ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР М. МЕТЕРЛИНКА (ПЬЕСЫ
«СЛЕПЫЕ», «ТАМ ВНУТРИ», «СМЕРТЬ ТЕНТАЖИЛЯ», «ЧУДО
СВЯТОГО АНТОНИЯ») НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
Введение 3
Глава 1. «Новая драма»: генезис, поэтика, жанровое своеобразие (рубеж XIX-XX веков) 7
1.1. Становление «Новой драмы». «Театр молчания» в драматургии М.
Метерлинка 7
1.2. Своеобразие поэтики пьес «Слепые» и «Там, внутри» 14
Глава 2. Постижение поэтики «театра молчания» М. Метерлинка в профильных классах 26
2.1. Особенности поэтики пьес «Смерть Тентажиля» и «Чудо Святого
Антония» 26
2.2. Элективный курс «Поэтика «театра молчания» в драматургии М.
Метерлинка» (11 класс) 41
Заключение 57
Список литературы 59
Творчество известного бельгийского писателя М. Метерлинка играет важную роль в драматургии рубежа KIX-XX веков. По словам А. Блока: «Метерлинк выступил в тот самый момент, когда было нужно, не позже и не раньше» [7, с. 465]. Он внес вклад в формирование драматургии рубежа ХIX-XX веков, являясь создателем нового философского «театра молчания».
«Театр молчания» является значимой частью «Новой драмы», которая, начиная с 1870-ых годов, противопоставляла себя развлекательному театру для буржуазного общества, а затем прошла нелегкий путь развития, чутко реагируя на самые различные интеллектуальные и творческие инициативы культуры рубежа XIX—XX веков. Именно поэтому возникает символистское течение в театре с внесимволистскими явлениями, к примеру, с романтической и натуралистической драмой. Поэтому принято считать, что символистская драматургия неотделима от общего движения символистской литературы, в рамках которой сложно сочетаются элементы таких направлений, как романтизм, натурализм, неоромантизм, неоклассицизм, экспрессионизм (в начале XX в.) и собственно сам символизм. Благодаря М. Метерлинку эстетика символизма в драматургии заявила в театре о своей значимости и самостоятельности, а также эволюционировала в творчестве таких известных драматургов, как Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг.
Поэтика «театра молчания» М. Метерлинка отличается глубокой проблематикой символистской драматургии, богатым разнообразием интерпретаций символа в театре. Мы рассмотрим такие известные пьесы М. Метерлинка, как «Слепые», «Там, внутри», «Смерть Тентажиля» и «Чудо святого Антония».
Учитывая то, что западноевропейская драматургия рубежа XIX-XX веков продолжает активно изучаться, а творчество М. Метерлинка продолжает вызывать у литературных критиков интерес к его эстетической символистской программе, которая стала неотъемлемой частью «Новой драмы», мы считаем, что наше исследование является актуальным.
Актуальность работы заключается в том, что поэтика «театра молчания» в таких пьесах, как «Слепые», «Там, внутри», «Смерть Тентажиля» и «Чудо святого Антония» были достаточно исследованы, однако не было проделано детального рассмотрения пьес по таким критериям, как поэтика заглавия, система персонажей, ремарки, детали, хронтоп, символика, сюжетостроение, категория молчания, конфликт, проблематика. Поэтому проделанная научная работа может помочь глубже понять и разобраться в художественных принципах и приемах создания нового «театра молчания» в творчестве М. Метерлинка.
Теоретической базой исследования послужили литературоведческие труды Василия Михайловича Толмачева, Бориса Александровича Гиленсона, Инны Дмитриевны Шкунаевой, Леонида Григорьевича Андреева, Майи Геннадиевны Меркуловой и методические труды Анатолия Георгиевича Каспаржака, Льва Николаевича Серебренникова, Надежды Алексеевны Жокиной, Натальи Борисовны Федоровой, Евгении Г еннадьевны Раздьяконовой др.
Объектом исследования выступают художественные принципы, формирующие оригинальную поэтику «театра молчания».
Предметом исследования является организация постижения 11- классниками пьес М. Метерлинка на занятиях элективного курса в профильных классах.
Целью данной работы является: выявление художественных особенностей пьес М. Метерлинка и организация их постижения выпускниками профильных классов.....
Возникновение такого литературного течения как «Новая драма» на рубеже KIX-XX веков является значимым событием в мировой
литературе, которое повлекло за собой бурное развитие символистского течения. «Новая драма», как мы отметили, противостояла канонам
традиционной драматургии, стремясь отыскать новые формы познания действительности. Возникновение нового «театра молчания», основателем которого является драматург Морис Метерлинк, имеет особое значение. Именно в творчестве бельгийского драматурга наиболее ярко выражена идея символизма, ярко отражающая «сокровенную жизнь души» [24]. Поэтому в нашей научной работе мы подробно остановились на поэтике «театра молчания» М. Метерлинка.
Несмотря на особое внимание литературоведов к творчеству М. Метерлинка актуальность данной научной работы заключается в том, что поэтика драматургии бельгийского писателя не была рассмотрена с точки зрения современного подхода в пьесах «Слепые», «Там, внутри», «Смерть Тентажиля» и «Чудо Святого Антония». В выше перечисленных нами пьесах мы подробно рассмотрели каждое драматическое произведение по определенным критериям, таким как поэтика заглавия, система персонажей, ремарки, детали, хронтоп, символика, сюжетостроение, категория молчания, конфликт, проблематика.
Мы пришли к выводу, что в ранних пьесах «Слепые», «Там, внутри» драматург ставит на первый план философскую, мистическую концепции: пьесы наполнены непостижимостью, таинственностью и
недосказанностью, а страх смерти является важной категорией, которое развивает весь внутренний сюжет произведений. В позднем творчестве (пьеса «Чудо Святого Антония») автор пересматривает художественный принципы, где философский мистицизм отходят на второй план, а на первый план драматург выводит остросоциальный конфликт. Мы обозначали, что в поздней пьесе «Смерть Тентажиля» драматург снова пересматривает свои художественные принципы, где действие из сферы мистическо-символической переходит в сказочно-романтическую, а категория любви вытесняет страх смерти.
Завершением творческого поиска становится символистская драма «Синяя птица», где М. Метерлинк уже выходит за пределы символизма, рассматривая пьесу сквозь призму сказочного, а на первый план выступают категория любви, счастья и добра. Мы обозначали, как категория молчания трансформируется в рассмотренных нами четырех пьесах. Если в раннем творчестве М. Метерлинка категория молчания обнажает внутренний мир душ персонажей, акцентируя внимание на внутреннем одиночестве главных героев, наполняет пространство мистическим трагизмом, то в позднем творчестве категория молчание становится инструментом кары, наказания.
Таким образом, драматург менял на протяжении всего творчества художественные принципы, поэтика его «театра молчания» эволюционировала.
Рекомендуем учащимся профильных 11-х классов разработанный нами элективный курс «Поэтика «театра молчания» в драматургии М. Метерлинка», который поможет учащимся раскрыть поэтическое своеобразие драматургических произведений М. Метерлинка, проследить, изменение его художественных принципов в пьесах «Слепые», «Там, внутри», «Смерть Тентажиля», «Чудо Святого Антония» и «Синяя птица». Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в профильных классах (11 класс, 1-ое полугодие).
1. Андреев Л.Г. Зарубежная литература ХХ века. М.: Высшая школа, 1996.- 559 с.
2. Андреев Л.Г. Морис Метерлинк. Сто лет бельгийской литературы. - М., 1967.
3. Аникст Л. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. - М., 1988.
4. Айхенвальд Ю. Морис Метерлинк.- М., 1988.
5. Белый А. Символизм как миропонимание .- М., 1994.
6. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994. - Т.2. -187-210 с.
7. Блок А.А. Поэзия. Драмы. Проза. - М., 2001. - 800 с.
8. Ван-Бевер А. Мир исканий Метерлинка. М.: Гудьял-Пресс, 1999, 512 с.
9. Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. - М., 2006.
10. Добролюбов Н.А. Литературная критика: В 2-х т. - Л., 1984.
11. Елизарова М.Е., Михальская Н.П.: История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 в. М.: Высшая школа, 1970.
12. Жокина Н.А., Федорова Н.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения как средство самоопределения личности школьника // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2007. №14.
13. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX в.- М., 1979.
14. Каспржак А.Г. Элективные курсы в профильном обучении: [сборник] / М-во образования Рос. Федерации, Нац. фонд подгот. кадров. - М. : НФПК, 2004.
15. Курдина Ж. В., Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие. Урал. федер. университет. - Екатеринбург : Издательство Урал. университета, 2014.....40