Направления совершенствования организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта (Московский Университет им. Витте)
|
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА 6
1.1 Понятие таможенного контроля 6
1.2 Сущность и содержание перемещения товаров физическими лицами для личного пользования 9
1.3 Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА 22
2.1 Анализ практики таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 22
2.2 Анализ судебной практики по спорам, связанным с перемещением товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 29
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА 40
3.1 Мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 40
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА 6
1.1 Понятие таможенного контроля 6
1.2 Сущность и содержание перемещения товаров физическими лицами для личного пользования 9
1.3 Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА 22
2.1 Анализ практики таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 22
2.2 Анализ судебной практики по спорам, связанным с перемещением товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 29
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА 40
3.1 Мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 40
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что воздушный транспорт играет важную роль в экономике государств-членов Евразийского экономического союза. В настоящее время прилагаются огромные усилия для улучшения функционирования его системы. И одним из приоритетных направлений таможенного законодательства стало развитие информационных технологий. А именно, поэтапное создание единой сети электронных таможен, которая в этом году коснулась и московского авиаузла, использование технологии предварительного информирования, которое занимает среди мероприятий, направленных на упрощение таможенных процедур, и проведение форм таможенного контроля должностными лицами таможенных органов одно из важных мест.
Цель исследования – разработать и предложить мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Изучить и определить понятие таможенного контроля;
2. Раскрыть сущность и содержание перемещения товаров физическими лицами для личного пользования;
3. Исследовать особенности перемещения товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта;
4. Проанализировать практику таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта;
5. Исследовать и предложить мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта;
6. Оценить эффективность применения предложенных мероприятий по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта.
Объект исследования – организация таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта.
Предмет исследования – направления совершенствования организации данного таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта.
Теоретико-методологическая база исследования. При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, моделирование и др.
Цель исследования – разработать и предложить мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Изучить и определить понятие таможенного контроля;
2. Раскрыть сущность и содержание перемещения товаров физическими лицами для личного пользования;
3. Исследовать особенности перемещения товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта;
4. Проанализировать практику таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта;
5. Исследовать и предложить мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта;
6. Оценить эффективность применения предложенных мероприятий по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта.
Объект исследования – организация таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта.
Предмет исследования – направления совершенствования организации данного таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта.
Теоретико-методологическая база исследования. При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, моделирование и др.
Институт таможенного контроля является важным элементом в таможенном праве, однако его понимание как юридического института не полностью разработано, а его реализация не всегда учитывает интересы участников внешнеэкономической деятельности и противоречит принципам российской правовой системы. Российская правовая действительность не соответствует демократическим принципам, особенно в отношении принятия законодательных актов, что приводит к неправильной реализации института таможенного контроля и нарушению прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности. В российской науке и практике отсутствует развитие методологии, что приводит к недостаточной объективности и декларативности применения научных подходов, особенно в контексте таможенного контроля, и требуется использование западных методологических основ для развития правовой системы в соответствии с принципами справедливости и гуманности.
Процедура временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования является комплексной и регулируется с помощью соответствующих нормативно-правовых актов, которые обеспечивают правила и условия перемещения товаров и транспортных средств между странами с учетом облегчения и унификации таможенных процедур.
В настоящее время технология предварительного информирования реализуется не в полной мере и не до конца решает задачи ускорения процессов оформления, совершения таможенных операций с товарами и их выпуска.
В связи с этим необходимы модернизация законодательной базы, комплексная доработка технологии предварительного информирования на всех этапах логистической цепи авиаперевозок, а также внедрение новых удобных для всех участников перевозки программных средств, которые позволили бы полностью перейти на безбумажный документооборот, избежать дублирования информации и сократить количество ошибок, вызванных человеческим фактором.
Одной из возможных проблем, может быть, увеличение тарифов и налогов на ввоз товаров и транспортных средств для личного пользования, а также изменение правил ввоза и регулирование безопасности. Кроме того, снижение объемов ввоза может свидетельствовать о падении национальной экономики, и уменьшении покупательной способности населения.
Проблемы связаны как с несоблюдением правил временного ввоза товаров для личного пользования на территорию ЕАЭС, так и с незаконным ввозом с последующим их использованием третьими лицами и уклонением от уплаты таможенных платежей.
Анализ статистических данных показа, что проблемы в области таможенного дела связаны с нарушением правил временного ввоза товаров, а также с уклонением от уплаты таможенных платежей. В целом, ситуация в области административных правонарушений остается напряженной, и требует постоянного мониторинга и принятия соответствующих мер по повышению эффективности контроля и борьбы с нарушениями. Необходимо продолжать работу по повышению осведомленности о таможенных правилах и ужесточению наказаний за нарушения, чтобы снизить ущерб, который наносится экономике.
По результатам исследования разработаны следующие мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта:
‒ Разработка информационной системы, также представленной, например, отдельные мобильным приложением, которая отвечала бы современным критериям и в удобном формате для каждого человека представляла правила нормативно-правовых актов, касающихся перевозки товаров физическими лицами для личного пользования.
‒ Совершенствование и унификация законодательства.
‒ Повсеместное применение физическими лицами электронной формы декларирования, дальнейшего развития декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами с помощью электронного декларирования и сети Интернет, предварительного информирования о перемещаемых через таможенную границу товарах физическими лицами.
В результате вышесказанного можем сделать вывод. В свете увеличения объемов торговли и перевозок, а также появления новых вызовов и угроз в области безопасности и контрабанды, совершенствование организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами воздушным транспортом становится все более необходимым. Разработка информационных систем, унификация законодательства и применение электронного декларирования – это лишь несколько из мероприятий, направленных на совершенствование этой сферы.
Прогнозируется, что с внедрением этих мероприятий будет наблюдаться увеличение уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования. Согласно приведенной таблице, ожидается увеличение уплаты с 28,9 млрд. руб. в 2020 году до 79,9 млрд. руб. в 2025 году. Это свидетельствует о повышении эффективности организации таможенного контроля и обеспечении уровня безопасности при перемещении товаров физическими лицами воздушным транспортом.
Процедура временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования является комплексной и регулируется с помощью соответствующих нормативно-правовых актов, которые обеспечивают правила и условия перемещения товаров и транспортных средств между странами с учетом облегчения и унификации таможенных процедур.
В настоящее время технология предварительного информирования реализуется не в полной мере и не до конца решает задачи ускорения процессов оформления, совершения таможенных операций с товарами и их выпуска.
В связи с этим необходимы модернизация законодательной базы, комплексная доработка технологии предварительного информирования на всех этапах логистической цепи авиаперевозок, а также внедрение новых удобных для всех участников перевозки программных средств, которые позволили бы полностью перейти на безбумажный документооборот, избежать дублирования информации и сократить количество ошибок, вызванных человеческим фактором.
Одной из возможных проблем, может быть, увеличение тарифов и налогов на ввоз товаров и транспортных средств для личного пользования, а также изменение правил ввоза и регулирование безопасности. Кроме того, снижение объемов ввоза может свидетельствовать о падении национальной экономики, и уменьшении покупательной способности населения.
Проблемы связаны как с несоблюдением правил временного ввоза товаров для личного пользования на территорию ЕАЭС, так и с незаконным ввозом с последующим их использованием третьими лицами и уклонением от уплаты таможенных платежей.
Анализ статистических данных показа, что проблемы в области таможенного дела связаны с нарушением правил временного ввоза товаров, а также с уклонением от уплаты таможенных платежей. В целом, ситуация в области административных правонарушений остается напряженной, и требует постоянного мониторинга и принятия соответствующих мер по повышению эффективности контроля и борьбы с нарушениями. Необходимо продолжать работу по повышению осведомленности о таможенных правилах и ужесточению наказаний за нарушения, чтобы снизить ущерб, который наносится экономике.
По результатам исследования разработаны следующие мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования воздушным видом транспорта:
‒ Разработка информационной системы, также представленной, например, отдельные мобильным приложением, которая отвечала бы современным критериям и в удобном формате для каждого человека представляла правила нормативно-правовых актов, касающихся перевозки товаров физическими лицами для личного пользования.
‒ Совершенствование и унификация законодательства.
‒ Повсеместное применение физическими лицами электронной формы декларирования, дальнейшего развития декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами с помощью электронного декларирования и сети Интернет, предварительного информирования о перемещаемых через таможенную границу товарах физическими лицами.
В результате вышесказанного можем сделать вывод. В свете увеличения объемов торговли и перевозок, а также появления новых вызовов и угроз в области безопасности и контрабанды, совершенствование организации таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами воздушным транспортом становится все более необходимым. Разработка информационных систем, унификация законодательства и применение электронного декларирования – это лишь несколько из мероприятий, направленных на совершенствование этой сферы.
Прогнозируется, что с внедрением этих мероприятий будет наблюдаться увеличение уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования. Согласно приведенной таблице, ожидается увеличение уплаты с 28,9 млрд. руб. в 2020 году до 79,9 млрд. руб. в 2025 году. Это свидетельствует о повышении эффективности организации таможенного контроля и обеспечении уровня безопасности при перемещении товаров физическими лицами воздушным транспортом.



