ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие, сущность и классификация форм организации процесса
обучения 5
1.2 Внеурочная деятельность: понятие, сущность, формы и виды 7
1.3 Общая характеристика экскурсии как организационной формы
учебного процесса 9
ГЛАВА 2. ТОПОНИМИКА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
Г.КРАСНОЯРСК 20
2.1. Понятие, классы и принципы топонимики 20
2.2. Характеристика топонимики города Красноярск 22
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА НА ПРИМЕРЕ ТОПОНИМИКИ Г. КРАСНОЯРСК 24
3.1. Инструктаж по технике безопасности 28
3.2. Технологическая карта экскурсии 30
3.3. Сопроводительный текст экскурсии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях модернизации содержания школьного образования увеличивается роль активных форм организации обучения учащихся. Одной из таких форм организации учебно-воспитательного процесса является экскурсия. Она направлена на расширение и углубление у школьников базовых знаний и умений, развитию мыслительных способностей и познавательного интереса.
Экскурсии играют важную роль в преподавании географии в школе, так как обеспечивают высшую форму наглядности в обучении. У школьников во время экскурсий происходит накопление образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация экскурсий способствует формированию таких важных качеств, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний, расширению представлений об окружающем мире.
Важность проведения экскурсий не раз придавали значение такие ученные как Вахтеров В. П., Герд А. Я., Новиков Н. И., Ушинский К. Д.
Объект исследования: процесс обучения географии на примере топонимики г. Красноярск.
Предмет исследования: экскурсия как форма внеурочной деятельности обучения географии в 8 классе.
Методы: анализ, синтез, картографический, исторический.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке экскурсии по топонимике г. Красноярск для обучающихся 8 класса.
Для достижения цели работы необходимо выполнение следующих задач:
1. проанализировать особенности проведения экскурсии;
2. выявить особенности изучения топонимики г. Красноярск;
3. составить методические рекомендации по проведению экскурсии на примере топонимики г. Красноярск.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников.
Школьная географическая экскурсия представляет собой форму учебно-воспитательной работы, которая проводится с познавательными целями. Она характеризуется коллективным приобретением знаний, наглядностью, активной деятельности участников.
Школьные экскурсии классифицируются в зависимости от характера экскурсии (урочные и внеурочные); ее содержания (обзорные и тематические, которые подразделяются на исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, производственные и т.д.); способа передвижения (пешеходные и с использованием различных видов транспорта); объекта посещения (производственные, естественнонаучные, краеведческие и комбинированные); формы проведения (экскурсия-массовка, экскурсия- прогулка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт, экскурсия-спектакль); способа проведения (виртуальные и реальные); продолжительности (краткосрочная, средней продолжительности, длительной продолжительности); по иным основаниям.
Топонимика - важнейший элемент краеведческой работы, главной целью которой является выяснение происхождения географических названий. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях.
Топонимы - это мост между прошлым и настоящим. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезнет наша история, наши корни, опустошается наша память», - пишет Г.П. Смолицкая в книге «Занимательная топонимика». Чтобы сохранить топонимы, надо их исследовать и изучить, - что и необходимо делать регулярно на уроках и во внеурочное время.
В контексте данной выпускной квалификационной работы были разработаны методические рекомендации по проведению школьных географических экскурсий на примере топонимики г Красноярск.
1. Алексеев, А. И. География 5 - 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 - 192 с.
2. Аникина, В. П. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
• 2017. - Т. 30. - С. 9-11.
3. Баулина, Т. Д., Бочарникова, Э. А. Краеведческий принцип в обучении географии и физики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.).
• Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 130-132.
4. Беловолова, Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт / Е. А. Беловолова // География в школе. - 2006. - № 5. - С.39-46
5. Биряльцева, А. Р. Экскурсионная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся: На примере системы дополнительного образования детей Республики Татарстан : 13.00.08 / А. Р. Биряльцева - Москва, 2003.
6. Биткаева, Л. Х. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «География» в Чеченском государственном университете / Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А.// Полевые практики в системе высшего профессионального образования: материалы IV международной конференции. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2012.
7. Гакаев, Р. А., Нуцулханова, М. Ю., Авхадов, С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1-5.
8. Гакаев, Р. А., Чатаева, М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 22-25.
9. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное - Москва: ИКЦ «МарТ», 2006. - 304 с.
10. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: учебник. 5-е изд. / Б. В. Емельянов - Москва: Советский спорт, 2004. - 215 с.
11. Захарова, Е. А. Экскурсия как форма внеклассных занятий учащихся по иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 38-40.
12. Лисицына, Т. Б. Экскурсия - педагогический процесс // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 401-404.
13. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012 - 207 с.
14. Мешкова, Л. Ю. Урок географии в современной школе // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 125-128.
15. Нужнов, И. Н. Исторический опыт развития экскурсионного и школьного туризма в России в XIX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 33. - С. 126-130....21