МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПРИЕМАМ
РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМ РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
Введение 2
Глава 1. Использование рациональных уравнений и систем рациональных уравнений при решении текстовых задач 8
1.1. Способы решения рациональных уравнений и систем рациональных
уравнений 8
1.2. Основные методы решения систем рациональных уравнений 14
1.3. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений и систем
рациональных уравнений 24
Глава 2.Методические подходы при обучении школьников решению текстовых задач с помощью рациональных уравнений и систем рациональных
уравнений 40
2.1. Анализ уче'бных программ по математике и уче'бных пособий по алгебре разных
авторов 39
2.2. Особенности методики обучения школьников решению текстовых задач с
помощью рациональных уравнений и системы рациональных уравнений 47
2.3.Элективный курс по теме «Использование рациональных уравнений и системы рациональных уравнений при решении текстовых задач» 51
Заключение 68
Литература 70
Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей.
Математическая текстовая задача это связанный лаконичный рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса). В условии соблюдаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекта, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними. Требования задачи это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме («Найти площадь треугольника» или «Чему равна площадь прямоугольника»). Это значение величины называется искомым.
Иногда задачи формулируются таким образом, что часть условия или всё условие включено в одно предложение с требованием задачи. В реальной жизни довольно часто возникают самые разнообразные задачные ситуации, сформулированные на их основе задачи. Сначала и до конца обучения в школе математическая текстовая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия. Решая текстовые задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Текстовые задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение текстовых задач и в воспитании личности учащихся.
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идет от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то есть имеет родственные корни. С другой - пристальное внимание обучающих к текстовым задачам, которое было характерно для России, - почти исключительно российский феномен.
Известно, что исторически долгое время математические знания передавались из поколения в поколение в виде списка задач практического содержания вместе с их решениями. Первоначально обучение математике велось по образцам. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило».
Подтверждением тому служит фрагмент из книги И. Бёшенштейна, в котором сначала дается «определение» тройного правила, формулируется правило, потом приводится задача и рецепт ее решения по правилу. «Тройным правилом» называется regula aurea (т. е. магистерское правило, или золотое правило), с помощью которого совершаются все торговые расчеты всех ремесленников и купцов; оно называется в гражданском обиходе de try или de tree, ибо содержит в себе три величины, при помощи которых можно вычислить«все заметь еще числа, стоящие сзади и спереди. Надо стоящее сзади число помножить на среднее и разделить на переднее». Это была обычная практика. По-другому в те времена учить не умели[1].
В давние времена обученным считался тот, кто умел решать задачи определенных типов, встречавшихся на практике (в торговых расчетах и пр.). При этом учащие мало заботились о сознательном усвоении учениками того или иного способа действия. Считалось, что понимать-то едва ли нужно
было. «Это ничего, что ты ничего не понимаешь, ты и впереди также многого не будешь понимать», — утешал, бывало, наставник своего питомца, и вместо понимания рекомендовал не заноситься, а выучить наизусть все, что задают, и потом стараться применить это к делу. Так в 1923 г. В. Беллюстин описывал старинную практику обучения решению текстовых задач [2]....
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме поиска
методических подходов к обучению учащихся приемам решения текстовых
задач с использованием рациональных уравнений и систем рациональных
уравнений. Эта тема является актуальной, так как многие учащиеся школ не
умеют решать текстовые задачи.
В первой главе выпускной квалификационной работе были определены
основные понятия темы, приведена историческая справка о том, как в
древности решали задачи, каким способом. Так же были рассмотрены
основные типы текстовых задач и схемы решения. В той же главе были
описаны методы решения текстовых задач с использованием рациональных
уравнений и систем рациональных уравнений. А также подобраны и
решены задачи, при помощи рациональных уравнений и систем
рациональных уравнений.
Во второй главе представлен анализ учебников 8 класса различных
авторских коллективов по данной теме. Приведена методика изучения
решения текстовых задач с использованием рациональных уравнений и
систем рациональных уравнений, описан элективный курс для учащихся 8
62
класса по теме «Использование рациональных уравнений и систем
рациональных уравнений при решении текстовых задач».
Данную работу можно использовать как дополнительный источник
информации учителю для подготовки к урокам алгебры, а также студентам
факультета математики при изучении учебной дисциплины «Элементарная
математика (алгебра)».
1. Алимов Ш. А., Колягин Ю.М.,«Алгебра 7,8,9» (М.:
Просвещение,2010 и последующие издания).
2. Арнольд И.В. Принципы отбора и составления арифметических задач/Вопросы методики математики. - М., - 2000. - С. 7-28. - (Изв. АПН РСФСР, выпуск 6).
3. Арнольд В.И. Избранное — 60. — М.: ФАЗИС, 2007.
4. Баранов И. А., Богатырев Г. И., Боконев О. А. Математика для подготовительных курсов техникумов. М.: «Наука» главная редакция физико-математической литературы, 2000.
5. Баданова Т.А. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики // Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 9. Калуга, 2007Беллюстин В. Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики. - М.-П.: 2001.
6. Бгатова О.В. Применение СКМ при обучении математике.//
7. Вавилов В. В. Задачи по математике. Алгебра. Справочное пособие. М. «Наука» главная редакция физико-математической литературы, 2000.
8. ВиленкинН.Я., А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.И. Жохов Математика. Учебник для 5 класса средней школы. М.: 2013. - 304 с.
9. Виленкин Н.Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты/Математика в школе, 2012,№ 4.ВыгодскийМ. Я. Справочник по элементарной математике. - М: АСТ: Астрель, 2006.- 509с.:ил.
10. Вилейтнер Г. Хрестоматия по истории математики. Выпуск I. Арифметика и алгебра. Перев. с нем. П.С.Юшкевича. М.-Л.: 2000.
11. Г у с е в В. А. , М о р к о в и ч А. Г. Г96 Математика: Справочные материалы: кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 2001.-416с.:ил.
12. Гусев В. А. «Внеклассная работа по математике в 6 - 8 классах: Книга для учителя » .- 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2001.- 286с., ил.Волович М.Б. Преемственность при обучении математике в 5-6 классах/Математика, 2004, № 33.
13. Глейзер Г. И. История математики в школе: IX-X Кл. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2001.-351с.:ил.
14. Дорофеев Г. В., Кузнецова Л. В. Кузнецова Г. М. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике». - М.: Дрофа, 2000.- 80 с.: ил.
15. ДорофеевГ.В.,МуравинК.С.,МуравинГ.К. «Учебник алгебры» - М.: Дрофа, 2001.- 240 с.: ил.....50