Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования аудивизуальных средств в аспекте РКИ 9
1.1. Особенности аудиовизуальных средств обучения 9
1.2. Развитие методики использования видеосредств при обучении
иностранным языкам 16
1.3. Информационные возможности и дидактические функции
аудиовизуальных средств 21
1.4. Методические рекомендации по работе с аудиовизуальными
средствами 25
ГЛАВА 2. Региональные новости как аудиовизуальное средство обучения русскому языку как иностранному 36
2.1. Роль и место новостных блоков на занятиях по РКИ 36
2.2. Методические разработки занятий по региональным новостным
сюжетам 37
2.2.1. Методические разработки занятий по теме «Город» 39
2.2.2. Методические разработки занятий по теме «Образование» 51
2.2.3. Методические разработки занятий по теме «Природа» 60
2.2.4. Методические разработки занятий по теме «Праздник» 70
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения 85
Видеоприложение (на диске)
Иностранные студенты выражают желание освоить такую специфическую функциональную сферу русского языка, как разговорная речь. В этой связи необходимо создавать методики нового поколения, включающие реальные диалоги, содержащие в определенном объеме разговорную лексику, и интересные занимательные виды работ, обеспечивающие возможность выхода в коммуникацию сегодняшнего дня.
Этим объясняется актуальность использования видеосюжетов, в частности сюжетов новостей в преподавании иностранных языков и в методике преподавания русского языка как иностранного. Работа с видеосюжетами дает возможность погрузиться в мир живой разговорной речи, научиться воспринимать ее в естественном ритме, способствует развитию речевых навыков, дает возможность познакомиться с культурой и историей Красноярского края.
При правильном подходе использование видеосюжетов обеспечивает возможность реализовать иностранным студентам коммуникативные задачи в определенном наборе социально-бытовых ситуаций, что помогает усвоению элементарных норм социально-культурного поведения в стране изучаемого языка; обеспечивает развитие аудитивных навыков, навыков воспроизведения монологических высказываний, построения собственных высказываний и выражения своего отношения к полученной информации [Гришина, 2011].
Целесообразность использования видео в учебном процессе объясняется доступностью видеоматериалов, которые могут быть записаны с различных источников, наличием определенного опыта пользования видеотехникой и видеопродукцией, возможностью более активной творческой деятельности преподавателя.
Методика работы с видеоматериалами еще недостаточно разработана, несмотря на их разнообразие и активное использование видеоматериалов на занятиях по иностранному языку. Использование аудиовизуальных средств изучается в методике преподавания РКИ К. Б. Карповым, И. Л. Бим, Л. И. Москвитиным, В. Л. Шуниковым, А. А. Акишиной, О.Е. Каган и другими. В своих работах ученые подчеркивают значимость использования этих средств, так как они важны в современной методике преподавания РКИ для обучения аудированию, устной речи и грамматике русского языка.
Однако в ходе анализа работ ученых-методистов было замечено, что очень мало внимания уделяется использованию новостных сюжетов и в них практически отсутствует региональный компонент [Гришина, 2012].
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что предлагаемые методические разработки построены на региональных новостных материалах, ранее не изученных и не представленных в пособиях по русскому языку как иностранному. Использование в преподавании сюжетов региональных новостей поможет китайским студентам познакомиться с культурными реалиями страны и региона изучаемого языка и лучше адаптироваться к жизни в ней.
Кроме того, необходимо отметить, что новостной материал часто бывает сложным для восприятия на слух, поэтому он редко используется на занятиях по РКИ. Однако данный материал с опорой на аудиовизуальные средства способствует лучшему усвоению языка, расширяет лексический запас, развивает навыки аудирования, поэтому, на наш взгляд, является актуальным в процессе обучения русскому языку
Цель работы - обосновать значимость использования аудиовизуальных средств на занятиях по русскому языку как иностранному.
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
1) проанализировать научно-методическую литературу по изучаемому вопросу;...
В ходе работы были проанализированы научные труды и пособия различных авторов, таких как К. Б. Карпов, В.Л. Шуников, Л.И. Москвитин и другие. Были выявлены особенности и возможности аудиовизуальных средств, с помощью которых можно развивать навыки аудирования и устной речи, вводить и закреплять новую лексику Благодаря работе с видеосюжетами студенты могут познакомиться с реалиями страны изучаемого языка.
Аудиовизуальные средства дают возможность создания языковой среды, за счет яркости, информативности и выразительности, также они являются образцом речи изучаемого языка. Использование на занятиях аудиовизуальных средств повышает мотивацию к изучению иностранного языка и страны изучаемого языка.
По результатам исследования удалось выявить основные принципы работы с аудиовизуальными средствами по русскому языку для студентов- иностранцев. В результате работы были сделаны следующие выводы:
1. Работа с аудиовизуальными средствами, а именно, с сюжетами региональных новостей подходит для студентов продвинутого уровня, так как в репортажах новостей используется сложная научная лексика или лексика публицистического стиля, темп речи репортеров-журналистов очень быстрый. Чтобы понять предложенный материал студент должен иметь соответствующую базу лексических и грамматических знаний.
2. С помощью сюжетов региональных новостей студенты знакомятся с культурой Красноярска и Красноярского края, с его историей и природой. Работая с новостными сюжетами, студенты могут найти сходства и различия наших культур, расширить лексический запас, развить и совершенствовать навыки аудирования, чтения, письма и говорения на основе текстов публицистического стиля речи.
3. При выборе сюжета новостей для просмотра следует учитывать следующие моменты: на что направлен сюжет, его значимость для обучения РКИ, тему сюжета, сложность лексики, темп речи диктора. Для снятия трудностей понимания видеосюжета новостей, следует разработать подготовительные задания. Например, для снятия лексических трудностей можно использовать упражнение на сопоставление и подстановку (задания 1 и 2), разные упражнение, направленные на развитие речемыслительной деятельности и коммуникативно-речевых умений и навыков, следует учитывать потребность в большом количестве времени, которое может занять одно занятие.
Для развития речевых умений студентам должен быть предложен ряд разнообразных упражнений и заданий, основанный на разнообразном видеоматериале
Результатом данной работы стала разработка занятий по РКИ с использованием сюжетов региональных новостей для адаптации иностранных студентов к жизни в Красноярске, приобщение их культуре России и Красноярского края и знакомство их с его историей. В ходе работы были выявлены следующие трудности:
1. Присутствие в сюжетах новостей сложной научной лексики при недостаточной лексической базе у иностранных студентов.
2. Быстрый темп речи дикторов новостей.
3. Недостаток знаний о культуре и истории Красноярска.
Сюжеты о заповеднике Столбы и острове Татышев вызвали у студентов мотивацию к посещению природных достопримечательностей города и самостоятельному изучению его природы и природных особенностей.
Работа проводилась со студентами в группах.
В случае затруднения понимания сюжета использовались различные упражнения-тренинги, и видео просматривалось несколько раз. Во второй раз сюжет становился более понятным для китайских студентов, но возникали затруднения с формированием самостоятельного высказывания....
1. Андрюшина Н.П. Разработка лексико-грамматических тестов по РКИ для начального этапа обучения // "Вестник ЦМО МГУ". - 1998г. - 200с.
2. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус.яз. Курсы, - 2002. -256с.
3. Байтукалов Т. Изучение иностранного языка с точки зрения НЛП- моделирования // http://project-modelino.com/method.htm.
4. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ. - 1993. - №3. - С. 20-25.
5. Барышников Н.В., Жоглина Г.Г. Использование аутентичных видеодокументов в профессиональной подготовке учителей иностранных языков. -ИЯШ. - 1998. - № 4. - С. 88-92 .
6. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // ИЯШ - 1985.- № 5.- С. 30-37.
7. Бим И. Л. Проблемы начальной ступени обучения иностранным языкам в средней школе // FremdnJachenunterricht. - 1987. - № 10. - 477с.
8. Васильев В.П. Организация телевизионных передач с использованием аутентичных видеоматериалов для обучения немецкому языку в школе // ИЯШ. - 1996. -№2. - С. 15-17.
9. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ. -2003. — №5.
- С.31-34.
10. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвистическая проблема
страноведения в преподавании русского языка иностранцам. - М., - 1971.
11. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г Лингвострановедческая теория слова. М.,-1980.-С. 56.
12. Владимирова Т.Е., Красильникова Л.В. Методическое обоснование тестового контроля по аудированию (первый сертификационный уровень общего владения русским языком). // «Вестник ЦМО МГУ», часть 1, - 1998г,-С. 90.
13. Воробьева О.С. Использование художественного фильма на уроке немецкого языка в старших классах // ИЯШ. - 2006. - №7. - С. 59-61.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, - 1999. - С. 59.
15. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам // Пособие для учителя, - М., - 2000. - С. 65.....71