ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СИБИЛНГОВОЙ ПОЗИЦИЕЙ 7
1.1. Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений 7
1.2. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте 19
1.3. Сиблинговая позиция как фактор, влияющий на характер
межличностных отношений младших школьников 29
1.4. Способы улучшения межличностных отношений младших школьников 41
Выводы по Главе 1 52
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ СИБЛИНГОВЫМИ ПОЗИЦИЯМИ 53
2.1. Методическая организация исследования 53
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 59
2.3. Методические рекомендации по развитию благоприятных
межличностных отношений у младших школьников с разными сиблинговыми позициями 92
Выводы по Главе 2 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 117
Проблема сущности и характера межличностных отношений людей требует уяснения того, каким образом проявляются в них социальные и психологические качества личности этих людей. Взаимоотношения в психологии - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. Это, прежде всего, система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.
Находясь в ситуации постоянной включенности в те или иные отношения, человек выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая личность. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает, в свою очередь, в других членах группы ответные реакции , и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений и межличностных ролей - ролей, обусловленных именно психологическими особенностями человека, проявляющимися во взаимодействии с окружающими.
В психологии изучены различные факторы, влияющие на установление и развитие системы социальных связей человека, психологически близких отношений. В их числе личностные особенности, стиль общения и взаимодействия. В своем исследовании мы хотим обратить внимание на такой фактор, который может повлиять на становление отношений человека, как сиблинговая позиция.
Все мы родом из детства. Поэтому тот опыт, который дает семья, во многом определяет особенности представления человека о себе, стиль общения и взаимодействия с другими людьми, особенности его взаимоотношений с окружающими.
Первые исследования влияния порядка рождения на развитие личности проводились в основном в русле психоаналитической концепции .
Выделялись факторы конфигурации семьи, связанные с порядком рождения: размер семьи, количество и пол сиблингов, промежутки между рождениями детей. Обсуждалось, как психологическая позиция сиблинга, характеризуемая этими факторами, влияет на определенные личностные черты, школьную адаптацию, контакты со сверстниками в школе. [7]
Одним из первых исследователей, который обратил внимание на то, что порядок рождения является значимой характеристикой, был Ф. Гальтон.
Вслед за Гальтоном аналогичные исследования провели и другие авторы.
Самый значительный вклад в ранние исследование особенностей развития сиблингов внес Альфред Адлер. В 20-х гг. он одним из первых начал изучать эффекты порядка рождения.
Адлер рассматривал этот вопрос в рамках созданной им системы индивидуальной психологии и утверждал, что порядок рождения - это важный фактор личностного развития, определяющий личностные характеристики человека в детстве и во взрослом возрасте. [11]
Адлер считал, что понимание индивидуальных особенностей каждого человека возможно только на основе информации о его семейной позиции , определяемой порядком рождения. Даже если два сиблинга живут в одной и той же семье и имеют одних и тех же родителей , социальная ситуация их развития различна.
Первые работы Вальтера Томана, посвященные сиблинговым отношениям, появились в конце 50-х годов. Томан анализировал влияние семейных позиций сиблингов на их личностные особенности и будущую супружескую жизнь. [11]
Согласно взглядам Боуэна, сходные сиблинговые позиции в семье приводят к схожим личностным чертам . Так, для всех старших сиблингов характерно стремление к лидерству, а для младших - к подражательству.
Боуэн подчеркивал, что нет позиций, которые были бы лучше или хуже других: они дополняют друг друга. Во взрослой жизни находит отражение то, какую сиблинговую позицию в своей семье занимал ребенок. [4]
Вместе с тем, несмотря на теоретическую и практическую значимость полученных результатов, проблема построения межличностных отношений людьми с разными сиблинговыми позициями в научной литературе представлена фрагментарно, и остается до конца не изученной. [8]....
Проблема построения межличностных отношений людьми с разными сиблинговыми позициями в научной литературе представлена фрагментарно, и остается до конца не изученной.
В ходе теоретического анализа литературы нами была определена теоретическая сущность межличностных отношений младших школьников в коллективе сверстников у детей с разной сиблинговой позицией. Были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «межличностные отношения», его структура, этапы развития и типология. Так же были рассмотрены основные особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте и возможные приёмы формирования эффективного социального поведения детей . Было изучено понятие «сиблинговая позиция», рассмотрели отдельно каждую позицию и их характеристику и возможные способы улучшения межличностных отношений.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления особенностей межличностных отношений младших школьников с разной сибилнговой позицией .
В ходе исследования было выявлено, что на формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте влияют ряд факторов. Положение в группе определяется как личностными качествами ребёнка, так и теми требованиями, которые сложились в группе. Особой любовью, популярностью среди детей младшего школьного возраста пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, владеющие навыками необходимыми для разных видов деятельности, весёлые эмоциональные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.
Рассмотрев сиблинговые позиции, мы знаем, что каждой позиции присущ типичный стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия.
Проводя анализ взаимоотношений братьев и сестер, процесса их воспитания в семье и личностного становления, нельзя говорить о полной предсказуемости и единообразии данных отношений, но определенные особенности прослеживаются.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны учителю в практической работе и родителям для развития благоприятных отношений в кругу семьи.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1990. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/KPs-2001/KPS-001.HTM]
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
3. Андреева, Т.В. Семейная психология. СПб.: 2004.
4. Боуэн М. О дифференциации «Я» // Московский
психотерапевтический журнал, 2005, №1
5. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и
взрослыми. // Психология. Курс Современной Гуманитарной Академии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://website-
seo.ru/06820203133.html
6. Возрастная и педагогическая психология (краткий текст лекций).
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.superinf.ru/view. helpstud.php?id=216
7. Гендерные особенности сиблинговых отношений. // Библиофонд. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=554898
8. Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей
младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами . // Мир словарей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://referat.mirslovarei.eom/d/461538/
9. Гурова Е. В. Суркова Е. Г. Способность к творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье // Научные статьи / Психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-k-tvorcheskoy-samorealizatsii- molodyh-lyudey-s-razlichnoy-siblingovoy-pozitsiey-v-semie
10. Ершов П. П. «Психологическая характеристика детей. Братья и сестры». // Интернет - портал «Психологический навигатор». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psynavigator.ru/artpages/13.htm
11. Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy.ru
12. Истомина Е. «Старший», «средний», «младший» - судьба или роль... // Интернет - портал «Психологический навигатор». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psynavigator.ru/artpages/723.htm
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Москва: Издательство ГАРДАРИКИ, 2005. — 319 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/KPs-2001/KPS-001.HTM]
14. Киреева Н. В. Психологические особенности взаимодействий сиблингов в зависимости от разницы в возрасте / Оренбургский государственный университет, Оренбург.
15. Ковалева Н. П. Связь сиблинговой позиции с половой идентичностью детей младшего школьного возраста // Научные статьи / Психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/swaz-siblingovoy-pozitsii-s-polovoy- identichnostyu-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta....48