Организационно правовой анализ информационных ресурсов органов государственной власти и управления Российской Федерации в сети ИнтернетРоссийский Государственный Университет Правосудия
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Информационные ресурсы органов государственной власти в сети Интернет: общая характеристика…………………………………….………..6
1.1 Информационные ресурсы органов государственной власти: понятие и значение…6
1.2 Основные виды информационных ресурсов органов государственной власти в интернете11
1.3 Основные принципы организации информационных ресурсов органов власти в интернете17
Глава 2. Проблемы и перспективы развития информационных ресурсов органов власти в Интернете………………………………………….……….28
2.1 Выявление основных проблем и недостатков в функционировании этих ресурсов…28
2.2 Разработка рекомендаций по улучшению качества информационных ресурсов органов власти в Интернете………………………………………..34
Заключение …………………………………………………………………….41
Список использованных источников……43
Сегодня официальные сайты органов власти стали играть роль важного источника информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Полноценная реализация концепции «Электронного государства» позволяет не только повысить эффективность самой власти, но и поможет решить проблему доступа граждан к государственным информационным ресурсам, сделать власть прозрачной по отношению к обществу, повысить социальную ответственность чиновников, что неминуемо должно позитивно сказаться на качестве жизни граждан.
По содержанию официальных сайтов органов власти можно судить об уровне открытости или закрытости тех или иных ведомств или государства в целом, о возможностях доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, о прозрачности управленческих решений и административных процедур, а также о предрасположенности того или иного ведомства к коррупции.
Внедрение информационных технологий в деятельность государственных органов стало одним из приоритетных направлений информационной политики развития общества многих государств. Очевидно, что информационные технологии способны стать связующим звеном при взаимодействии государства и общества, обеспечить открытость органов власти и предоставить возможность общественного контроля над деятельностью государства.
Другими словами, реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск и получение информации является одним из важнейших условий развития демократии и правового государства. В настоящее время Интернет является самым эффективным средством для реализации взаимодействия государственных органов с населением, наиболее оптимальным, быстрым и самым экономичным способом распространения информации о деятельности органов власти и доведения их официальной точки зрения по тем или иным вопросам до сведения общественности.
Создание единого информационного пространства в ходе реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» явилось важным шагом в обеспечении гражданам и организациям, независимо от мест проживания и расположения, равной доступности государственных информационных ресурсов.
До недавнего времени информирование населения о деятельности органов власти носило ограниченный и нерегулярный характер. Граждане могли узнавать о деятельности властей, в том числе о принимаемых нормативных правовых актах, только из СМИ. Но ознакомиться с интересующей информацией из первоисточника, как правило, было доступно не каждому.
В наш век набирающих темпы развития информационных технологий и повсеместной компьютеризации стала очевидна необходимость «выхода» органов власти в Интернет, открытия ими официальных Интернет-сайтов - своих представительств в глобальной информационной сети, доступных каждому 24 часа в сутки, семь дней в неделю.
Наличие у органов власти полноценных официальных сайтов дисциплинирует властные структуры и стимулирует их социальную ориентацию. Тот, кто знает официальную точку зрения государства, сможет ее анализировать, сравнивать с другой информацией, подвергать сомнению и критике.
Органы власти, которые обязаны рассказывать о своей деятельности в режиме онлайн, вынуждены становиться более ответственными по отношению к исполнению возложенных на них обязанностей и более подотчетными для граждан.
Вследствие этого обеспечение доступа к информационным ресурсам органов власти посредством сети Интернет позволяет повысить уровень социальной защищенности граждан, а также придать бизнесу большую степень стабильности и эффективности и снизить уровень коррупции во властных структурах.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является анализ информационных ресурсов государственной власти в сети интернет.
Официальные сайты органов власти в ближайшем будущем должны занять место основного источника полной и достоверной официальной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
К такому выводу позволяют прийти следующие обстоятельства:
во-первых, государственные информационные ресурсы являются самыми востребованными в обществе;
во-вторых, именно государство является владельцем самого большого объема социально значимой информации;
в-третьих, интернет является самым эффективным современным средством распространения информации среди неограниченного круга лиц; наконец, наличие у государственных органов своих официальных сайтов возлагает на них не только юридическую, но и социальную ответственность за размещенную на этих сайтах информацию и, как следствие, создает условия для подотчетности власти перед обществом.
Предметом исследования данной работы является анализ правового регулирования информационных ресурсов органов государственной власти в России.
Цель исследования провести организационно-правовой анализ государственных информационных ресурсов, а также изучить базы данных и информационные системы, необходимые для обеспечения прозрачности, эффективности и ответственности в деятельности государственных структур.
Задачи исследования
-проанализировать основные виды информационных ресурсов органов государственной власти в интернете;
-дать определение и выявить значение понятия информационный ресурс органов государственной власти;
-выявить основные проблемы и недостатки в функционировании этих ресурсов;
-разработать рекомендации по улучшению качества информационных ресурсов органов власти в Интернете.
Иные средства распространения информации, в том числе СМИ, теоретически являются независимыми от органов власти и могут лишь представлять собственную интерпретацию официальной точки зрения, не всегда совпадающую с позицией первоисточника. В потоке информации, исходящем из различных СМИ, неискушенному гражданину порой очень сложно установить официальную точку зрения своего государства по конкретным событиям, которые волнуют общественность.
Наличие государственных общедоступных (электронных) информационных ресурсов позволяет решить эту проблему.
Нормативную базу исследования составляют нормы Конституции РФ, действующего конституционного законодательства РФ. В работе использованы: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 27.07.2006, г., № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Структура и объём работы обусловлены целями и задачи исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
Оценивать эффективность использования информационных ресурсов органов власти в интернете - это не просто разовое мероприятие, а непрерывный и комплексный процесс, имеющий ключевое значение для обеспечения качественного предоставления информации пользователю. Этот процесс позволяет не только выявлять существующие проблемы, но и проводить глубокий анализ, идентифицируя причины возникновения этих проблем, что позволяет найти оптимальные решения для их устранения.
Такая системная работа позволяет постоянно улучшать пользовательский опыт, делая информационные ресурсы органов власти более доступными, понятными и удобными для граждан. В результате, увеличивается доверие к власти, повышается эффективность взаимодействия с гражданами и упрощается процесс получения государственных услуг.
Более того, результаты оценки эффективности информационных ресурсов могут использоваться для повышения эффективности деятельности органов власти в целом. Это может означаться оптимизацией внутренних процессов, повышением прозрачности работы органов власти и улучшением качества предоставляемых государственных услуг.
Современные реалии требуют от органов власти не просто существования, а качественной работы в онлайн-пространстве. Это означает, что каждый орган власти должен иметь качественный веб-сайт, соответствующий не только нормативным требованиям, но и обеспечивающий удобный и интуитивно понятный доступ к информации для граждан.
Такой подход приводит к следующим положительным изменениям:
Повышение правовой грамотности: Доступ к достоверной и актуальной правовой информации, представленной в понятном и доступном виде, способствует повышению правовой грамотности населения. Граждане могут более эффективно защищать свои права и интересы, зная о своих возможностях и об ответственности.
Упрощение взаимодействия с властью: Качественный веб-сайт позволяет гражданам быстро и удобно получить необходимую информацию о деятельности органа власти, о предоставляемых услугах, о процедуре обращения в органы власти. Это значительно упрощает процесс взаимодействия и снижает уровень бюрократии.
Снижение коррупции: Открытость и доступность информации на веб-сайте позволяет контролировать деятельность органов власти и предупреждать коррупционные проявления.
Повышение эффективности: Упрощение процесса взаимодействия с гражданами позволяет органам власти сосредоточить свои усилия на решении важных задач и повысить эффективность своей работы.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена стремлением к созданию более эффективной системы взаимодействия между гражданами и властью, основанной на принципах открытости, доступности и прозрачности.
В конечном итоге, непрерывная оценка эффективности информационных ресурсов органов власти в интернете является важным шагом на пути к построению современного и эффективного государства, основанного на принципах открытости, прозрачности и удобства для граждан.
Результатом данной работы стала оценка анализа правового регулирования информационных ресурсов сайтов государственного и муниципального управления, информационных ресурсов органов государственной власти в России.
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2013.
2. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009.
3. Федеральный закон от 27.07.2006, г., № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
4. Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне».
5. Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
6. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
7. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
8. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2012 № 298 "О мерах по обеспечению открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 879 "Об утверждении Положения о порядке организации и ведения официальных сайтов органов государственной власти в сети "Интернет".
10. В. Бауэр. Правовое регулирование информационных ресурсов органов государственной власти в сети Интернет: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2014.
11. О.Ю. Кузьменко. Правовое регулирование информационной безопасности в государственных информационных системах.
12. А.М. Степанов. Правовые основы электронного правительства
13. Д.А. Никитин. Информационные ресурсы органов государственной власти в сети Интернет: проблемы и перспективы.
14. Аверченков, В. И. Аудит информационной безопасности органов исполнительной власти. Учебное пособие / В.И. Аверченков. - М.: Флинта, 2016. - 127 c.
15. Брыкин, А. В. Взаимодействие с органами государственной власти, или Government Relations в России / А.В. Брыкин. - М.: Наука, 2020. - 256 c.
16. . Брыкин, А.В. Взаимодействие с органами государственной власти или Government Relations в России / А.В. Брыкин. - М.: Наука, 2014. - 996 c.
17. Гаджиева, З. Р. Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления / З.Р. Гаджиева. - М.: Проспект, 2015. - 120 c.
18. Гаджиева, З.Р. Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография: моногр. / З.Р. Гаджиева. - М.: Проспект, 2017. - 226 c.
19. . Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов). - М.: КноРус, 2014. - 645 c.
20. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти. - М.: КноРус, 2021. - 112 c.
21. Краткий справочник по оформлению актов федеральных органов государственной власти. - М.: Известия, 2023. - 144 c.
22. Скрипкин, Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: моногр. / Г.Ф. Скрипкин. - М.: Юнити-Дана, 2023. - 917 c
23. . Южаков, Владимир Николаевич Внедрение управления по результатам в деятельность органов государственной власти. Промежуточные итоги и предложения по дальнейшему развитию / Южаков Владимир Николаевич. - М.: Дело, 2014. - 959 c.
24. В.В. Иванов. Проблемы и перспективы правового регулирования информационных ресурсов органов государственной власти в сети Интернет.
25. Сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).