Введение 3
1 Цифровизация как явление общественно-политической жизни 6
1.1 Научные подходы к определению «цифровизации» 6
1.2 Цифровизация политической сферы жизни общества 20
2 Цифровизация государственного управления 33
2.1 Электронное правительство в системе государственного управления 33
2.2 Применение критериев оценки деятельности электронного правительства в
РФ 40
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения 57
Переход в ХХ - начале XXI вв. к информационному обществу привел к появлению и развитию информационно-коммуникационных технологий, что в свою очередь, проявляется в формировании новых условий в протекании общественно-политических процессов. Особое влияние на изменения управленческих и коммуникационных возможностей государства оказывает цифровизация и внедрение цифровых технологий. Актуальность темы исследования определяется тенденциями использования информационных технологий как инструмента формирования управленческих решений, а также усовершенствования каналов и возможностей коммуникации государства и общества.
В условиях цифровизации реализуется концепт создания эффективного механизма взаимодействия государственных органов с населением, цель которого заключается в повышении уровня общественного доверия, которое проявляется в поддержке важных управленческих решений. В Российской Федерации реализуется проект «Цифровизация государственного управления», в рамках которого создаются технологические платформы для работы «электронного правительства».
Идея «электронного правительства» заключается в использовании современных технологий государственными органами для повышения эффективности и прозрачности их деятельности. В рамках проекта реализуется главная цель - построить «сервисное государство», ориентированное на обслуживание граждан через электронные сервисы и улучшение качества государственных услуг. В результате этот механизм государственного управления позволяет обеспечить эффективное, с наименьшими затратами администрирование, которое меняет взаимоотношения между государством и обществом.
Реализация проектов цифровизации государственного управления по формированию электронного правительства предполагает необходимость использования измеряемых показателей, анализ которых позволит оценить результаты проведенных мероприятий и прослеживать динамику развития этих показателей. Одной из наиболее применяемых методик в мировой практике к оценке деятельности электронного правительства является разработанный Организацией Объединенных Наций в 2002 году «Индекс развития электронного правительства». Однако динамичность характера управленческой деятельности государства, изменения в работе государственных органов и постоянно изменяющийся уровень показателей развития государства ставят под сомнение возможность применения такой методики. Таким образом, становится актуальной проблема применения критериев оценивания деятельности электронного правительства в настоящее время.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретикометодологической основой данного исследования выступают работы отечественных и зарубежных исследователей, а также нормативно правовые документы и отчеты о деятельности государственных структур.
Среди российских исследователей, которые изучали научные подходы к термину «цифровизация», следует отметить работы В.Г.Гадецкого и
A. А.Корякиной, Т.А.Герасимовой и Н.В.Москвитиной, Т.Ф.Кузнецовой, Т.В.Никулиной и Е.Б.Стариченко, Я.В.Гайворонской и О.И.Мирошниченко,
B. В.Загребина и Е.А.Серовой и др.
О проявлении цифровизации и о возможности использования цифровых технологий в политической сфере в своих работах исследуют Н.Г.Выжимова, Е.Ю.Иванова, Е.А.Колесниченко, Р.А.Алексеева, В.Ю.Черемных, Л.С.Яковлев, Т.С.Мартыненко, А.А.Ефимов, К.Е.Сигалов и др.
В работах Й.Майлса, Д.Гребера, Р.С.Афанасьева, И.И.Смотрицкой, Л.Н.Богданова, А.Н.Швецова и др. отражена проблематика цифровой трансформации сферы государственного управления и внедрения в данный сектор современных информационно-коммуникационных технологий.
Изучение феномена «электронного правительства» государственного управления отражено в работах М.Бонэма, А.П.Голубицкого, И.В.Клименко, Е.А.Линева, Г.Г.Почепцова, С.А.Чукут, А.Б.Шевчука и др.....
В ходе исследования мы достигли поставленной цели, заключающейся в применении критериев оценивания деятельности электронного правительства в РФ, используемые в мировой практике.
Обобщая выводы, сделанные в данной работе, отметим следующее.
1. Цифровизация - это многомерное явление, которое проникает в различные сферы жизни общества, основные из которых - нормативная, экономическая, психолого-педагогическая, социальная, политическая и сфера управления. В широком смысле цифровизацию можно трактовать, во-первых, как процесс преобразования аналоговых форм передачи информации в цифровые, во- вторых, как процесс внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества, выражающийся в трансформации всей системы общественных отношений. Цифровая трансформация представляет собой целостный процесс общественных изменений, вызванный развитием информационнокоммуникационных технологий.
Исходя из изученных определений, мы заключили, что цифровизация - это процесс, который охватывает все сферы жизни общества и включает в себя создание, внедрение и применение цифровых технологий, а также определяет трансформацию форм взаимодействия государства, общества и человека.
2. Рассматривая политику через призму цифровизации, мы выделили два направления исследований. Первое исходит из цифровизации политики, которая проявляется в распространении цифровых технологий на взаимоотношения политических субъектов. Это обуславливается механизмами артикуляции политических интересов с использованием социальных сетей, электронных петиций и онлайн-голосования. Во втором направлении объектом изучения является политика цифровизации, которая связана с политическими методами и технологиями, применяемыми для управления общественно-политическими процессами. Данное направление подразумевает построение системы управления, закрепленной нормативно-правовыми актами по внедрению цифровых технологий. Для исследования необходимо изучение обоих направлений с целью всестороннего анализа изучаемого объекта.
3. Электронное правительство представлено системой органов
государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, применяющих информационно-коммуникационные технологии для
преобразования своих внутренних и внешних связей с целью оптимизации процессов реализации своих функций и осуществления полномочий.
В Российской Федерации концепция электронного правительства реализуется согласно федеральному проекту «Цифровое государственное управление», входящий в Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы. Федеральный проект направлен на ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг .
4. Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что критерии оценивания деятельности электронного правительства согласно Индексу развития электронного правительства, разработанного ООН, демонстрируют динамику развития количественных показателей за разные отчетные периоды. Методика позволяет оценить общий уровень развития электронного правительства с использованием рейтинговой системы государств, состоящей трех агрегированных показателей, которые также могут исследоваться по отдельности. Однако для определения качественной оценки и выявления существующих проблем, необходимо проводить более детальное исследование и использовать дополнительные методики.
1. Окинавская хартия глобального информационного общества. // - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3170
2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».
3. Поручение Президента Российской Федерации от 25 марта 2013 года № Пр-646 «О Системном проекте электронного правительства Российской Федерации с горизонтом планирования до 2020-2025 годов».
4. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 «О
федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)».
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)».
6. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р (ред. от
13.10.2017) «О Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
7. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7).
8. Распоряжение Правительства Москвы от 11.10.2010 № 2215-РП «О Концепции обеспечения жителей города Москвы телекоммуникационными услугами для получения социально значимой информации путем создания условий равного доступа к кабельному телевидению и интернет-ресурсам».
II. Литература
9. Гадецкий В.Г., Корякина А.А. Особенности цифровизации на муниципальном уровне. // Вестник Гжельского государственного университета. 2020. № 5.
10. Гайворонская Я.В., Мирошниченко О.И. Правовые проблемы цифровизации: теоретико-правовой аспект. // Правовая парадигма. 2019. № 18 (4).
11. Герасимова Т.А., Москвитина Н.В. Содержание понятий «цифровая
экономика» и «цифровизация в сфере государственного
управления».//Социальная реальность виртуального пространства: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: ИГУ, 2019.
12. Данилова Л.Н., Дедовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей.//Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2020. № 26 (2).
13. Загребин В.В., Серова Е.А. Процесс цифровизации в условиях глобальной неопределённости. // Возможности и угрозы цифрового общества. Ярославль: Цифровая типография, 2020.
14. Калганов И.С. Оценка результатов функционирования электронного правительства и цифровизации государственных услуг . // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2024. № 1.
15. Калиушко И.Б., М.С. Демкова Электронное управление - путь к эффективности и прозрачности государственного управления.//Информационное общество. 2004. № 2.....35