023).
5. Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 24.07.2023) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 24.12.2023).
6. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (ред. от 24.07.2023) //URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 24.12.2023).
7. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 28.04.2023) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.04.2019).
Специальная научная учебная литература:
8. Амарцева К.В. Тренинг как форма психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ в ДОО // В сборнике: Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2019.
9. Ахунова Е.С. Гражданско-правовое регулирование оказания социальных услуг населению // Актуал. пробл. совр. науки. - 2019. - №1. - С.96-99.
10. Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации // Социальная педагогика. – 2020. — №5. – С. 61-64.
11. Белоусова Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. — 2023. — № 5. — С. 105-109.
12. Бубчикова Н.В. Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Перспективные научные исследования - 2018 Материалы Международной (заочной) научно- практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова, 2018.
13. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. – 2019. – №3 (39). – С. 52-57.
14. Глевицкая В.С., Полякова Н.А. Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2019. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-i-modeli-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-doshkolnoy- organizatsii (дата обращения: 09.12.2023).
15. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Академический проект, 2019.
16. Григоренко Н. Ю. Вариативная организация ранней психолого- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода // Педагогическое образование в России. — 2021. — № 11. — С. 132-138.
17. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб.пособие. – Балашов: Николаев, 2019.
18. Зайфиди П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания // Социальное обслуживание. – 2022. — №7. – С. 16-19.
19. Кожанов И.В., Кожанова Т.М. Клубная деятельность как способ повышения родительской компетентности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 2 – С. 76-80.
20. Корельская Н.Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М., 2019.
21. Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1 (21). – С. 73-77.
22. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 71-75.
23. Метляева С.А., Мирошниченко И.И., Загарских Д.А. Неделя психологии в ДОУ как интерактивная форма взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – Т. 1.
24. Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А. Использование активных методов при организации психолого- педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 1. – С. 118-121.
25. Морозова В.А. Опыт работы педиатрического бюро по социально-педагогической реабилитации детей с инвалидностью // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2021. — №4. – С. 10-14.
26. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. 2021. – № 5. – С. 16-22.
27. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М: ВЛАДОС, 2022.
28. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2021.
29. Полоухина Е.А. Особенности семейного микроклимата в семьях с детьми- инвалидами // Вестник Санкт - Петербургского университета, сер. 12. 2018. вып. 3, 2021.
30. Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2022.
31. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. Поликова А. М.: КТМУ – 2021.
32. Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2022.
33. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. – С. 254-259.
34. Тайгунова Н.Х. Инновационные технологии, используемые при работе в условиях реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями // Социальное обслуживание. – 2020. – № 1. – С.97-99.
35. Технология социальной работы вразличныхсферах жизнедеятельности: Учеб. пособие./под ред. П.Д. Павленка— М.: Дашков и К, 2020.
36. Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья Алмазова А.А., Артемова Е.Э., Бабина Г.В., Гоголенко Л.Н., Данилова А.М., Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Козырева В.П., Кузьминова С.А., Лифанова Т.М., Лянгузова Е.В., Нильсен Т.А., Орлова О.С., Пенкина Ю.А., Соболева А.В., Соломина Е.Н., Тишина Л.А., Ткачева В.В., Ходакова Н.П., Шарипова Н.Ю. и др. – М., 2021.
37. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб.пособиедлявузов. – М.: Академический проект, 2021.
38. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. – М.: Изд-ко-торговая корпорация "Дашков и К", 2019.
39. Храпылина Л.П. К вопросу о специальных образовательных технологиях для инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2020. – № 1. – С.30-36.
40. Челнокова Д.Ф. 25 лет учреждению социального обслуживания семьи и детей на Камчатке // Социальное обслуживание. – 2020. – № 2. – С.113-117.
41. Черницкая А. А. Технологии социальной работы: Учебник. —Ростов н/Д: Феникс, 2021.
42. Шабалина Н.Б. Если ваш ребенок не такой, как другие. – М.: НИИ семьи, 2020.
43. Шаповаленко Л.М. Содержание и организация деятельности реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Социальное обслуживание. – 2020. – №12. – С. 83-86.
44. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 93-97.
45. Югова О.В. Вариативная модель ранней коррекционно- развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям // Специальное образование. – 2022. – № 1 (45). – С. 53-67.
46. Ярская-Смирнова Е.Р.Социальная работа с инвалидами:. – СПБ.: Питер, 2020.