РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ИМИТАЦИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема исследования развития компонентов самосознания в
психолого-педагогической и методической литературе 6
1.2. Особенности развития компонентов самосознания детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия и средства развития компонентов самосознания
детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ результатов 32
2.3. Развитие компонентов самосознания у детей старшего дошкольного
возраста посредством игр-имитаций 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема исследования развития компонентов самосознания в
психолого-педагогической и методической литературе 6
1.2. Особенности развития компонентов самосознания детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия и средства развития компонентов самосознания
детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ результатов 32
2.3. Развитие компонентов самосознания у детей старшего дошкольного
возраста посредством игр-имитаций 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность данного исследования заключается в том, что осознание детьми самих себя, в дошкольном возрасте является важным преуспеванием в развитии, что влияет на будущее формирование и развитие личности детей. Следовательно, нужно своевременно создать условия, помогающие развитию самосознания.
От того как качественно развито самосознание зависит успешность становления человека, как личности в обществе. Процесс развития личности сложен и многогранен: возраст от пяти до шести лет является критическим периодом в общем психическом развитии ребенка. Именно в этот период закладываются основы самовосприятия ребенка. А в связи с переходом к обучению в школе с шести лет особое значение приобретает вопрос восприятия ребенком самого себя, своих сил и способностей. Это оказывает большое влияние на успешное начало школьного обучения.
Стремясь к гармонии в понимании себя и внутреннего мира, дети могут развивать социально-коммуникативные умения и навыки через адекватную или неадекватную самооценку. Этот процесс позволяет им регулировать поведение и сравнивать себя с другими, что открывает новые возможности взаимодействия с окружающим миром.
Вопросы развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста рассматривались в работах таких известных психологов, как В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.
Одним из средств развития самосознания дошкольников, является игра, в данном случае нами была выбрана игра-имитация.
Долгое время игра была признана методом обучения, аналогичным первой ступени школьного процесса воспроизведения реальных практических ситуаций для их освоения.
Игры-имитации отражают окружающую реальность наиболее непосредственным образом. Они включают уникальный сюжет, который 3
образно отображает бытовые, трудовые, образовательные явления, а также нравственные черты живых существ, включая человека. Игрок занимает роль, которая позволяет ему соприкоснуться со сценарием и персонажами разыгрываемых событий и явлений.
В то же время важнейший вопрос о том, как развивается самосознание и на каких критериях, суждениях, рассуждениях и образах оно основываются, является вопросом, который, несмотря на свою важность и интересность, до сих пор не изучен.
Данное противоречие дало возможность выделить из указанной выше проблемы тему: «Развитие компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста посредствам игр-имитаций».
Цель исследования: теоретически изучить и опытно
экспериментальным путем определить эффективность игр-имитаций в развитии компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игр-имитации как средство развития
компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста способствуют игры- имитации и включение их в образовательную деятельность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы развития самосознания в психолого-педагогической и методической литературе, раскрывая сущность понятия «самосознание».
2. Изучить особенности развития компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.
3. Осуществить и оценить эффективность работы с использованием игр-имитаций в развитии компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста....
От того как качественно развито самосознание зависит успешность становления человека, как личности в обществе. Процесс развития личности сложен и многогранен: возраст от пяти до шести лет является критическим периодом в общем психическом развитии ребенка. Именно в этот период закладываются основы самовосприятия ребенка. А в связи с переходом к обучению в школе с шести лет особое значение приобретает вопрос восприятия ребенком самого себя, своих сил и способностей. Это оказывает большое влияние на успешное начало школьного обучения.
Стремясь к гармонии в понимании себя и внутреннего мира, дети могут развивать социально-коммуникативные умения и навыки через адекватную или неадекватную самооценку. Этот процесс позволяет им регулировать поведение и сравнивать себя с другими, что открывает новые возможности взаимодействия с окружающим миром.
Вопросы развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста рассматривались в работах таких известных психологов, как В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.
Одним из средств развития самосознания дошкольников, является игра, в данном случае нами была выбрана игра-имитация.
Долгое время игра была признана методом обучения, аналогичным первой ступени школьного процесса воспроизведения реальных практических ситуаций для их освоения.
Игры-имитации отражают окружающую реальность наиболее непосредственным образом. Они включают уникальный сюжет, который 3
образно отображает бытовые, трудовые, образовательные явления, а также нравственные черты живых существ, включая человека. Игрок занимает роль, которая позволяет ему соприкоснуться со сценарием и персонажами разыгрываемых событий и явлений.
В то же время важнейший вопрос о том, как развивается самосознание и на каких критериях, суждениях, рассуждениях и образах оно основываются, является вопросом, который, несмотря на свою важность и интересность, до сих пор не изучен.
Данное противоречие дало возможность выделить из указанной выше проблемы тему: «Развитие компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста посредствам игр-имитаций».
Цель исследования: теоретически изучить и опытно
экспериментальным путем определить эффективность игр-имитаций в развитии компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игр-имитации как средство развития
компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста способствуют игры- имитации и включение их в образовательную деятельность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы развития самосознания в психолого-педагогической и методической литературе, раскрывая сущность понятия «самосознание».
2. Изучить особенности развития компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.
3. Осуществить и оценить эффективность работы с использованием игр-имитаций в развитии компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста....
Самосознание - это свойство человека осознавать себя как субъекта деятельности. В структуру самосознания включены: когнитивный компонент или самопонимание; эмоционально-оценочный компонент или самоотношение; поведенческий компонент или саморегуляция; самоактуализация; уровень притязаний.
Дети старшего дошкольного возраста переживают многочисленные изменения в своем самосознании. Они начинают преувеличивать свои достижения и становятся склонны к завышенной самооценке. С возрастанием самосознания происходит четкая половая идентификация, которая играет значительную роль в формировании личности.
Оценивание сверстника и взрослого становится для ребенка важным инструментом для самооценки. Появляется критическое отношение к мнению окружающих, что способствует развитию самокритичности и правильной дифференцированной самооценки.
С развитием самосознания дети начинают оценивать себя и других людей. Они осознают свои физические способности, умения и нравственные качества, что помогает им формировать представление о себе и окружающих. Дети проявляют интерес к коллективной деятельности и умеют мотивировать свою самооценку.
Понимание того, как взаимодействовать с окружающими людьми, формируется вместе с осознанием себя в течение времени и развитием собственного сознания. Новые социальные навыки и способность к самоанализу делают восприятие ребёнком себя более сложным и глубоким.
Педагогические условия развития компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста включают: работа воспитателей и педагогов ДОУ и родителей; свободная деятельность по созданию ситуаций, способствующих позитивному отношению к разнице полов; развитие позитивного настроя, мотивации к школьному обучению; воспитание 54 дисциплины в группе, поощрение самостоятельности; организация занятий на определение эмоциональных состояний; двигательные игры на сплочение, взаимодействие, развивающие доверие; разыгрывать проблемные ситуации;
занятия по коррекции поведения; использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы; поддерживать комфортное эмоциональное состояние в процессе освоения полезной информации; поддерживать мотивацию детей к сенсорному развитию; необходимо правильно выбирать и применять современные образовательные технологии. К средствам развитии самосознания старших дошкольников относятся: игровая деятельность, в игре ребёнок может почувствовать себя равноправным членом общества; исследовательская деятельность, даёт возможность самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений; изобразительная деятельность, позволяет выразить свои чувства, эмоции, переживания; наблюдение, обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства; коммуникативная деятельность, объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости со взрослым; проектная деятельность, активизирует самостоятельную деятельность ребёнка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
По результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы выявлен средний и низкий уровни сформированности образа «Я»; низкая и заниженная самооценка; средний и низкий уровни знаний простых социальных норм, а значит, все это говорит о недостаточном развитии компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Результаты контрольного этапа говорят о том, что проведенная целенаправленная работа оказала положительное влияние на развитие компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Организуя занятия с помощью игр-имитаций, которые включают: рисование, беседа, чтение и инсценирование, мы тем самым создаем благоприятную эмоциональную атмосферу, настрой, формируем 55
положительное отношение к происходящему процессу, формируем позитивное отношение к себе, помогаем детям в невербальной и вербальной формах выражать чувства, осознавать свои личные черты и свойства характера других людей, расширяем представление о себе, укрепляем уверенность в своих возможностях, развиваем способность осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, а рабочая гипотеза получила подтверждение. Развитию компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста способствуют игры-имитации и включение их в образовательную деятельность.
Дети старшего дошкольного возраста переживают многочисленные изменения в своем самосознании. Они начинают преувеличивать свои достижения и становятся склонны к завышенной самооценке. С возрастанием самосознания происходит четкая половая идентификация, которая играет значительную роль в формировании личности.
Оценивание сверстника и взрослого становится для ребенка важным инструментом для самооценки. Появляется критическое отношение к мнению окружающих, что способствует развитию самокритичности и правильной дифференцированной самооценки.
С развитием самосознания дети начинают оценивать себя и других людей. Они осознают свои физические способности, умения и нравственные качества, что помогает им формировать представление о себе и окружающих. Дети проявляют интерес к коллективной деятельности и умеют мотивировать свою самооценку.
Понимание того, как взаимодействовать с окружающими людьми, формируется вместе с осознанием себя в течение времени и развитием собственного сознания. Новые социальные навыки и способность к самоанализу делают восприятие ребёнком себя более сложным и глубоким.
Педагогические условия развития компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста включают: работа воспитателей и педагогов ДОУ и родителей; свободная деятельность по созданию ситуаций, способствующих позитивному отношению к разнице полов; развитие позитивного настроя, мотивации к школьному обучению; воспитание 54 дисциплины в группе, поощрение самостоятельности; организация занятий на определение эмоциональных состояний; двигательные игры на сплочение, взаимодействие, развивающие доверие; разыгрывать проблемные ситуации;
занятия по коррекции поведения; использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы; поддерживать комфортное эмоциональное состояние в процессе освоения полезной информации; поддерживать мотивацию детей к сенсорному развитию; необходимо правильно выбирать и применять современные образовательные технологии. К средствам развитии самосознания старших дошкольников относятся: игровая деятельность, в игре ребёнок может почувствовать себя равноправным членом общества; исследовательская деятельность, даёт возможность самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений; изобразительная деятельность, позволяет выразить свои чувства, эмоции, переживания; наблюдение, обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства; коммуникативная деятельность, объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости со взрослым; проектная деятельность, активизирует самостоятельную деятельность ребёнка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
По результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы выявлен средний и низкий уровни сформированности образа «Я»; низкая и заниженная самооценка; средний и низкий уровни знаний простых социальных норм, а значит, все это говорит о недостаточном развитии компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Результаты контрольного этапа говорят о том, что проведенная целенаправленная работа оказала положительное влияние на развитие компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Организуя занятия с помощью игр-имитаций, которые включают: рисование, беседа, чтение и инсценирование, мы тем самым создаем благоприятную эмоциональную атмосферу, настрой, формируем 55
положительное отношение к происходящему процессу, формируем позитивное отношение к себе, помогаем детям в невербальной и вербальной формах выражать чувства, осознавать свои личные черты и свойства характера других людей, расширяем представление о себе, укрепляем уверенность в своих возможностях, развиваем способность осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, а рабочая гипотеза получила подтверждение. Развитию компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста способствуют игры-имитации и включение их в образовательную деятельность.





