ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО
ХИМИИ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие “внеклассная работа” в педагогической литературе
1.2. Классификация внеклассной работы по химии
1.3. Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ТЕАТРА
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ
2.1. Разработка программы кружка “Химический театр”
2.2. Разработка сценария театрализованного представления
2.3. Результаты работы кружка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современные федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед образовательными организациями задачу в создании полноценных условий для развития личностных качеств обучающихся, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач, формирования активной позиции каждого ребёнка, развития познавательной деятельности. Одним из решений этого вопроса является внедрение в педагогический процесс активных форм обучения, когда ребёнок не только слушает и записывает что говорит учитель, но и сам своими усилиями пытается добыть знания. Подключаются его поисковые и творческие способности, развивается самостоятельность и инициативность [Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации, 2023].
Внеклассная работа является одним из двигателей такого процесса, при всем многообразии форм она должна быть тесно связана со школьной программой, выходить за пределы и тем самым дополнять ее. Неслучайно она всегда волновала умы учителей, методистов и ученых. Различным аспектам внеклассной работы посвящены многочисленные труды, в которых раскрывается ее сущность. Такая работа рассматривается как средство не только закрепления полученных знаний, но и как способ формирования умений применять полученные знания на практике, что является необходимым для повышения компетентности обучающихся [Ковалева, 2011].
Внеклассная работа по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность и практическая значимость. Существует множество форм ее реализации, однако, чем больше в них творческого начала, тем более они значимы для детей. Химический театр один из примеров групповой формы внеклассной работы по химии. Он четко соответствует требованиям в формировании культуры творческой личности, приобщает обучающихся к творческому мышлению, расширяет и углубляет знания школьников по химии, повышает мотивацию к изучению химии,
4 освоению многих современных профессий, формирует чувство гармонии и помогает «строить» и создавать себя, расти духовно и нравственно.
Любой спектакль химического театра - пример возможной интеграции курсов химии, литературы, истории, музыки, информатики. Программа Химического театра состоит из трех образовательных блоков (теория, практика, проект). Она предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта, способствующего развитию у детей не только творческих способностей, но и умения создавать авторские модели, полученные знания и практический опыт помогают при подготовке к олимпиадам [Пономарев, 2014].
Таким образом, внеклассная работа по химии - это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету.
Цель исследования - разработка программы школьного химического театра как элемента внеклассной работы по химии.
Объект исследования - процесс внеклассной работы по химии.
Предмет исследования - возможности использования школьного театра во внеклассной работе со школьниками.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы внеклассной работы по химии, ее место в учебно-воспитательном процессе.
2. Разработать программу кружка “Химический театр”.
3. Разработать и реализовать сценарий театрализованного представления....
Внеклассная работа по химии - это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием, развивающим кругозор и воображение учащихся.
В ходе проделанной работы, нами были рассмотрены теоретические основы внеклассной работы по химии, ее место в учебно-воспитательном процессе. Удалось выяснить, что несмотря на то что в методической литературе существуют абсолютно разные подходы к определению понятия “внеклассная работа”, все же большинство авторов сходятся во мнении, что в первую очередь — это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время и практически совпадающая с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.
Она позволяет раскрываться личностным особенностям обучающихся, в то же время роль учителя в этой деятельности остается лидирующей, что позволяет ему направлять потенциал обучающихся в верном направлении, способствуя развитию творческих особенностей не только художественной направленности, но и технической.
Во внеклассной работе больше, чем в любой другой деятельности, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа. Большое значение имеет занимательность проводимых мероприятий, элементы игры и театрализации. Особенно это относится к работе с учащимися младших классов. Ведь театрализованная деятельность - это прежде всего творческое проявление ребёнка, она позволяет решать многие задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей.
На основе анализа методической литературы была разработана программа кружка «Химический театр», которая дает возможность школьникам разобраться и углубить свои знания в трудных понятиях химии, явлениях 44 природы, возможность раскрыть творческий потенциал, освоить
коммуникативные навыки.
В рамках программы кружка «Химический театр» был написан сценарий театрализованного представления “Волшебные истории”. Апробация которого дала понять, что данного рода мероприятия важны, их стоит популяризировать и чаще внедрять в педагогическую деятельность.
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Университет, 1990 г. 560 с.
2. Безымянная О. М. Школьный театр. М.: Айрис-пресс: Рольф, 2001. 266 с.
3. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания. М.: Просвещение, 1983. 142 с.
4. Груздева Н.В., Лаврова В.Н., Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию. СПб.: Крисмас, 2016. 105 с.
5. Гусева Л. Г. О развитии личности одаренного ребенка // Современные проблемы науки и образования: материалы XLVII внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. Магнитогорск : МаГУ, 2009. С. 27-28.
6. Душина И. В., Пятунин В. Б., Летягин А. А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов. М.: Дрофа, 2007. 510 c.
7. Ким Е.П. Химия 8-11 классы. Внеклассные мероприятия. Автор- составитель- Волгоград.: Учитель, 2009. 134 с.
8. Ковалева С. Г., Иванова О. М., Баталева Н. Ю. Внеклассная работа как средство повышения компетентности учащихся : монография. СПб.: Свое изд-во, 2011. 93 с.
9. Конорович Л. А. Ролевая игра как средство развития творческих способностей школьников. // Химия: проблемы преподавания. № 8, 2006. С. 48-52.
10. Ланина И. Я. Развитие интереса школьника к предмету. М.: Просвещение, 2001. 24 с.
11. Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе // Энциклопедия
Нестеровых, 2017. [Электронный ресурс] URL:
46 https://odiplom.ru/lab/vneklassnaya-rabota-v-shkole.html (дата обращения: 09.11.2023)
12. Никишов А. М. Организация воспитания школьников. М.: Просвещение, 1995. 225 с.
13. Опарина Н. А. Школьный театр. Пьесы, инсценировки, режиссура. М.: Народное образование, 2002. 223 с.
14. Пак М. С., Давыдов В. Н., Толетова М. К., Зелезинский А. Л. Внеурочная работа по химии в современной школе: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 49 с.
15. Педагогический словарь / Под редакцией И.А.Каирова. М.: Слово, 2004. 766 с....25