Введение 2
Глава 1. Внеурочная деятельности по географии в школе 4
1.1. Виды внеурочной деятельности по географии в
школе 4
1.2. Экскурсия как форма внеурочной деятельности по географии в школе...6
1.3. Методика организации и проведения
экскурсии 12
Глава 2. Рекреационно-ресурсный потенциал города Дивногорска
22
2. 1. Характеристика рекреационных ресурсов г. Дивногорска
22
2.2. Объекты туристического притяжения г. Дивногорска
32
Глава 3. Методическая разработка школьной географической экскурсии для
учеников 8-9 классов 36
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложения
54
Учебные экскурсии в рамках школьного предмета география являются важным и эффективным средством повышения качества учебновоспитательного процесса у обучающихся. Их преимущество заключается в том, что они позволяют в естественной среде изучать объекты и явления природы, а также наблюдать результаты хозяйственной деятельности человека. Помимо того, что экскурсии содействуют изучению своего края и способствуют формированию у учеников запаса общих представлений по изучаемому предмету, они побуждают развитие познавательного интереса, любознательности и наблюдательности, тем самым развивают заинтересованность к окружающей природе, хозяйственной жизни страны, а следовательно, и к предмету география. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения.
Город Дивногорск является перспективной базой для проведения экскурсий у обучающихся. На его территории расположено множество архитектурных, природных и исторических памятников, изучение которых может послужить побуждению интереса к научному исследованию родного края, а, как известно, наличие познавательного интереса является важным условием более прочного усвоения знаний. На его примере можно проследить развитие от небольшого рабочего поселка до города, именуемого Культурной столицей Красноярья, Сибирской Швейцарией, городом Красноярской ГЭС.
В настоящее время в преподавании географии выделяют следующие проблемы: преобладание традиционных способов обучения; недостаточное применение в школьной практике технологий, основанных на проектноисследовательской, коммуникативной, познавательной, игровой
деятельности; недостаточная реализация комплексного подхода в обучении географии, в результате чего происходит разрыв между двумя отраслями географической науки - физической и социально-экономической; снижение
внимания к краеведческому компоненту образования и недостаточное использование возможностей внеурочной деятельности (экскурсий, школьных туристических походов, естественнонаучных практик,
экспедиций), что значительно уменьшило уровень компетентности обучающихся в сфере географии родного края; снижение мотивации обучающихся к изучению географии из-за недостаточного объема практических занятий, в том числе в рамках внеурочной деятельности [27].
Актуальность проведения школьных географических экскурсий заключается в том, что использование активных и нестандартных форм проведения уроков способствуют повышению познавательной активности обучающихся и развитию интереса к учебной деятельности, а также более качественному усвоению программного материала.
Объект исследования: внеурочная деятельность по географии.
Предмет исследования: экскурсия как форма внеурочной деятельности по географии в школе.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка школьной географической экскурсии в город Дивногорск для учеников 8-9 классов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть виды внеурочной деятельности по географии в школе.
2. Показать особенности и роль школьной экскурсии в процессе обучения географии.
3. Проанализировать рекреационный потенциал города Дивногорска.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источнико.
2. Исторический.
3. Картографический.
Экскурсии на уроках географии остаются одной из важнейших форм получения новых знаний, при которой реализуется краеведческий принцип обучения. Учебные экскурсии по географии не только содействуют изучению учащимися своего края и созданию у них запаса общих представлений и понятий, но развивают также наблюдательность, любознательность, пробуждают интерес к окружающей природе, к хозяйственной жизни страны, а, следовательно, и к географии. На экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы, что повышает их активность и развивает их практические умения и навыки. Экскурсия позволяет организовать работу по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, и является наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника.
Учебная экскурсия - сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися в природе или на производстве, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся. Каждая экскурсия должна быть глубоко продумана, четко целенаправлена и строго согласована со всей системой школьной работы. Для педагога каждая учебная экскурсия делится на три этапа: подготовка к экскурсии, ее проведение на месте и использование материала экскурсии на последующих уроках. Готовясь к такому мероприятию, учитель заблаговременно изучает место, маршрут, экскурсионные объекты, определяет пункты, наиболее удобные для проведения наблюдений, сбора материала, отдыха экскурсантов, для беседы с учащимися.
Проанализировав рекреационно-ресурсный потенциал города Дивногорска, можно сделать вывод о том, что город является перспективной базой для развития туризма, в том числе и экскурсионного.
На основе исследования разработана экскурсия в город Дивногорск, которая может быть впоследствии использована для обучающихся 8-9 классов.
Выводы
1) Основными видами внеурочной деятельности являются:
2) Школьные экскурсии выполняют в воспитании, обучении и развитии детей очень большую роль, формируя навыки наблюдения, мыслительные процессы, воображение и творческие способности.
В результате проведения географических экскурсий у обучающихся накапливается фактический материал, формируются образные и содержательные представления о природных и хозяйственных объектах, что очень важно при изучения географии.
3) Город Дивногорск имеет большие перспективы для развития туризма, в том числе и экскурсионного. Его рекреационный потенциал представлен такими объектами, как:
Разработанная авторская экскурсия согласована с темами школьной программы. Она может быть использована для обучающихся 8-9 классов, побуждая их интерес к изучению родного края. Экскурсия будет способствовать формированию личностных, предметных и метапредметных результатов в процессе обучения географии.
1. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации познавательной деятельности. // Научная школа плюс минус. - 2001. - №10.
2. Беловолова Е. А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии 6-9 классы: Методическое пособие -М.: Вентана - Граф, 2013. -240 с.
3. Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Е.В. Вавилова. - М.: КноРус, 2012. - 224 с.
4. Вдовина С.А., Вдовина Е.А. Качество образования как педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2015. - №23.
5. Водные ресурсы. [Электронный ресурс]. URL:
https://utmagazine.ru/posts/8391 -vodnye-resursy. (Дата обращения: 20.04. 2019)
6. Все достопримечательности Дивногорска. [Электронный ресурс]. URL:
https: //www.tourprom.ru/country/russia/divno gorsk/all attr/. (Дата
обращения: 22.04. 2021)
7. Геоморфологические ресурсы (ресурсы рельефа). [Электронный
ресурс]. URL:
https://studref.com/308426/turizm/geomorfologicheskie_resursy_resursy_rel efa. (Дата обращения - 21.04. 2021)
8. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие. - М.: Владос, 1999. - 96 с
9. Город Дивногорск/ Энциклопедия Красноярского края. [Электронный
ресурс]. URL: http: //my.krskstate.ru/docs/urbans/divno gorsk/ (Дата
обращения: 15.04.2021)
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод.
конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223с
11. Гусева О.Н. Рекреационные ресурсы приенисейского района на участке Дивногорск — Красноярск, 2008 г. - 93 с.
12. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. - 320 с.
13. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География.
Население и хозяйство России: учебник для 9 класса
общеобразовательных организаций - Русское слово, 2016
14. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителя и студентов педагогических институтов. - М.: Апрель, 2002.
15. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - М.:
Советский спорт, 2003. - 216 с.....41