ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РФ)
|
Введение 3
1 Цифровизация как явление общественно-политической жизни 6
1.1 Научные подходы к определению «цифровизации» 6
1.2 Цифровизация политической сферы жизни общества 20
2 Цифровизация государственного управления 33
2.1 Электронное правительство в системе государственного управления 33
2.2 Применение критериев оценки деятельности электронного правительства в
РФ 40
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения 57
1 Цифровизация как явление общественно-политической жизни 6
1.1 Научные подходы к определению «цифровизации» 6
1.2 Цифровизация политической сферы жизни общества 20
2 Цифровизация государственного управления 33
2.1 Электронное правительство в системе государственного управления 33
2.2 Применение критериев оценки деятельности электронного правительства в
РФ 40
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения 57
Переход в ХХ - начале XXI вв. к информационному обществу привел к появлению и развитию информационно-коммуникационных технологий, что в свою очередь, проявляется в формировании новых условий в протекании общественно-политических процессов. Особое влияние на изменения управленческих и коммуникационных возможностей государства оказывает цифровизация и внедрение цифровых технологий. Актуальность темы исследования определяется тенденциями использования информационных технологий как инструмента формирования управленческих решений, а также усовершенствования каналов и возможностей коммуникации государства и общества.
В условиях цифровизации реализуется концепт создания эффективного механизма взаимодействия государственных органов с населением, цель которого заключается в повышении уровня общественного доверия, которое проявляется в поддержке важных управленческих решений. В Российской Федерации реализуется проект «Цифровизация государственного управления», в рамках которого создаются технологические платформы для работы «электронного правительства».
Идея «электронного правительства» заключается в использовании современных технологий государственными органами для повышения эффективности и прозрачности их деятельности. В рамках проекта реализуется главная цель - построить «сервисное государство», ориентированное на обслуживание граждан через электронные сервисы и улучшение качества государственных услуг. В результате этот механизм государственного управления позволяет обеспечить эффективное, с наименьшими затратами администрирование, которое меняет взаимоотношения между государством и обществом.
Реализация проектов цифровизации государственного управления по формированию электронного правительства предполагает необходимость использования измеряемых показателей, анализ которых позволит оценить результаты проведенных мероприятий и прослеживать динамику развития этих показателей. Одной из наиболее применяемых методик в мировой практике к оценке деятельности электронного правительства является разработанный Организацией Объединенных Наций в 2002 году «Индекс развития электронного правительства». Однако динамичность характера управленческой деятельности государства, изменения в работе государственных органов и постоянно изменяющийся уровень показателей развития государства ставят под сомнение возможность применения такой методики. Таким образом, становится актуальной проблема применения критериев оценивания деятельности электронного правительства в настоящее время.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретикометодологической основой данного исследования выступают работы отечественных и зарубежных исследователей, а также нормативно правовые документы и отчеты о деятельности государственных структур.
Среди российских исследователей, которые изучали научные подходы к термину «цифровизация», следует отметить работы В.Г.Гадецкого и
A. А.Корякиной, Т.А.Герасимовой и Н.В.Москвитиной, Т.Ф.Кузнецовой, Т.В.Никулиной и Е.Б.Стариченко, Я.В.Гайворонской и О.И.Мирошниченко,
B. В.Загребина и Е.А.Серовой и др.
О проявлении цифровизации и о возможности использования цифровых технологий в политической сфере в своих работах исследуют Н.Г.Выжимова, Е.Ю.Иванова, Е.А.Колесниченко, Р.А.Алексеева, В.Ю.Черемных, Л.С.Яковлев, Т.С.Мартыненко, А.А.Ефимов, К.Е.Сигалов и др.
В работах Й.Майлса, Д.Гребера, Р.С.Афанасьева, И.И.Смотрицкой, Л.Н.Богданова, А.Н.Швецова и др. отражена проблематика цифровой трансформации сферы государственного управления и внедрения в данный сектор современных информационно-коммуникационных технологий.
Изучение феномена «электронного правительства» государственного управления отражено в работах М.Бонэма, А.П.Голубицкого, И.В.Клименко, Е.А.Линева, Г.Г.Почепцова, С.А.Чукут, А.Б.Шевчука и др.....
В условиях цифровизации реализуется концепт создания эффективного механизма взаимодействия государственных органов с населением, цель которого заключается в повышении уровня общественного доверия, которое проявляется в поддержке важных управленческих решений. В Российской Федерации реализуется проект «Цифровизация государственного управления», в рамках которого создаются технологические платформы для работы «электронного правительства».
Идея «электронного правительства» заключается в использовании современных технологий государственными органами для повышения эффективности и прозрачности их деятельности. В рамках проекта реализуется главная цель - построить «сервисное государство», ориентированное на обслуживание граждан через электронные сервисы и улучшение качества государственных услуг. В результате этот механизм государственного управления позволяет обеспечить эффективное, с наименьшими затратами администрирование, которое меняет взаимоотношения между государством и обществом.
Реализация проектов цифровизации государственного управления по формированию электронного правительства предполагает необходимость использования измеряемых показателей, анализ которых позволит оценить результаты проведенных мероприятий и прослеживать динамику развития этих показателей. Одной из наиболее применяемых методик в мировой практике к оценке деятельности электронного правительства является разработанный Организацией Объединенных Наций в 2002 году «Индекс развития электронного правительства». Однако динамичность характера управленческой деятельности государства, изменения в работе государственных органов и постоянно изменяющийся уровень показателей развития государства ставят под сомнение возможность применения такой методики. Таким образом, становится актуальной проблема применения критериев оценивания деятельности электронного правительства в настоящее время.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретикометодологической основой данного исследования выступают работы отечественных и зарубежных исследователей, а также нормативно правовые документы и отчеты о деятельности государственных структур.
Среди российских исследователей, которые изучали научные подходы к термину «цифровизация», следует отметить работы В.Г.Гадецкого и
A. А.Корякиной, Т.А.Герасимовой и Н.В.Москвитиной, Т.Ф.Кузнецовой, Т.В.Никулиной и Е.Б.Стариченко, Я.В.Гайворонской и О.И.Мирошниченко,
B. В.Загребина и Е.А.Серовой и др.
О проявлении цифровизации и о возможности использования цифровых технологий в политической сфере в своих работах исследуют Н.Г.Выжимова, Е.Ю.Иванова, Е.А.Колесниченко, Р.А.Алексеева, В.Ю.Черемных, Л.С.Яковлев, Т.С.Мартыненко, А.А.Ефимов, К.Е.Сигалов и др.
В работах Й.Майлса, Д.Гребера, Р.С.Афанасьева, И.И.Смотрицкой, Л.Н.Богданова, А.Н.Швецова и др. отражена проблематика цифровой трансформации сферы государственного управления и внедрения в данный сектор современных информационно-коммуникационных технологий.
Изучение феномена «электронного правительства» государственного управления отражено в работах М.Бонэма, А.П.Голубицкого, И.В.Клименко, Е.А.Линева, Г.Г.Почепцова, С.А.Чукут, А.Б.Шевчука и др.....
В ходе исследования мы достигли поставленной цели, заключающейся в применении критериев оценивания деятельности электронного правительства в РФ, используемые в мировой практике.
Обобщая выводы, сделанные в данной работе, отметим следующее.
1. Цифровизация - это многомерное явление, которое проникает в различные сферы жизни общества, основные из которых - нормативная, экономическая, психолого-педагогическая, социальная, политическая и сфера управления. В широком смысле цифровизацию можно трактовать, во-первых, как процесс преобразования аналоговых форм передачи информации в цифровые, во- вторых, как процесс внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества, выражающийся в трансформации всей системы общественных отношений. Цифровая трансформация представляет собой целостный процесс общественных изменений, вызванный развитием информационнокоммуникационных технологий.
Исходя из изученных определений, мы заключили, что цифровизация - это процесс, который охватывает все сферы жизни общества и включает в себя создание, внедрение и применение цифровых технологий, а также определяет трансформацию форм взаимодействия государства, общества и человека.
2. Рассматривая политику через призму цифровизации, мы выделили два направления исследований. Первое исходит из цифровизации политики, которая проявляется в распространении цифровых технологий на взаимоотношения политических субъектов. Это обуславливается механизмами артикуляции политических интересов с использованием социальных сетей, электронных петиций и онлайн-голосования. Во втором направлении объектом изучения является политика цифровизации, которая связана с политическими методами и технологиями, применяемыми для управления общественно-политическими процессами. Данное направление подразумевает построение системы управления, закрепленной нормативно-правовыми актами по внедрению цифровых технологий. Для исследования необходимо изучение обоих направлений с целью всестороннего анализа изучаемого объекта.
3. Электронное правительство представлено системой органов
государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, применяющих информационно-коммуникационные технологии для
преобразования своих внутренних и внешних связей с целью оптимизации процессов реализации своих функций и осуществления полномочий.
В Российской Федерации концепция электронного правительства реализуется согласно федеральному проекту «Цифровое государственное управление», входящий в Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы. Федеральный проект направлен на ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг .
4. Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что критерии оценивания деятельности электронного правительства согласно Индексу развития электронного правительства, разработанного ООН, демонстрируют динамику развития количественных показателей за разные отчетные периоды. Методика позволяет оценить общий уровень развития электронного правительства с использованием рейтинговой системы государств, состоящей трех агрегированных показателей, которые также могут исследоваться по отдельности. Однако для определения качественной оценки и выявления существующих проблем, необходимо проводить более детальное исследование и использовать дополнительные методики.
Обобщая выводы, сделанные в данной работе, отметим следующее.
1. Цифровизация - это многомерное явление, которое проникает в различные сферы жизни общества, основные из которых - нормативная, экономическая, психолого-педагогическая, социальная, политическая и сфера управления. В широком смысле цифровизацию можно трактовать, во-первых, как процесс преобразования аналоговых форм передачи информации в цифровые, во- вторых, как процесс внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества, выражающийся в трансформации всей системы общественных отношений. Цифровая трансформация представляет собой целостный процесс общественных изменений, вызванный развитием информационнокоммуникационных технологий.
Исходя из изученных определений, мы заключили, что цифровизация - это процесс, который охватывает все сферы жизни общества и включает в себя создание, внедрение и применение цифровых технологий, а также определяет трансформацию форм взаимодействия государства, общества и человека.
2. Рассматривая политику через призму цифровизации, мы выделили два направления исследований. Первое исходит из цифровизации политики, которая проявляется в распространении цифровых технологий на взаимоотношения политических субъектов. Это обуславливается механизмами артикуляции политических интересов с использованием социальных сетей, электронных петиций и онлайн-голосования. Во втором направлении объектом изучения является политика цифровизации, которая связана с политическими методами и технологиями, применяемыми для управления общественно-политическими процессами. Данное направление подразумевает построение системы управления, закрепленной нормативно-правовыми актами по внедрению цифровых технологий. Для исследования необходимо изучение обоих направлений с целью всестороннего анализа изучаемого объекта.
3. Электронное правительство представлено системой органов
государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, применяющих информационно-коммуникационные технологии для
преобразования своих внутренних и внешних связей с целью оптимизации процессов реализации своих функций и осуществления полномочий.
В Российской Федерации концепция электронного правительства реализуется согласно федеральному проекту «Цифровое государственное управление», входящий в Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы. Федеральный проект направлен на ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг .
4. Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что критерии оценивания деятельности электронного правительства согласно Индексу развития электронного правительства, разработанного ООН, демонстрируют динамику развития количественных показателей за разные отчетные периоды. Методика позволяет оценить общий уровень развития электронного правительства с использованием рейтинговой системы государств, состоящей трех агрегированных показателей, которые также могут исследоваться по отдельности. Однако для определения качественной оценки и выявления существующих проблем, необходимо проводить более детальное исследование и использовать дополнительные методики.
Подобные работы
- Специфика медийного освещения современных политических процессов (на примере сирийского вооруженного конфликта)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2023 - Политический дискурс федеральных СМИ в период избирательной кампании (на примере президентских выборов 2018 года)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - Цифровое (электронное) политическое участие в России: проблемы и перспективы
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2023 - Становление и развитие библиотечного дела в СССР-РФ во второй половине XX - начале XXI вв. (на примере библиотеки «Культурный центр «Автоград»)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА РАСКРЫТИЯ ДАННЫХ (НА ПРИМЕРАХ ЯПОНИИ И РОССИИ)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Отражение деятельности органов государственной власти на
официальных сайтах: правовая база, организация и содержание работы
(на примере Алтайского края)
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Гражданское образование в механизме развития культуры публичной политики в современной России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - Роль стратегических коммуникаций во внешней деятельности Европейского союза (на примере отношений с Российской Федерацией)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2023





