Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностный мир современного российского и китайского студенчества

Работа №146864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы46
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТИ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
1.1. Лингвокультурология и ее базовые понятия 5
1.2. Ценность как категория лингвокультурологического анализа 12
ГЛАВА 2. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ КИТАЙСКОГО И РУССКОГО СТУДЕНЧЕСТВА
2.1. Проведение эксперимента 20
2.2. Анализ ценностных ориентаций китайского студенчества (на материале
анкетирования студентов КГПУ им. В.П. Астафьева) 23
2.3. Анализ ценностных ориентаций русского студенчества (на материале
анкетирования студентов КГПУ им. В.П. Астафьева) 32
2.4. Общее и различное в ценностных ориентирах китайского и русского
студенчества (на материале анкетирования студентов КГПУ им. В.П. Астафьева) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44

Данная исследовательская работа рассматривает ценности как важнейшие аксиологические категории картины мира. Как известно, каждая культура вырабатывает собственную модель мира, которая характеризует её многостронне и целостно. Модель мира включает в себя гипотезу-концепцию отношения человека к миру (человек-природа, человек-общество, человек- другой человек) и к самому себе. Языковая картина мира есть отражение картины мира, свойственной определенной культуре, и поэтому состояние существующих в ней ценностей оказывается различным в разных лингвокультурах, русские и китайские культуры не исключение.
Актуальность темы. Ценности вызывают повышенный интерес философов, лингвистов, психологов и лингвокультурологов. Категория ценностей отражает большую систему духовно-нравственного и морально­этического измерений картины мира и внутренней, духовной жизни личности. Каждая культура вырабатывает собственную модель мира, которая характеризует её многосторонне и целостно. Наследование культуры от поколения к поколению способствует социализации личности, то есть формированию внутреннего мира человека под воздействием норм и ценностей, свойственных определенному социальному коллективу, нации. Стоит отметить, что ценностная сфера является определяющим звеном в развитии любого общества. Поэтому представляется любопытным рассмотреть, какие ценности существуют у современного русского и китайского студенчества, что наполняет их духовную жизнь, поскольку студенты - это молодое поколение, будущее страны.
Объектом нашего исследования являются категории ценностей русского и китайского студенчества.
Предмет работы - особенности вербализации ценностных ориентиров русского и китайского студенчества.
Материалом исследования послужили данные анкет студентов - носителей русского и китайского языков.
Цель данной работы - проанализировать особенности категории ценностей русского и китайского студенчества. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• проанализировать научную литературу по теме;
• выявить ценностные ориентиры русских и китайских студентов;
• охарактеризовать особенности выявленных ценностных ориентиров;
• сопоставить ценностные ориентиры русского и китайского студенчества.
Цель и задачи настоящей работы определили выбор следующих методов исследования: анкетирование, лингвокультурологический анализ,
сравнительно-сопоставительный анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать в преподавании курсов по русскому языку как иностранному, по лингвокультурологии, лингвострановедению.
Результаты исследования были апробированы в мае 2018 г. на научно­практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры, г. Красноярск.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения. Первая глава посвящена рассмотрению языковой картины мира, категории ценностей, признакам ценностей и их структурной организации. Во второй главе анализируются ценности современных русских и современных китайских студентов (на материале проведенного анкетирования), проводится сопоставление русской и китайской систем ценностей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав содержание анкет на предмет значимых ценностей для современных русских и китайских студентов, мы приходим к выводу о том, что культурное разнообразие, вербализуемое в языке, существует, а культура отражает национально-историческую картину мира. Каждое новое поколение наследует историю своей нации, развивает социализацию, а внутренний мир формируется под влиянием норм и ценностей.
Ценностные ориентации - осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических. Благодаря набору ценностных ориентаций можно составить примерный психолингвистический портрет представителя той или иной нации.
Проведенное исследование позволило выявить личностные и национальные ценности представителей русского и китайского студенчества.
Исследование показало, что китайские студенты верны и в современном мире важной этической форме - «почитание и уважение родителей». Также отмечается стремление к таковым ценностям: «быть честным и требовательным к себе, соблюдать моральную чистоту» - 86%. Русские же студенты отдали предпочтение ценностям «семья» и «любовь». Несмотря на общность ценностных ориентиров, все-таки существует ментально­культурная дифференциация. Следует подчеркнуть, что у русских респондентов было отмечено большое несогласие с формулировкой «Впереди общественное и только потом личное, нисколько не заботиться о себе» - 64%. Причина, по которой эта проблема возникает, связана с повышением роли личностных ценностей по отношению к общественным. Однако большинство китайских респондентов выразили согласие с этой установкой.
Относительно того, какие ценности отражаются в устойчивых выражениях народа, мы привели наиболее обобщенные примеры. Почти каждый китайский студент (98% от общего числа) выразил с помощью известных высказываний такие ценностные ориентиры, как «почитание и уважение родителей», «дружелюбная и гармоничная семья». Для сегодняшних студентов, независимо от того, следуют ли они требованиям традиционной морали, отмечается также важность их собственной натуры, любви, стремления к лучшей жизни в будущем, но на первое место ставится семья и родители.
У русских же респондентов часто встречалась пословица «Береги платье снову, честь смолоду», в которой заложена не только моральная ценность «бережливость», но и «добрая репутация», что свидетельствует о внимании к собственной личности и праведном поведении в обществе.
Вышеуказанные ценности разнообразны. Наличие в языке разных наций отличных ценностных установок свидетельствует о том, что культура не может не выражаться в языке.
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что современные русские и китайские студенты верны своим базовым культурным национальным ценностям, но, как молодое поколение, могут и отступать от традиционных представлений о тех или иных ценностных категориях.


1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
2. Бабаянц В. В. Ценности как объект лингвокультурологической рефлексии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. - С.33-35.
3. Базарова Л.В. К вопросу о соотношении языка и культуры // Образование и культура России в изменяющемся мире. - Новосибирск, 2007. - С. 72-76
4. Буров А. А. Формирование современной русской языковой картины мира (способы речевой номинации). Филологические этюды [Текст] / А.А. Буров. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008. - 319 с.
5. Васильева С.П. Русская топонимия Приенисейской Сибири: картина мира: монография; Краснор.гос.пед. унив-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2005. - 240 с.
6. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А. Д. Шмелева под ред. Т. В. Булыгиной. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С.263-305.
7. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Монография. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 384 с.
8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М: Индрик, 2005 .- 1040 с.
9. Воробьев В.В. Лингвокультурология. Теория и методы. - М., 1997.
10. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 400 с.
11. Емельяненко Т.В. Методы межкультурных исследований ценностей // Социология: 4М, 1997, №9. - с. 32-54.
12. Каган М. С. Философская теория ценности. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
13. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. - 476 с.
14. Катермина В. В. Номинации человека: национально-культурный аспект (на материале русского и английского языков): монография / В.В. Катермина. - Краснодар: КубГУ, 2004. - 250 с.
15. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. - М.: УРСС Эдиториал, 2011....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ