ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Исследование проблемы общения в психологии 6
1.2. Особенности межличностного общения детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками 14
1.3. Показатели развития межличностного общения в дошкольном
возрасте 22
1.4. Факторы, влияющие на общение детей старшего дошкольного
возраста 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Организация и методики исследования 43
2.2. Способы и приемы развития компонентов общения 45
2.3. Результаты контрольного среза и сравнительный анализ
экспериментальных данных исследования 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении [37]. Однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предположения.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.
В настоящее время значительно возросло внимание к проблеме общения со стороны философов, социологов, психологов и других специалистов. Общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми (Л.И. Божович, 3
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.).
Становление личности дошкольника происходит в его отношениях людьми - не только взрослыми, но и другими детьми (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.). Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.
Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих психолого-педагогических исследованиях (А.И. Аржанова, П.В. Артемова, В.Я. Воронова, В.А. Горбачева, Р.Н. Ибрагимова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, Р.И. Жуковская, Р.М. Римбург, и другие).
Изучению разных аспектов межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста и коррекции его ненормативных проявлений посвящены работы К. Хорни Ж. Пиаже, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Т.А. Репиной и др.
Характер и качество межличностных отношений будет определять личное, социальное благополучие, здоровье человека, его удовлетворенность либо неудовлетворенность жизнью.
Актуальность - в настоящее время значительно возросло внимание к проблеме общения со стороны философов, социологов, психологов и других специалистов. Общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми
Становление личности дошкольника происходит в его отношениях с людьми - не только взрослыми, но и другими детьми Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.
Цель исследования - изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в процессе специально организованной игровой деятельности....
В дошкольном детстве мир ребенка уже не ограничен семьей. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакт со сверстниками [37]. Общение со сверстниками является важным фактором психического развития дошкольника. В процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях опыт его общения со сверстниками является для ребенка в первую очередь контекстом для сравнения его с «подобными себе существами» и служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни. Кроме того, общение со сверстниками является одновременно и средством взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами своих сверстников [32].
По результатам исследования можно сделать выводы:
Была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме и проведена исследовательская работа, которая была посвящена развитию общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в процессе специально организованной игровой деятельности детей.
При анализе результатов констатирующего эксперимента были сделаны следующие выводы:
1. Общение детей обеих групп характеризуется низкой избирательностью.
2. Дети, принимавшие участие в исследовании основываются на общем положительном отношении, симпатии («Нравится»), хотя в этом возрасте должны уже ориентироваться больше на нравственные качества ровесника.
3. Игровые объединения детей контрольной группы несколько больше по составу желающих играть вместе. Дети экспериментальной группы иногда предпочитают одного-двух детей или деятельность в одиночестве.
На основании полученных данных была разработана программа формирующего эксперимента, которая предполагала 2 направления: работа с детьми и работа с родителями. Формирующий эксперимент проводился в течение 3 месяцев. Запланированные мероприятия с детьми проводились 2-3 раза в неделю во второй половине дня (перед прогулкой), когда дети не были заняты на занятиях и других обязательных видах деятельности.
Не смотря на сравнительно малый срок для развития такого сложного процесса, как общение, тем не менее, получилось достигнуть положительных результатов в ряде параметров:
• у детей экспериментальной группы сократилось количество одиночных игр и возросло число коллективных игр;
• повысился уровень избирательности партнера для игры;
Все вышесказанное является показателем того, что проведенная работа имела положительный результат, выбранный путь и методы развития общения дошкольников являются эффективными для данной группы детей. Но, чтобы достичь лучших результатов, необходимо проводить коррекционно-развивающую работу более длительное время и добиться подключения к работе с детьми всех специалистов и родителей.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, где мы предполагали, что навыки общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками будет эффективно развиваться процессе специально организованной игровой деятельности, а так же будут устранены резкие отличия между контрольной и экспериментальной группами - подтвердилась.
1. Акопов Г.В. Психология общения: социокультурный
анализ.Ростов-на-Дону, 2013.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Академия, 2015. 350 с.
3. Бодалев А. А. Личность в общении. М., 2003. 216 с.
4. Бодалев А.А. Психология общения. М., Воронеж, 1996.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж : НПО "Модэк", 2008. с. 350 - 359.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: АСТ, 2007. 680с.
7. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1999. 216 с.
8. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии. 2001. №3. с. 17 - 26.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Академия, 2013.
10. Галигузова Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте. // Новые исследования в психологии. 1998. №2. С.60 - 65.
11. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Издво МГУ, 2010. 166 с.
13. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды. Т 1.М., 1996.
14. Зимняя И.А. Педагогическое общение как форма реализации учебного сотрудничества преподавателя и студентов // Психология обучения неродному языку. М., 1989. 216 с.
15. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 2007. 200 с....50