Введение 3
Глава 1. Понятия «театральности» и «сценичности» в современном литературоведения 5
Глава 2. Театральность в Викторианскую эпоху 18
2.1. Значение и характеристики театральности английского романа в
Викторианскую эпоху 18
2.2. Элементы театральности в романах Ш. Бронте «Шарли» и «Учитель»...35 Глава 3 Отражение категории театральности в поэтике романов Ш.
Бронте «Джейн Эйр» и «Городок» 52
3.1. Роль театральности в организации сюжетно-композиционного уровня романов Ш. Бронте «Джейн Эйр» и «Городок» 52
3.2 Театральность как компонент портретной характеристики и черты поведения персонажей в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и «Городок» 66
Заключение 88
Библиографическое описание 91
Английская литература XIX века и, прежде всего, викторианский роман, по праву считается одной из самых значительных и вызывающих постоянный научный интерес страниц истории европейской литературы: писатели-викторианцы, обогатили английскую реалистическую прозу, их произведения явились фундаментом для важнейших открытий будущей англоязычной литературы. При этом нет никаких сомнений в том, что одна из важнейших ролей в становлении викторианского романа принадлежит Ш.Бронте (Charlotte Bronte).
Романы Бронте привлекали к себе внимание значительностью проблематики, мастерством увлекательного повествования, образами героинь, наделенных сильными чувствами, смелостью, твердыми нравственными принципами, способных принимать самостоятельные решения. Помимо этого следует отметить, что одной из основных особенностей произведений Ш.Бронте является проявление категории театральности в поэтике романов на разных художественных уровнях.
Указание на присутствие элементов театральности в романах Ш.Бронте является вопросом малоисследованным и важным. Между тем очевидно, что «понятие театральности, театральный феномен в его отношении к жизненной реальности, будучи одним из постоянных мотивов в романе, определяет некоторые важнейшие особенности его поэтики» [35].
Проблему театральности можно отнести к числу остро актуальных и в то же время наименее осмысленных культурологической наукой проблем. В последние годы в литературоведении это все чаще становится предметом пристального научного осмысления.
Методологической основой исследования послужили работы: Р. Барта, М.М.Бахтина, Елистратова А.А, О.О. Легг, С.Г.Липняговой, Ю.М.Лотмана, В.И.Пимонова, М.Поляковой, Никонровой Т.М. Соколовой Н. И. Н.П.Михальской, П.Пави. В.Е.Хализеева.
Методы исследования-историко-литературный подход, предполагающий анализ произведения в его соотношении с литературным, культурным и социальным контекстом, с элементами семиотического анализа.
Соответственно, объектом исследования в диссертации явилась поэтика романов «Джейн Эйр» (Jane Eyre) и «Городок» (Villette).
Предмет исследования - категория театральности в поэтике романов Ш.Бронте «Джейн Эйр» и «Городок».
Таким образом, целью исследования стало обозначение присутствия категории театральности в поэтике романов Ш.Бронте «Джейн Эйр» и «Городок». Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения ряда исследовательских задач:
-на основе существующих точек зрений категории театральности в поэтике романа выбрать рабочее определение;
-выявить уровень реализации категории театральности в романах Ш.Бронте «Джейн Эйр» и «Городок» на уровне сюжетостроения;
-показать уровень реализации категории театральности в романах Ш.Бронте «Джейн Эйр» и «Городок» на уровне формирования системы образов.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в анализе театральности как основы поэтики романов Бронте, изучении характера взаимосвязанности и взаимообусловленности различных проявлений театральности в художественном тексте.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в использовании материалов для элективного курса в средней и старшей.
Основные результаты исследования были представлены на научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной филологии 25.04.2018»
Следует отметить, что Ш. Бронте вошла в историю мировой литературы как один из ярчайших представителей викторианской эпохи. Именно она своими произведениями меняла сознание и общественное мнение самой передовой страны своего времени. В ее романах мы не видим образ театра напрямую, однако, Бронте мастерски пользовалась театральностью как художественным инструментом почти на каждой странице своих произведений.
Так, зрелищность как проявление театральности обеспечивается созданием «эффекта присутствия», достигаемого за счет изображения обстановки через призму восприятия того или иного персонажа. В этом случае избыточность, детальность описания, благодаря которой читатель превращается в зрителя, рассматривающего театральные декорации, сочетается с возможностью наблюдать эффект, который эта обстановка производит на персонажа, становящегося, таким образом, помещенным в декорации актером.
Помимо этого, для усиления «эффекта присутствия» повествование всегда ведется от первого лица. В анализируемых произведениях эта форма повествования способствует более глубокому раскрытию психологии героев.
В форме внутреннего монолога даны размышления главных героинь по поводу нравов окружающих их людей, норм поведения, их собственных стремлений и переживаний. Также внутренняя речь служит одним из основных средств характеристики образов.
Стремление к выразительности, к драматическому эффекту влияет на пространственно-временные характеристики текста. Романное время в произведениях Бронте чрезвычайно сжимается, что приводит к ускорению действия, к максимальному сокращению промежутков между сценами.
Однако, если в романе «Джейн Эйр» сценической площадкой является лишь усадьба, то в романе «Городок» это пространство расширяется до города.
Выбор усадьбы в качестве сюжетного пространства определяет такие особенности произведений как ограниченность действующих лиц, ненасыщенность действия событиями, простота и будничность сюжета. В усадьбе течет частная жизнь, закрытая для внешних вторжений.
Для более эффективного раскрытия театральности как портретной характеристики и черты поведения, автором был создан ряд ярких образов: миссис Рид, Бланш Ингрем, Джейн Эйр, мистер Рочестер, Сент-Джон Риверс, Люси Сноу, Поль Эммануэль, миссис Бек, Джиневра Фэншоу, Полина де Бассомпьер.
Важной особенностью в построении образов является то, что большинство из них построены по принципу контраста, который заключается в том, что Ш. Бронте противопоставляет внешность героев их внутреннему облику.
Как и описания обстановки, описания одежды слишком скрупулезны, подробны и явно избыточны с точки зрения развития сюжета. Подробные описания одежды персонажей объективно способствуют именно театрализации изображения, делая его чрезвычайно наглядным и пластичным. Еще одна функция этих описаний (как и описаний обстановки), связанной с указанной избыточностью, следует считать и замедление действия. Тщательно описывая малозначащие в плане развития сюжета и даже с точки зрения раскрытия характера и в целом внутреннего мира персонажа детали, Бронте замедляет темп повествования, что способствует выделению следующего за этим описанием напряженного или композиционно важного, значительного эпизода.
Важным средством театрализации изображаемого в романах является частое упоминание или даже описание жестов персонажей. Едва ли не любая реплика того или иного героя сопровождается упоминанием соответствующего жеста, в результате чего все диалоги, все сцены становятся зримыми, видимыми, наглядными, и читатель получает возможность не только осознать, но именно увидеть происходящее Обозначение интонаций, подобное указаниям режиссера или авторским ремаркам также может восприниматься как проявление драматургичности произведений. В романах Ш. Бронте мимика, жесты, описание взгляда, поз, интонаций, тембра и громкости голоса, т.е. элементы, способствующие созданию «эффекта присутствия», занимают очень важное место, усиливая драматический и трагедийный эффект произведения и способствуя созданию атмосферы театральности.
В общем и целом, театральность проявляется по-разному на различных уровнях художественного текста, включая построение отдельных образов и систему образов произведения, его композицию, сюжет, пространственную организацию, речевую характеристику персонажей. Театральность проявляется, в частности, в особом развитии конфликта и построении интриги, в специфике «выстраивания» сцены и характеристики персонажей, их появления и действий в романах, которые, в свою очередь, превращаются в своего рода огромную сценическую площадку, где читатель превращается в зрителя, а автор - в первую очередь в режиссера.
1. Андреева И.М. Театральность в культуре. - Р/Д., 2002.
2. Аристотель. Поэтика; Риторика; Пер. с греч. В. Аппельрота. СПб.: Азбука, 2000.-346 с.
3. Барт Р. Семиотика. Поэтика / Под ред. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. -615 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986;
5. Берингер И. Театр, теория, постмодернизм. М.,1991.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Под ред.М.С. Марковского. СПб, 1996. - 398 с.
7. Бронте Ш. Городок / Ш. Бронте ; пер. с англ. А. Глебовский, И. Проценко.- СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2017.- 640 с.
8. Бронте Ш. Джейн Эйр / Шарлотта Бронте; пер. с англ. И. Гуровой.- Москва: Издательство АСТ, 2017.-672с.
9. Бронте Ш. Учитель / Ш. Бронте ; пер. с англ. Н. Флейшман ; послесл. Е. Тепловой. СПб.:НПО «Мир и семья - 95», 1997. - 384 с.
10. Бронте Ш. Шерли; Эшворт / Ш. Бронте ; пер. с англ. И. Грушецкой, Ф. Мендельсона. М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 640 с.
11. Бронте Э. Грозовой перевал: роман / Эмили Бронте; пер. с англ. Н.Вольпин.- М.: АСТ: Астрель, 2011. - 318с.
12. Будагян А. А. Творческий путь Шарлотты Бронте : автореф. дисс. на соискание науч. степени канд. филол. наук / А. А. Будагян. — М., 1950183с.
13. Васильева И. Сестры Бронте в России. Прихоти судьбы // Шарлота Бронте and another lady / сост. И.Н. Васильева и Ю. Г. Фридштейн ; вступ. статьи И. Н. Васильевой. — М. : Фолио, 2001. — 445 с.
14. Владимиров С.В. Действие в драме. Л.: Искусство, 1972. 159 с.
15. Гениева Е.Ю. (сост.) Эти загадочные англичанки. М., 1992. - с. 27 - 78.....49