ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы управления персоналом в организации 6
1.1. Теоретические аспекты управления персоналом в организации 6
1.2 Основные элементы системы управления персоналом 18
1.3. Отечественный и зарубежный опыт формирования управления персоналом 25
2. Анализ практики управления персоналом в ресторане ООО «Таёжный»..31
2.1. Общая характеристика и показатели работы организации 31
2.2. Формы и методы управления персоналом ресторана ООО «Таёжный» 37
3. Пути совершенствования управления персоналом на предприятии
общественного питания 55
3.1. Основные направления совершенствования управления персоналом в
ресторане ООО «Таёжный» 55
3.2. Проектные мероприятия по совершенствованию управления
персоналом 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
Развитие экономического потенциала России во многом связано с модернизацией различных отраслей сферы услуг, среди которых важную роль играет сфера общественного питания. В настоящее время развитие услуг общественного питания зависит от спроса, который, в свою очередь, характеризуется изменчивостью, динамичностью, высокой зависимостью от объективных экономических, социально-демографических, а также от психологических особенностей отдельных людей.
Рыночные преобразования в экономике страны создали условия для развития конкуренции в сфере общественного питания, изменения структуры, характера услуг предлагаемых населению, повышения роли предприятий отрасли в развитии экономики страны и удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Этим объясняется необходимость совершенствования управления предприятиями общественного питания, ориентированного на повышение качества услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения.
Персонал на пищевых предприятиях и особенно в общественном питании является ключевым элементом, обеспечивающим качество и эффективность деятельности. В ресторанах, кафе, барах и других предприятиях общественного питания от квалификации, дисциплинированности и коммуникативных качеств персонала зависит успех работы предприятия в экономико-финансовой сфере.
В настоящее время в общественном питании России имеются разработки, касающиеся отдельных сфер проблемы управления персоналом. Большой вклад в этой области внесли В.В. Травин [45], А.Я. Кибанов [46], В.И. Маслов [33], А.Н. Маслоу [30], С.В. Шекшня [48] и др.
Разработаны программы обучения и стажировки персонала,
исследованы общие проблемы, связанные с наймом и оформлением сотрудников, организацией работ по кадровому планированию и созданию кадрового резерва.
Однако практически отсутствуют комплексные научные исследования, охватывающие все элементы управления персоналом предприятия общественного питания
Исходя из актуальности определим цель, задачи, объект и предмет исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ практики управления персоналом и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• изучить теоретические основы управления персоналом;
• определить место системы управления персоналом в системе менеджмента организации;
• выявить особенности управления персоналом в общественном питании;
• проанализировать управление персоналом в ресторане ООО «Таёжный»;
• выявить недостатки управления персоналом в ресторане ООО «Таёжный».
Объект исследования: управление персоналом.
Объект наблюдения: ресторан ООО «Таёжный»
Предмет исследования: особенности управления персоналом на предприятии общественного питания.
В ходе анализа литературы по проблеме управления персоналом были сделаны следующие выводы:
Управление персоналом - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационных, экономических и социальных мер на процесс формирования и перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых в нем работников.
Эффективности управления персоналом определяется наиболее полной реализацией поставленных целей при сокращении издержек на персонал.
Организация должна создать особые методы, процедуры, программы управления процессами, связанными с человеческими ресурсами, и обеспечить их постоянное совершенствование.
Управление персоналом в общественном питании имеет ряд особенностей, а именно: большая зависимость от «человеческого фактора», от персонала, который непосредственно оказывает услуги; труд, требующий определенной квалификации, как в области обслуживании я, таки в области технологии; необходимость высокой коммуникативной компетентности у определенных категорий персонала, что требует тренингов, подготовки, определенного уровня мотивации; относительно высокая текучесть кадров среди официантов и администраторов.
Анализ управления персоналом в ресторане ООО «Таёжный» проводился по следующим направлениям: анализ организации подбора кадров, анализ форм и методов материального стимулирования оснащения рабочих мест и трудовой дисциплины. В результате анализа были выявлены следующие недостатки системы организации и труда персонала ресторана ООО «Таёжный»:
Руководителей в основном нанимают из кадровых агентств, либо чрез связи и знакомства, что нарушает систему морального стимулирования в частности, карьерным ростом.
В требованиях профессий и должностей существуют требования к личностным качествам, тогда как их оценка проводится лишь в ходе собеседования, что вносит субъективный фактор в оценку персонала.
В ресторане не используются современные методы отбора персонала, например такие, как психологические тесты, выявление личностных особенностей кандидатов, CASE-интервью.
Текучесть кадров в ресторане достаточно велика, что говорит о недостатках в системе материального стимулирования и в содержании труда, а также может говорить о недостатках системы отбора.
Выработка на одного работника компании, с течением времени, снизилась, что связано, возможно, с необоснованным расширением штата, однако, обеспечение должного качества услуг часто требует роста численности без учета конкретных норм выработки, однако, в данном случае речь может идти о том, что предприятие не учитывает нормы обслуживания и не уделяет должного внимания подготовке кадров, их мотивации, что снижает выработку на одного работника.
Для работников, помимо руководителей, из материальных стимулов предусмотрен лишь должностной оклад, что является негативным моментом, поскольку работник не видит, что его усилия приносят ему повышение оплаты труда.
Требованиям эргономичности и комфорта отвечают лишь рабочие места руководителей, тогда как при проектировании и функционировании рабочих мест учитывается лишь фактор экономичности.
Наблюдается неэффективное использование рабочего времени руководителем и администратором, что в случае администратора обусловлено не эффективной организаций рабочего места.
В качестве проектных рекомендаций было предложено следующее:
1. Оснащение рабочих мест персонала персональными компьютерами (ноутбуками), подключенными к сети Wi-Fi, что позволит оптимизировать затраты рабочего времени и обеспечит боле эффективную работу администраторов.
2. Внедрение в систему оценки персонала методы по оценке личностных качеств, что позволит снизить текучесть вследствие неэффективного отбора кадров.
3. Повышение лояльности персонала за счет роста материальной мотивации.
1. Алехина О. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и труд. - 2007. - № 1. - С.90-92.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] /В .Г. Асеев. - М. -1986.- 205с.
3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. СПб. Лань, 2002. - С. 186
4. Беклемишев, В.Г. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. [Текст] / В.Г.Беклемишев. - М.: Дело, 2000. - 300 с.
5. Беленький, В.Я. От найма и увольнения - к управлению кадрами [Текст] / В.Я.Беленький // ЭКО. - 2003. - №9. - С.23-25.
6. Блинов А. О. Мотивация персонала корпоративных структур / А. О. Блинов // Маркетинг. - 2001. - № 1. - С. 88-101.
7. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала //Консультант директора.
• 2008. - №4. - С. 23-34
8. Виноградов, Е.А., Персонал в фирмах индустриально развитых стран [Текст] / Е.А.Виноградов, Н.К. Маусов, О.М. Ламскова. - М., 2002.- 218 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2005. - С. 44
10. Волгин Н.А. Современные модели оплаты труда: методика и рекомендации по внедрению. - М.: ЦНПИОП «Юстицинформ», 2005. - С. 15
11. Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: Опыт ФРГ [Текст] /А.П.Волгин, В.И. Матирко, А.А.Модин. - М.: Дело, 2002. - 318 с.
12. Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий, СПб.: СпбУЭФ, 2004, - 350 с.
13. Галенко, В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий [Текст] / В.П.Галенко. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2003. - 402 с.
14. Гибкая оплата труда в индустриально развитых странах // Человек и труд.
• 2012. - №2. - С. 52-56.
15. Грачев, М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации [Текст] / М.В .Грачев. - М.: Дело Лтд. - 2003. - 219 с....50