Введение
Глава I. Формы организации учебно-воспитательного процесса 4
1.1. Понятие, сущность и классификация форм организации процесса
обучения 4
1.2. Особенности экскурсии как формы учебно-воспитательного процесса
1.3. Методика организации экскурсий
Глава II. Методика организации и проведения географических экскурсий 37
2.1. Физико-географическая характеристика урочища «Генералиха»
2.2. Методическая разработка учебной географической экскурсии для 6
класса
Заключение
Список использованных источников
Педагогическая практика подтверждает, что экскурсии являются массовой формой внеклассной краеведческой работы. Учебновоспитательная эффективность экскурсии неоспорима, и в преподавании географии применение ее обосновано самой сутью предмета. Без экскурсий преподавание географии неизбежно приобретает словесно-книжный теоретический характер.
Самодеятельные экскурсии позволяют включить в работу каждого ученика, тем самым данная проектная деятельность обеспечивает комплексное решение задач ФГОС ООО. При такой совместно работе формируются и развиваются универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные и т.д.
В истории педагогики изучение географии помимо традиционных уроков неотрывно связано с экскурсией.
Следует отметить вклад в популяризацию экскурсионных форм работы Александра Яковлевича Герда. Он считал, что преподавания естественноведческих наук должно, по возможности, начинаться в саду, в лесу или поле, а экскурсии должны служить дополнением к урокам, должны показать детям взаимоотношения царств природы и связать приобретенный детьми опыт в одно целое. Методикой проведения географических экскурсий занимались практически все известные педагоги и методисты К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, Н.М. Верзилин, Т.А. Ильина и многие другие.
Стандарт образования говорит, что внеурочная деятельность может быть организована в различных формах, а содержание работы определяется педагогом, уже исходя из его компетентности.
Объект исследования: учебная экскурсия по географии.
Предмет исслeдoвaния: природно-территориальный комплекс (Урочище «Генералиха»)
Ц^ль исслeдования: разработать учебную экскурсию для обучающихся 6 класса
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать учебные экскурсии в учебном процессе
2. Сформировать методические рекомендации по проведению экскурсий в 6 классе
Методы исследования:
1. Анализ.
2. Синтез.
3. Обобщение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
Экскурсия имеет большое значение в деле преподавания географии. Так же она осуществляется воспитательную функцию. Умелое использование экскурсионной формы обучения на уроках географии способствует развитию учащихся в разных направлениях.
География невозможно представить только в теории, тот предмет требует расширения учебной формы урока. Для создания полной картины своей местности обучающимся необходимо общение с природой, причем не только с позиции обучения, но и с точки зрения духовно-этического развития.
В реализации экскурсионной формы обучения есть некоторые пробелы: мало часов в школьной программе, удаленность изучаемых объектов, затрудненное финансирование, сложность организации, проблематичность вписания экскурсии в общее расписание уроков. Решить эти проблемы возможно благодаря организации внеурочной работы. Например, создание географического клуба, в работу которого вошли бы экскурсии.
Потенциал экскурсии надо использовать шире и активнее. Ведь благодаря ей учащиеся могут раскрыть свой потенциал исследователя, примерить роль первооткрывателя, увидеть природные тайны и явления в их естественной среде. Изучение природы невозможно только лишь по учебникам. Необходимы непосредственное наблюдение, эксперименты.
Значение географических экскурсий в учебном процессе неоспоримо. Их важность при изучении натуральных объектом природы в курсе географии абсолютно необходимо.
Была разработана географическая экскурсия, способствующая формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.
Преподавателю географии важно эффективно и грамотно планировать работу по организации учебных экскурсий. Для этого необходимо хорошо владеть методикой проведения таких занятий, тщательно их продумывать. Для достижения максимально продуктивного результата учитель должен правильно подготовить к экскурсии учащихся.
Таким образом, непосредственный контакт с природой является условием формирования ответственного отношения учащихся к ее объектам. Восприятие природы развивает эстетику учеников. На экскурсии формируется культура бережного поведения к окружающему миру. В процессе общения с природой ученики осознают необходимость ее сохранения как среды жизни.