ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ
АГРЕССИВНОСТИ 5
1.1. Агрессия и агрессивность: анализ феноменов 5
1.2. Виды и причины агрессивности детей старшего дошкольного
возраста 8
1.3. Гендерные особенности проявления агрессивности у детей 19
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И
ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Характеристика методик исследования и экспериментальных
групп 24
2.2. Результаты исследования агрессивности мальчиков и девочек
старшего дошкольного возраста 25
2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на снижение агрессивности мальчиков и девочек старшего дошкольного
возраста 28
Выводы по Главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
В последнее время изучение причин агрессивного поведения детей дошкольного возраста стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. Проблема детской агрессивности особенно актуальна для психологов в связи с интенсивным ростом разных форм агрессивного поведения (в том числе и аутоагрессивность) в детской среде [5]. Проблема детской агрессии в психологии противоречива и до конца не изучена. Большое внимание уделяется изучению природы и механизмов агрессивного поведения детей (Л.Бендер, Р.С. Хоманс, А.А. Реан, Г.Р. Хузеева и другие). Вполне естественно, что в этой примечательной, многогранной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Феномен детской агрессивности неоднозначен. Существуют многочисленные научные исследования по проблеме детской агрессии и агрессивности, но главные вопросы, связанные с изучением природой и характером агрессивности, в настоящий день остаются открытыми. Гендерная проблема агрессии в дошкольном возрасте малоизученна. В связи с этим, можно сформулировать пародокс между необходимостью снижения агрессивного поведения мальчиков и девочек в современных условиях и недостаточной работой по данной проблеме в дошкольных образовательных учреждениях, а также не владение воспитателями способами предупреждения агрессивного поведения дошкольников и отсутствие методических разработок в данной области [18].
Данная работа посвящена изучению гендерных особенностей проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления
агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что агрессивность у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста будет отличаться по формам проявления: для мальчиков более характерно проявление
физической агрессии, а для девочек - вербальной.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему проявления агрессивности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в психологии.
2. Провести исследование гендерных особенностей проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на снижение агрессивности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
База и методы исследования: данное исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении детский сад № Х, города Красноярска. В исследование принимали участие 30 детей, из них 15 мальчиков и 15 девочек. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования:
1. Анализ научной литературы.
2. Эмпирические методы: проективный метод (графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»); опросный метод («Опросник агрессивности ребенка» А. Басса, А. Дарки).
Структура и объем работы - дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Многие отечественные и зарубежные исследователи (З.Фрейд, К.Лоренц, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн) занимались вопросом детской агрессии, но никто из них так и не пришел к однозначному выводу о причинах ее формирования. Данный факт показывает, насколько проблема сложна и многогранна и что на сегодняшний день не существует оптимальной программы коррекции, которая бы оказалась эффективной для всех детей дошкольного возраста.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена и исследована научная литература по теме детской агрессии и агрессивности. Затем нами было проведено эмпирическое исследование агрессивности экспериментальных групп детей с помощью методик М.А. Панфиловой «Кактус», «Опросник агрессивности ребенка» А.Басса, А.Дарки. Были выявлены уровень и формы проявления агрессивности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы выявили наличие агрессивности у 63% детей. Из них 30% мальчиков с наличием агрессивности и 33% девочек. Так же выделено 27% детей с наличием высокого уровня агрессивного поведения, из них 17% мальчиков и 10% девочки.
Из форм агрессивности у мальчиков старшего дошкольного возраста раздражительность преобладает в 87% случаев, физическая агрессия - в 80%, словесная агрессия - в 80% и обидчивость - в 80%. У девочек старшего дошкольного возраста раздражительность, негативизм, обидчивость и словесная агрессия выражены в 74% случаев.
Исходя, из полученных результатов были составлены психологопедагогические рекомендации для детей, педагогов и родителей с целью коррекции агрессивного поведения и обучению детей навыкам самоконтроля и сублимации.
В выпускной квалификационной работе были решены поставленные задачи, достигнута цель, в которой мы должны были изучить гендерные особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза частично подтверждена, так как мальчики старшего дошкольного возраста по формам агрессивного поведения, в большей степени проявляют раздражительность. А девочки старшего дошкольного возраста словесную агрессию, но так же, в равном количестве они проявляют раздражительность, негативизм и обидчивость.
1. Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога // Психолог в детском саду, 2009. №4. С. 64-68.
2. Арсентьева Е.С. Проблема агрессии у дошкольников // NOVAINFO.RU, 2017. № 58. С. 437-441.
3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.:Владос, 2011. 512 с.
4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997. 144 с.
5. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков: учебное пособие. Красноярск, 2015. 50-57 с.
6. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие.
Красноярск, 2010. 108 с.
7. Елесеева О.Н. Самоконтроль агрессии в поведение
дошкольников // Современные научные исследования и инновации, 2016. № 3. С. 796-799.
8. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и
подростков. М., 2000. 112 с.
9. Ковалев П.Л. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - Ростов-на-Дону, 2010. 132 с.
10. Колиниченко Е.Н. Детская агрессия у дошкольников: причины и последствия // Технологии образования, 2018. № 1. С. 23-27.
11. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004. 224 с.
12. Кудрявцева Н.Н. Теоретическое и экспериментальное исследование концепции К. Лоренца о накоплении агрессивной энергии. Новосибирск: ЗАО РИЦ «Прайс-Курьер», 2013. 243 с.
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М, 2010. 144 с.
14. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы Психологии, 1972. № 6. С. 168-172.
15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Дошкольный возраст. СПб.: Речь, 2001. 190 с....40