Введение 2-6
Глава 1. Изменение системы образования в регионе в межвоенный период
1.1. Эволюция законодательство в сфере образования в 1917-1930-е гг.
8-11
1.2. Становление и развитие системы общего образования в регионе в
1920- 1930е гг 12-26
1.3 Ликвидация неграмотности в крае 27-42
Глава 2. Педагогические кадры региональной системы образования в 19201930-е гг.
2.1. Изменение кадрового потенциала системы краевого образования в
исследуемый период 43-54
2.2. Инновационные технологии обучения и воспитания в краевой
системе образования 55-64
Заключение 65-67
Список используемых источников 68-72
Приложение 73 - 75
Актуальность темы исследования. Обращение к истории народного образования сегодня более чем актуально. Наша страна переживает кардинальную ломку образовательной системы, доставшейся в наследство от советских времён. Беспрерывные реформы, продолжающиеся уже много лет, вызывают неоднозначное отношение не только в профессиональном педагогическом сообществе, но и среди широкой общественности.
Сегодня наша страна стоит на перепутье в поисках наиболее оптимальной модели образования, которая, с одной стороны, сохраняла бы вековой опыт, накопленный нашей школой, базирующейся на фундаментальных основах национально-культурного развития, а с другой - была бы способна интегрироваться в мировое образовательное пространство.
В связи с этим возникает необходимость в поиске оптимальных путей совершенствования современного образования, который будет способствовать формированию патриота, гражданина, качественных профессиональных личностей, обладающих творческим складом ума, способностью к самообучению, ответственностью, свободой мышления, высокой степенью адаптивности и профессионализмом.
Степень изученности. Следует отметить, что избранная тема достаточно глубоко исследована на общесоюзном уровне. Поэтому исторические и педагогические работы других исследователей для нас являются фундаментом в понимании и осмыслении избранной темы. Введенный ими в оборот массив фактологических данных позволил нам провести сравнительный анализ особенностей реализации государственной образовательной политики в нашем регионе.
Проблемами культурной политики, а образование является ее составной частью, на сибирском материале исследовались В.Л. Соскиным, Ф.А. Лукинским, др. Их ценность для нашей работы состоит в том, что мы можем сопоставить процессы, проходившие в Красноярском крае с общесибирскими [2, с. 54]
Собственно региональных работ по заявленной теме сравнительно немного. Одной из первых является сборник «Народное образование Красноярского края за годы Советской власти», где в статье Д.Г. Жолудева показан процесс становления советской модели образования в регионе[18, с.169]
Наибольшую ценность представляет коллективная монография «Очерки истории народного образования Красноярского края ( XVII - начало XXI вв. », в которой отдельные параграфы посвящены государственной политике в 1920-1930 -е гг.[20, с.348]
Вместе с тем в заявленной теме есть исследовательские лакуны, которые призвано устранить наше исследование: сложности в реализации всеобуча в крае; изменение дидактики и методики воспитания учащихся в исследуемый период.
Объектом исследования является - государственная политика в сфере общего образования в 1920-1930-х гг. в Красноярском крае.
Предметом исследования является - реализация мероприятий по организационной, содержательной перестройки общего образования в регионе.
Цель исследования - проанализировать, как изменилась государственная политика в сфере образования за 1920-1930-е гг. в Красноярском крае и Енисейской губернии....
Таким образом, в ходе проведённого исследования все поставленные в начале работы задачи были решены и цель достигнута.
Большой и трудный путь становления прошла система педагогического образования в Красноярском крае, Енисейской губернии в исследуемый период. Мы проследили как система образования эволюционировала и как конец 30-х гг, например, отличался от начала 20-х гг.
Если в 1920-е гг. существовала единая трудовая школа с двумя ступенями ( четырёхлеткой и пятилеткой), отсутствовали поощрения и наказания, оценки и отменялись экзамены, то в 1930-е гг. в системе образования произошли значительные изменения. Вводится постановление о «введение начальной и средней школы», а обучение стало доступным и бесплатным для всех слоёв общества. Но, стоит отметить, что Советской власти это далось довольно тяжело. Становление общего образование в регионах происходило значительно медленнее, чем в городе. Они ставили срок, но не укладывались в них. На это были свои причины.
Катастрофическая нехватка учителей - была одной из этих причин. Их образовательный уровень был низок. При проведении диктанта среди педагогов, они допускали из 10 слов по 8-9 ошибок. Руководство осознавало, что без хорошо образованных учителей - они лишаются основной культурной опоры в деревне. Поэтому, губнаробраз понимал, что в первую очередь, нужно заняться методической подготовкой просвещенцев для работы в новой, советской школе.
Ещё одной причиной было то, что развитие системы педагогического образования проходило в условиях экономической разрухи и голода. Всё это приводило к тому, что не получалось выделить каждому ученику по школьному комплекту. Писали на чём и как придётся. Не хватало учебников. Всё это приводило к тому, что после обучения, всё что изучали забывалось, и процент грамотности снова падал.
Также, негде было обучаться. Школьных зданий было намного меньше , чем учащихся. За 1935-1936 годы, например, школьная площадь увеличилась на 17 440 ученических мест, а количество учащихся - на 84 400 человек. В результате перегрузки школьных зданий все школы в городе перешли на двухместные занятия. А в Красноярске 52 класса занимались в третью смену.
Но, стоит отметить, что решение проблем осуществлялось. Например, произошли значительные сдвиги в учительской среде. Во-первых, численность учителей, по сравнению с 1920-г выросла почти в четыре раза. Во-вторых, повысился их образовательный уровень, по сравнению с началом 20-х гг. И, в-третьих, развивалась краевая система подготовки и переподготовки учительских кадров, что также улучшало образовательный уровень учителей.
Изменениями подверглись и организационные формы и методы. Если в 20-х гг. отсутствовали поощрения и наказания, оценки и отменялись экзамены, то в 30-е гг. были созданы экспериментальные программы для школ первой и второй ступеней. Были пересмотрены формы организации обучения. Стала использоваться к концу 30-х гг. классно-урочная форма организации обучения, роль учителя определялась как ведущая , классы имели постоянный состав , чёткое расписание. Вводились четверти, в конце каждой составлялась развёрнутая чёткая характеристика учеников. По окончании учебного года проводились проверочные испытания. Для оценки результатов использовалась пятибалльная система. Всё это способствовало улучшению качества образования..
Всё это помогло новой власти добиться следующих результатов: улучшить качество обучения в Енисейской губернии, Красноярском крае, а также, к середине 30-х гг. создать устойчивую школьную систему с преемственными ступенями, что способствовало уменьшению количества неграмотных и сделало систему образования доступной для всех слоёв советского общества.
1. Асочакова В.А. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения Хакасии [Текст]: В братской семье народов / В.А. Асочаков. - Абакан: Хакасское отделение книжного издательства, 1977. - 197 с.
2. Бастракова М.С. Становление советской системы организации науки (19171922 гг.). М., 1973. С. 79.
3. Большая советская энциклопедия. В 30 т., 3-е изд. —
М.: Сов.энциклопедия, 1972. — Т.7.
4. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М., 1964.
5. Большакова А.М. Советская деревня (1917-1925 гг.). Л., 1925; Она же. Деревня 1917-1927 гг. М., 1927.
6. Вернадский В.И. Публицистические статьи. М., 1995. С. 164.
7. Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. История российской культуры 1917 - 1940 гг.: учебное пособие-практикум / Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им.
B. П.Астафьева. - Красноярск, 2019. - 220 с
8. Дубинин А.Н. Формирование системы народного образования на Урале. 1917-1941 гг. Екатеринбург, 1996.
9. Данькина Н. А. Интеллигенция Хакасии в конце XIX - 30-е годы ХХ века [Текст] / Н. А. Данькина. - Абакан: Изд-во ХГУ, 2004. - 128 с.
10. Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки: Подготовка кадров историков-марксистов. 1917-1929. М., 1968. С. 138.
11. Ковалевский М. А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128-165.
12. Куманев В.А. Революция и просвещение масс. М., 1973. С. 192-193.
13. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959. Т. 7. С. 146.
14. Козлов В.А. Культурная революция и крестьянство. 1921-1927. М., 1983.
C. 63-64.
15. Культурное строительство в РСФСР. 1917-1920: Документы и материалы. М., 1983. Т. 1, ч. 1. С. 264....45