ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Определение творческих способностей в психологических и
педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста посредствам театрализованной игры 12
1.3. Возможности театрализованной игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста 17
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 34
2.1. Описание методов диагностического исследования 34
2.2. Анализ результатов диагностики творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 31
2.3. Структура и содержание театрализованных игр, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 42
Вывод по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список используемой литературы 52
Приложение 55
Для дошкольного возраста особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Однако разработка научно обоснованных рекомендаций по организации эстетического воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста в игре возможна лишь на основе изучения особенностей и возможностей данного возраста. Как и все качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности.
В трудах отечественных психологов креативность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других.
«Творчество» и «социализация» выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.). Развитие креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности. Креативность в игре связывается со способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием (Л. С. Выготский). Известный ученый-психолог Л. С. Выготский в своих работах отмечал, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л. С. Выготский считал вопрос о
развитии творчества у дошкольников, его значимость для общего развития и формирования личности ребенка [9].
Проблема детского творчества остается актуальной на протяжении длительного времени. Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности, и то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения (Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса и др.). Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды творческой деятельности. Именно в таких видах деятельности каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, опирающиеся на работу Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина. Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой обусловлены разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин). Некоторые исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко и другие). Для этой цели в психологопедагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, Т. С. Комаровой, Д. В. Менджерицкой, О. М. Дьяченко и других.
На значимость вопроса об особенностях педагогического руководства игрой указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольных учреждениях творческая деятельность детей в игре либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и др.) [23; 24]. Организация процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на этих основаниях 4
способствует «.. .восприятию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (С. Л. Рубинштейн), [19] т. К. развитие творческого потенциала ребёнка может осуществляться в творческой деятельности, специально организованной педагогом. Именно поэтому развитию творческих качеств у детей в процессе игровой деятельности уделяется большое внимание. В игре у детей проявляются скрытые таланты, они учатся замечать в обыденной жизни что-то необычное и воплощать это в творческой деятельности....
В данной работе мы решили первую и вторую задачу нашего исследования проанализировали анализа научную и методическую литературы, уточнили понятия: «творческие способности», «компоненты театрализованной игры». В контексте данной работы под творческими способностями мы понимаем индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.
Решая третью задачу, определили условия организации
театрализованных игр и особенности их проведения в ДОУ:
1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
Решая четвертую задачу, нашего исследования нами было проведено исследование уровня развития творческих способностей испытуемых. Исследование проводилось на базе МДОУ №4 «Колосок», п. Новочернореченский. В исследовании приняло участие 22 воспитанника в возрасте 5-6 лет. Диагностика творческих способностей старших дошкольников осуществлялась с использованием методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Результаты диагностики свидетельствуют об общем низком уровне развития творческих способностей испытуемых. 9% испытуемых продемонстрировали высокий уровень развития творческих способностей. Эта группа испытуемых быстро справилась с тестовыми заданиями, нарисовав разнообразные, оригинальные рисунки с большим количеством деталей и дав им оригинальные, логичные названия. 44- 55% испытуемых продемонстрировали результаты, соответствующие их возрасту. Они смогли нарисовать рисунки в соответствии с заданием, использовав нужные элементы, поименовав каждый рисунок в соответствии с изображенным сюжетом. 60-64%% испытуемых не справились с заданием. Они не нарисовали необходимого количества рисунков, не смогли задействовать все элементы, часто повторялись, использовали неоригинальные изображения, названия их рисунков не соответствовало изображенному сюжету. После проведения формирующего эксперимента, мы вновь провели диагностики и по результатам исследования, детей с уровнем низких творческих способностей стало меньше 46%....
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003. 176 с.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2004. 124 с.
3. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психолог. Журнал. - 1995. - №5. - С. 53-57.
4. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. М., 1998. 292 с.
5. Бурманский Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. М., 2001. 203 с.
6. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - С. 36-38.
7. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2006. 240 с.
8. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Под ред. Т. А. Марковой. М., 2001. 287 с.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
2007. 486 с.
10. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: сб. научных трудов. М., 2003. 369 с.
11. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005. - №2. - С. 28.
12. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников// Вопр. Психологии. - 2001 - №1. - С. 44-51.
13. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста.// Вопр. Психологии. - 2006. -№2. - С. 107-114.
14. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М.,
2008. 382 с.
15. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2009. 156 с....44